В основе активизации познавательной деятельности лежит преодоление интеллектуальных затруднений в процессе решения задач проблемного характера, требующих поиска новых способов их решения (И.Я.Лернер, А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, С.Л.Рубинштейни др.). Ряд исследований отечественных и зарубежных авторов показывает возможность и эффективность использования в обучении дошкольников различных проблемных задач — практических, математических, природоведческих и др. (3.А. Грачева, В. Косана-Ормай, Т.А. Куликова, Л.М. Маневцова, Р.Перлай Н.К. Постникова, А. Н. Пушкина, К.Яро и др.). Проблемная задача, в отличие от других, характеризуется наличием трудностей, связанных с тем, что у субъекта нет готовых способов решения, и он вынужден их искать. Задача может быть сложной, она имеет много действий, конечный результат значительно удален от начального этапа решения и т.п. (И.Я.Лернер), но не трудной, если человеку известен способ ее решения. И наоборот, совсем простая задача может представлять определенную трудность, если способ ее решения неизвестен, его нужно искать. Трудность (а не сложность), которую преодолевает человек в процессе поиска решения, является важной отличительной чертой проблемной задачи. Она носит субъективный характер: одна и та же задача для кого-то может быть проблемной, а для кого-то — нет, поскольку ему известен способ ее решения.
|
|
Для детей различного возраста доступен различный уровень проблемности. Так, дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) могут самостоятельно найти определенные новые способы действия; дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет) способны только выбрать из имеющихся у них способов наиболее адекватный и успешно его использовать в решении новых для них задач. Последнее возможно, если при обучении конструированию уже младших дошкольников (3-4 года) дают разные способы конструктивных решений одной и той же задачи.
Уровень проблемности связан со степенью новизны. Стремление дошкольников к новизне ярко выражено (Н.Н.Поддьяков, А. Н. Поддьяков, Дж. Мендель). Однако, по данным Дж. Менделя, старшие дошкольники предпочитают более высокую степень новизны, а младшие только частичную новизну. Эти данные согласуются с выявленными нами уровнями решения проблемных задач детьми разных дошкольных возрастов.
В процессе систематического решения задач проблемного характера, требующих трансформации старых способов или изобретения новых, у детей развивается поисковая деятельность. Причем новизна этих способов отличается субъективностью, т.е. она относится к деятельности конкретных детей. Наличие практических проб, имеющих и положительный, и отрицательный результат, и их анализ имеют важное значение для развития поиска. Положительное значение проб в развитии поисковой деятельности отмечалось как у взрослых (А.Т.Шумилин), так и у детей дошкольного возраста (О.Л.Князева, Л.А.Парамонова, Н.Н. Поддьяков, А.П.Усова).
|
|
Вместе с тем, в специальном исследовании особенностей поисковой деятельности у дошкольников (О.Л.Князева) показано, что уровень организации поиска снижается в условиях: а) чрезмерно сложных и излишне простых задач; б) самостоятельной постановки цели (в сравнении с деятельностью по заданной извне цели). Последнее говорит о явном преимуществе заданий, идущих от взрослого, по сравнению ссамостоятельной деятельностью ребенка, связанной с выстраиванием целей им самим и протекающей в форме свободного экспериментирования с новыми объектами.
Система формирования творческого конструирования включает в себя как самодеятельность детей, так и решение предъявляемых им задач различного типа (на воспроизведение образца, на создание замысла по теме, проблемных и др.). Однако в экспериментальном исследовании Л.А.Парамоновой и Г.В.Урадовских, направленном на определение зависимости эффективности педагогической работы от времени предъявления задач — т.е. до организации самостоятельного экспериментирования с новым материалом и после, было выявлено следующее. Задачи в развитии творчества могут играть как положительную, так и отрицательную роль. Они, с одной стороны, направляют поисковую деятельность детей, а с другой — резко сужают ее. Дети не ищут вариантов, оригинальных и рациональных способов, главное для них — добиться успеха, решить задачу.
Именно поэтому, прежде чем ставить перед детьми конкретные задачи, нужно организовать широкое экспериментирование с материалом. Такое экспериментирование кардинально меняет характер решения детьми последующих задач: появляется интеллектуальная активность, связанная с увлеченным поиском вариантов решений, стремлением получить более целесообразный и оригинальный продукт. Об этом говорят реплики детей типа «А можно еще и так»; «Нет, лучше по-другому» и т.п. При этом дети как бы находятся во внутреннем диалоге (В.С. Библер). Само решение задач, превращающееся в творческий поиск, стимулирует их к экспериментированию с материалом, которое становится более глубоким и целенаправленным. Благодаря этому дети открывают новые свойства предметов, находят их взаимосвязи, ставят перед собой определенные цели. Таким образом, детское «бескорыстное комментирование» становится полноценным средством построения ребенком своей познавательной деятельности, важной составляющей любого творческого процесса.
Этому в наибольшей степени способствует решение «открытых» задач (В.Рейтман), имеющих не один, а несколько вариантов решений. Творческое мышление в процессе решения таких задач проявляется в его дивергентности — способности рассматривать объект с разных сторон, выявлять его своеобразие в разных проявлениях, давать множество решений. Такая способность может выступать как личностное качество или (и) как важнейшая характеристика деятельности (Л.Ф.Обухова, Н.Н.Поддьяков, С.Л.Чурбанова).
Наряду с этим, как показало наше исследование, целесообразно открытые задачи сочетать с задачами, имеющими одно решение, в следующей последовательности: вначале задачи многовариантного решения, а затем задачи с одним решением. В результате реализации такой последовательности поиск единственного решения проходит в условиях мысленного и практического апробирования разных версий, что значительно повышает умственную активность и инициативность детей и приводит к успеху.
|
|
Однако дети дошкольного возраста могут «изобретать» приемы, способы на основе уже имеющегося у них опыта, приобретенного и в процессе подражания взрослым. Переходу от воспроизводящей деятельности к творческой в этом случае способствует так называемое обобщенное подражание (Д. Б.Эльконин), которое выражается в осознанном отношении к образцам, в самостоятельном применении известных ребенку знаний, способов в незнакомых ситуациях. Поэтому использование образцов и задач на их воспроизведение и преобразование необходимо для формирования у детей таких знаний и умений, которые затем обязательно будут задействованы ими в самостоятельной деятельности, приобретут более обобщенный характер и станут исходной позицией для развития творчества.
Организация каждого вида детского конструирования предполагает разное сочетание задач различного типа, адекватное специфике материала, с которым работают дети (конструкторы, бумага, строительный и природный материалы и др.).