Используется как в линейном, так и параллельном эксперименте. В линейном – группа отбирается так, чтобы она могла представлять микромодель генеральной совокупности по нейтральным и контрольным характеристикам. Этот отбор может быть осуществлен по принципу квотной выборки. В параллельном – по контрольным и нейтральным характеристикам выравниваются структуры контрольной и экспериментальной групп.
3)выравнивание по квоте – построение одинакового для обеих групп распределения признаков.
4)метод случайного отбора (рандомизация) – см. методы вероятностной выборки – простая случайная, механическая, серийная.
Этапы проведения эксперимента:
1.определение цели
2.выбор объекта (объектов)
3.выделение предмета
4.выбор контрольных, нейтральных и факторных характеристик
5.определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации.
6.формулировка задач и гипотез
7.выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента
8.определение метода фиксации результатов
|
|
9.проверка эффективности эксперимента.
Валидность эксперимента:
1.внутренняя валидность – это уверенность в том, что именно участвующий в эксперименте фактор является причиной изменения.
Факторы внутренней валидности:
-фон эксперимента – события, которые происходят между первым и вторым измерениями.
-естественное развитие – изменения в участниках эксперимента, связанные с течением времени.
-эффект тестирования (измерения) – влияние процедур измерений на поведение участников, опыт участия в экспериментах
-погрешности измерительного инструмента
-состав группы – в случае неэквивалентности контр. и эксп. групп
-выбывание испытуемых в ходе эксперимента
-взаимодействие состава группы:
2.внешняя валидность – уверенность в том, что полученные выводы можно распространять на генеральную совокупность.
Факторы внешней валидности:
-предварительное тестирование – возможное изменение восприимчивости испытуемых к воздействию экспериментального фактора
-эффект взаимодействия отбора испытуемых и экспериментального фактора
-условия организации эксперимента
-взаимное наложение всех других факторов
3.7. Фокус-группа: особенности применения, достоинства и недостатки, основные понятия, инструментарий. Принципы проведения фокус-групп.
Фокус-группа – это групповое фокусированное интервью, проходящее в форме групповой дискуссии и направленное на получение от ее участников субъективной информации о восприятии ими различных объектов. Качественный метод.
Особенности применения:
-используется перед массовым анкетированием для разработки макета анкеты
|
|
-изучение языка и образа мышления респондентов
-может проводиться как одновременно с количественным исследованием, так и после для проверки и интерпретации полученных количественных данных.
-позволяет изучать эмоциональную и невербальную реакцию респондентов
-позволяет изучать динамику формирования мнений
-позволяет выявить особенности группового восприятия определенного объекта
-пилотажная проверка гипотез
-чаще используется в маркетинговых и политических исследованиях
Достоинства:
-быстрота в получении результатов
-дешевизна
-простота и естественность процедуры для респондентов
-обеспечивает постоянное взаимодействие с респондентом, что позволяет конкретизировать ответы
-гибкость и мобильность – изменение содержания и последовательности ответов
-возможность получения большого объема информации
-взаимодействие респондентов в группе стимулирует более глубокие ответы и дает возможность появиться новым идеям в ходе групповой дискуссии
-заказчик исследования может сам наблюдать за ходом обсуждения интересующей его проблемы и получить из первых рук информацию о поведении, установках, чувствах и языке респондентов.
-возможно изучение влияния комментариев других людей на формирование мнения респондента
Недостатки:
-проблема валидности и репрезентативности
-взаимодействия в группе приводят к тому, что высказывания не являются независимыми
-уровень квалификации модератора
-сложность организации
Реализация данного метода предполагает формирование дискуссионных групп (чаще 10-12 человек) и проведение в них обсуждения исследуемой проблемы с целью ее глубокого понимания и поиска оптимальных путей решения. Внимание участников групповых дискуссий при этом сосредотачивается на каком-то одном важном аспекте проблемы, внимание исследователей фокусируется на выяснении мнений участников по поставленному вопросу, на значении различных точек зрения представителей различных категорий.