Функции прикладной социологии
1. Познавательная – выражается в том, что прикладная социология наряду с общей социологией помогает обществу глубже понять сущность социальных процессов и явлений, раскрыть динамику, тенденции и перспективы их развития.
2. Информационная – на основе познания социальных процессов и явлений предоставляет в распоряжение общества, его обучающих и управляющих структур, предпринимательских, коммерческих и иных организаций информацию об интересующих их социальных объектах, особенностях их изменения и развития в современном обществе. Эта функция позволяет прикладной социологии стать важным фактором информатизации социологического пространства, в рамках которого происходят все явления и процессы общественной жизни.
3. Диагностическая – позволяет установить и изучить признаки, характеризующие состояние изучаемых объектов, в том числе признаки социальной напряженности, экстремальных ситуаций, конфликтов. Это содействует своевременному принятию необходимых управленческих решений, способствующих поддержанию социальной системы в динамическом и устойчивом состоянии.
4. Созидательно-преобразующая, инновационная – воплощается в активном воздействии на социальные процессы и явления, их прогнозировании и проектировании в целях создания более благоприятных условий для развития социальных объектах и систем.
5. Технологизация социального пространства, т.е. разработка и применение на практике управления социальных технологий, методов выявления и использования скрытых резервов и потенциалов социальных систем, помогающих управляющим структурам получить оптимальные результаты при наименьших материальных и организационных издержках.
Органичное взаимодействие и взаимодополнение этих функций превращает прикладную социологию в эффективно действующий рычаг совершенствования управления социальными процессами и явлениями, в мощное средство оптимизации, развития и функционирования социальных объектов и систем.
Социология, отвечая на социальный заказ, изучает реальные факты социальной жизни, связанные с поведением, настроениями, внутренним миром, деятельностью конкретных людей. Она выявляет количественную и качественную сторону общественных явлений и их распространенность в разных группах и слоях общества, причины и последствия этого. Изучение поведения людей, групп, процессов социального взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности общества называется социальным обследованием.
Цель социального обследования – как можно более точное описание социальных групп, образцов культуры, политических настроений и т.п.. Это направление социологии считается наиболее близким к жизни, чем «высокие» теории. Социальные обследования проводятся не столько с научными целями, сколько для того, чтобы привлечь внимание общественности к социальным проблемам. Социологическое исследование отличается от социального обследования, прежде всего, по цели. В социологическом исследовании знание является самодостаточной ценностью, в социальном обследовании ценность достигаемых результатов определяется их информативностью и полезностью для общества.
В отличие от социального обследования, социологическое исследование – это изучение социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.
Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических, и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления.
Критерии научного социологического исследования
-наличие программы
-репрезентативность
-инструментарий
-соблюдение принципов научного анализа
Основными этапами проведения социологического исследования являются:
1.подготовительный – достижение договоренности с заказчиком
2.методологический – разработка программы исследования
3.полевой – сбор первичной социологической информации
4. обработка и анализ полученных данных
5.аналитический – формулирование выводов и рекомендаций
6.внедренческий – реализация разработанных рекомендаций
Социологическое исследование начинается с разработки программы исследования. От научной обоснованности этого документа в значительной мере зависит качество результатов социологического исследования.
Программа исследования – это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил и процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.
Т.о., программа исследования – это специально разработанный научный документ, содержащий описание главных предпосылок данного научного исследования.
Программа социологического исследования нужна для того, чтобы:
1) логично, ясно представить цели, задачи исследования.
2) очертить объект исследования
3) найти адекватные средства решения поставленных задач
4) решать практические задачи в ходе теоретического исследования
5) быстро выявить возможные ошибки
Программа состоит из 2-х разделов:
1. Теоретико-методологическая часть программы включает следующие этапы: