Модель управления персоналом представляет собой комбинацию методов, приемов, применяемых для наиболее эффективного использования потенциала работника. Можно говорить о нескольких типах моделей, которые также учитывают особенности национального менталитета.
1. Модель «спортивная команда» («рынок труда2) характеризуется:
· Краткосрочным наймом за пределами организации;
· Отбором кадров по профессиональным критериям;
· Конфронтационностью отношениями между работниками и администрацией;
· Минимальным обучением и повышением категории персонала;
· Игнорированием социальных потребностей и преобладанием чисто экономической ориентации работников (главный мотивирующий фактор – денежное вознаграждение за индивидуальные результаты);
· Связью уровня заработной платы с общеэкономическими условиями;
· Преданностью работников профессии, а не организации.
2. Модель «человеческий капитал» («крепость»), характерна для Японии, предполагает:
· Переменную занятость, при которой персонал делится на временных и постоянных (ядро) работников, для которых практикуется долгосрочный (пожизненный) наем;
|
|
· Инвестиции в обучение, решение социальных проблем;
· Непрерывное образование и повышение квалификации на рабочем месте;
· Участие работников в управлении;
· Постоянную ротацию кадров;
· Групповые принципы продвижения, вознаграждения;
· Обусловленность уровня заработной платы возрастом и стажем.
3. Партнерская (западноевропейская) модель основывается:
· На социальном партнерстве и коллективном договоре;
· Предоставлении руководящих должностей прежде всего своим сотрудникам;
· Сокращении или ликвидации статусного разрыва между руководством и починенными;
· Создании благоприятных условий труда;
· Поощрении открытого делового общения;
· Помощи в поисках работы при увольнении;
· Участии в прибылях;
· Постоянном повышении квалификации
4. Российская модель характеризуется:
· Патернализмом;
· Ориентированностью большинства руководителей на решение проблем организации, а не персонала;
· Незащищенностью квалифицированных работников любого ранга от произвола собственников и администрации;
· Непрофессионализмом работников сферы управления человеческими ресурсами;
· Незаинтересованностью основной массы работодателей и работников в росте квалификации и повышения производительности труда;
· Слабым давлением на организацию специалистов извне;
· Трудностью увольнения работников;
5. Модель «академия» предполагает:
· Опору на собственные кадры и пополнение персонала только за счет молодых специалистов и внутреннее их продвижение;
· Воспитание лояльности и преданности организации, готовности принять нормы;
· Стимулирование повышения квалификации и развития персонала;
· Ориентацию на образование, интеллект.
Модель характерна для государственной организации. Ей свойственна низкая текучесть персонала, удовлетворенность им своим положением.