Тактика трансфера технологий
Мы уже упоминали, что ТТ - процесс, в котором активно и позитивно участвуют не менее двух контрагентов - источник информации об инновации и приемник, реципиент этой информации. В действительности число физических лиц - участников обмена информацией на многих этапах значительно больше. И каждый акт ТТ начинается с того, что та информация, которая будет в этом акте передана, известна только одному из участников процесса, остальные или совершенно о ней не знают, или уверены, что она к ним лично никакого отношения не имеет. Современный мир - это мир, насыщенный и пересыщенный информацией, поэтому человек старается обращать внимание только на то, что лично для него в данный момент важно и существенно; остальная информация - это информационный шум, и человек отстраивается от нее точно так же, как, например, он отстраивается от телевизионной рекламы, прерывающей интересный фильм: это ему неинтересно.
Поэтому первый шаг в акте ТТ имеет целью прежде всего заинтересовать, заинтриговать будущего партнера.
|
|
Кто инициирует, с кого начинается акт ТТ? Да с кого угодно. Это может быть изобретатель со своей сумасшедшей идеей, в которую еще никто кроме него не верит. Это может быть и производственник, которого доконала конъюнктура, и только новый продукт, новая идея может спасти его бизнес. Это может быть и финансист, желающий вложить средства в перспективный инновационный бизнес. Это может быть и глава местной администрации, мечтающий вдохнуть новую жизнь в хиреющую экономику собственного "удела". Наконец, это можете быть и Вы, преуспевающий менеджер инновационного бизнеса - связующее звено и организатор процесса ТТ.
Симметричный вопрос: кому адресована, на кого направлена активность инициатора ТТ? Перечень реципиентов будет абсолютно таким же, с той лишь разницей, что для успешного проведения и завершения акта ТТ позитивную активность и заинтересованность должны проявить все участники акта, а их может быть гораздо более двух, причем качественно и функционально различных. А это значит, что инициатор процесса, источник информации, которую нужно передать, должен для каждого конкретного реципиента найти такие слова, такие факты и действия, так осветить проблему, чтобы она стала интересной именно этому реципиенту и именно в той части, в той функциональной сфере, которая в данном акте ТТ предназначается этому реципиенту.
Таким образом, можно получить некую таблицу, двумерное множество вариантов взаимодействия персонального акта ТТ, где по одной координате располагаются типы источников информации, а по другой - типы реципиентов, а передаваемая информация связана с инновационной технологией (см. Табл.8.1).
|
|
Однако вспомнив материал раздела 5 и содержание Рис. 5.2, нетрудно прийти к выводу, что реально первые два члена списка Табл.8.1 охватывают почти всю линейную цепочку Рис. 5.2, а на ней, как уже отмечалось, имеются три качественно различных акта ТТ с полной заменой команды. Таким образом, чтобы не упустить из виду это различие, следует оба списка несколько уточнить в этой части, результат такого уточнения представлен в таблице 8.2.
При этом подчеркнем, что в каждой из позиций имеется в виду не вообще данная отрасль или специальность, а вполне конкретная (для каждой конкретной ситуации) личность, причем не простой технический исполнитель (клерк, лаборант, и т.п.), а обязательно лицо, принимающее решение по данному вопросу - участию в акте ТТ.
Таблица 8.1. Матрица персонального ТТ.
Реципиент | Изобретатель | Производственник | Финансист | Администрация | Менеджер |
Источник | |||||
Изобретатель | |||||
Производственник | |||||
Финансист | |||||
Администрация | |||||
Менеджер |
Наконец, еще раз уточним, что, во-первых, речь идет о персональном взаимодействии (недаром менеджмент ТТ в шутку называют "контактным видом спорта"), об агитации, о возбуждении первичной заинтересованности реципиента и привлечения его внимания к конкретной инновационной технологии. Во-вторых, речь идет о ситуации, когда один и тот же конкретный инициатор ТТ, исходя из своей личной цели и роли в процессе ТТ, одну и ту же инновационную технологию представляет разным реципиентам. Уточнив эти две особенности, попробуйте теперь выполнить задания, перечисленные ниже. Хотя их и много, сделать надо все: слишком они по-разному решаются.
Таблица 8.2. Уточненная матрица персонального ТТ.
Реципиент | Фундаментальная наука | Прикладная наука | Опытное производство | Промышленность | Финансист | Администрация | Менеджер | |
Источник | ||||||||
Фундаментальная наука | ||||||||
Прикладная наука | ||||||||
Опытное производство | ||||||||
Промышленность | ||||||||
Финансист | ||||||||
Администрация | ||||||||
Менеджер |