Врожденная мышечная кривошея

Врожденный вывих бедра

Врожденный вывих бедра – наиболее часто встречающееся врожденное заболевание опорно-двигательного аппарата. Односторонний вывих наблюдается чаще, чем двусторонний; у девочек вывих встречается чаще, чем у мальчиков.

Причиной развития врожденного вывиха бедра является дисплазия тазобедренного сустава, т.е. врожденный порок развития всех элементов сустава. Суставная впадина уплощена за счет утолщения хрящевого покрова, развития на ее дне соединительной ткани и за счет недоразвития хрящевых и костных краев, особенно верхнего края впадины. Ядро окостенения головки бедра на пораженной стороне появляется позже, чем на здоровой. Из-за отсутствия правильного взаиморасположения суставной впадины и головки бедра последняя поворачивается кпереди (антеторсия).

Учитывая клинико-рентгенологическую картину различают дисплазию (предвывих), подвывих и вывих. Ребенок редко рождается с уже сформированным вывихом бедра, чаще всего этому предшествует предвывих или подвывих бедра в тазобедренном суставе.

Эффект лечения зависит от времени начала лечения.

Клинические проявления на 1-м году жизни ребенка. Наиболее частыми симптомами у новорожденных являются:

• ограничение отведения бедер в тазобедренных суставах;

• симптом щелчка, определяющийся в течение первых 6–40 дней жизни;

• асимметрия складок на бедре и ягодичных складок сзади;

• определяющееся на глаз укорочение нижней конечности при одностороннем вывихе;

• наружная ротация нижней конечности.

При подозрении на врожденный вывих бедра или дисплазию тазобедренного сустава обязательно рентгенологическое исследование.

Ранняя постановка диагноза дает возможность своевременно, в первые 3 месяца, начать лечение и тем самым предупредить развитие деформаций и осложнений. Ведущим методом лечения детей является функциональный.

При уходе за новорожденным используют широкое пеленание и лечебную гимнастику, целью которой является формирование суставной впадины путем приближения к ней головки бедра.

Причины точно не установлены. Возникновение заболевания связано с разрывом грудино-ключично-сосцевидной мышцы во время родов, с хроническим интерстициальным миозитом, дистрофическими изменениями в мышце из-за нарушений кровоснабжения при обвитии пуповины, с пороком развития грудино-ключично-сосцевидной мышцы. Изменения мышцы нарастают после рождения ребенка, сохраняющиеся волокна подвергаются дистрофии и рубцуются.

Клиника тем более выражена, чем большая часть грудино-ключично-сосцевидной мышцы поражена. В первые дни после рождения кривошея мало заметна, но на 8– 9-й день обнаруживаются утолщение и уплотнение в средней части мышцы, через 3–4 недели наклон и поворот головы. При отсутствии лечения деформация шеи постепенно нарастает, возникает асимметрия лица и черепа. Если больше укорочена грудная ножка мышцы, которая в основном участвует в повороте головы, то более выражен поворот головы, если ключичная – более выражен боковой наклон головы. Наибольшей выраженности деформация достигает у больных к 3–6-летнему возрасту. Нарушение осанки проявляется в виде сколиоза шейного и верхнегрудного отделов позвоночника. Наблюдается неправильное развитие верхней и нижней челюсти, околоносовых пазух, носовых перегородок и твердого неба.

Лечение. С момента установления диагноза – консервативное, коррекция головы и шеи средствами лечебной физкультуры, лечение положением, с применением укладок, гипсовой кроватки и т.д.

Консервативное лечение особенно эффективно на первом году жизни ребенка, когда ткани еще эластичны и представляется возможным растянуть пораженную мышцу.

Основной целью является:

• устранение деформации без операции путем улучшения трофики пораженной мышцы;

• уменьшение и ликвидация мышечной контрактуры,

• обеспечения компенсаторного увеличения мышечного тонуса на здоровой стороне;

• предупреждение деформации головы и шеи.

В процессе восстановительного лечения используются массаж, лечебная гимнастика, физиотерапия, проводящиеся на фоне корригированного положения головы ребенка.

Консервативное лечение должно быть не менее года, а диспансерное наблюдение – до школьного возраста.

Массаж проводится на фоне общего массажа, соответствующего возрасту и физическому развитию ребенка.

Для уменьшения и ликвидации мышечной контрактуры на стороне поражения используют приемы поглаживания и вибрации. Поглаживание при этом проводят подушечками среднего или указательного пальцев от уха к ключице, затем применяют легкую вибрацию в виде поколачивания кончиками пальцев в любом направлении, а затем снова осуществляют поглаживание. При массаже левой мышцы голова ребенка повернута влево, при массаже правой мышцы – вправо. Ребенок не должен ощущать боли. Если он чувствует сильную боль и мышцы напрягаются, то массировать нельзя (при массаже мышцы должны быть расслаблены).

Компенсаторное увеличение тонуса мышц здоровой стороны достигается использованием всех приемов массажа (с включением верхней части трапециевидной мышцы и мышц затылочной области, а при асимметрии лица – мышц половины лица, отстающей в росте). Проводятся вводное поглаживание, спиралевидное растирание, вновь поглаживание, легкое разминание пальцами обеих рук и заключительное поглаживание. Расслабление мышц массируемой стороны достигается поворотом головы в эту сторону.

Курс массажа назначают индивидуально. В среднем – 30 сеансов, между курсами делают перерыв на 1–2 недели.

Лечебная гимнастика состоит из специальных и общеукрепляющих упражнений, к которым относятся рефлекторные, пассивные и активные упражнения, соответствующие возрасту и физическому развитию ребенка.

Лечебную гимнастику проводят 3–4 раза в день по 5– 10 минут. Все упражнения выполняют без насилия, плавно, так, чтобы ребенок не чувствовал боли. После соответствующего инструктажа занятия с ребенком может проводить мать.

В первые 2–3 месяца после рождения ребенка специальные упражнения применяют в основном в форме рефлекторных упражнений (разгибание спины и отведение головы назад при проведении пальцами вдоль позвоночника) в положении ребенка на боку и пассивных движений в положении лежа на спине.

Специальные упражнения применяют после массажа. Кроме специальных ежедневных занятий, в течение дня включают (3–4 раза) специальные корригирующие упражнения с предшествующим и заключительным массажем шеи, выполняемые родителями ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: