Классификация подшипников качения. Схемы установки подшипников на валах
Подшипник качения представляет собой готовый узел, основным элементом которого являются тела качения (1), установленные между внутренним (2) и наружным (3) кольцами и удерживаемые на определенном расстоянии друг от друга обоймой, называемой сепаратором (4). Подшипники качения стандартизованы и изготавливаются в массовом производстве на крупных специализированных заводах.
Подшипники качения имеют следующие достоинства по сравнению с подшипниками скольжения:
- малые потери на трение, незначительный нагрев, малые пусковые моменты;
- малый расход смазки;
- простота обслуживания и замены подшипника;
- меньшие габаритные размеры в осевом направлении;
- сравнительно малая стоимость вследствие массового производства.
Недостатки:
- малонадежны в высокоскоростных приводах из-за опасности разрушения сепаратора от действия центробежных сил;
- сравнительно большие радиальные размеры;
- шум при больших скоростях;
- высокая чувствительность к ударным и вибрационным нагрузкам вследствие большой жесткости конструкции подшипника.
Подшипники качения классифицируется по различным признакам:
1) по форме тел качения:
- шариковые (а);
- роликовые (могут быть с цилиндрическими короткими (б) и длинными (в) роликами, витыми (г), коническими (д), бочкообразными (е) и игольчатыми роликами (ж));
2) по направлению воспринимаемой нагрузки:
- радиальные;
- радиально-упорные;
- упорно-радиальные;
- упорные;
3) по относительным габаритным размерам подшипники подразделяются на серии:
- сверхлегкую;
- особо легкую (1);
- легкую (2);
- среднюю (3);
- тяжелую (4);
- легкую широкую (5);
- среднюю широкую (6);
4) по точности изготовления подшипники качения подразделяются на классы:
- нормального (0);
- повышенного (6);
- высокого(5);
- особо высокого(4);
- сверхвысокого(2).