Характеристики судов

Морское судно и основные требования КТМ Украины к морскому торговому судну как техническому сооружению

Особенность морского судна – это мореходность, под этим термином понимается способность судна противостоять обычным опасностям, связанным с торговым мореплаванием, и обеспечить сохранную перевозку принятого груза.

Практика торгового мореплавания не располагает точными критериями оценки пригодности судов именно к морскому плаванию. Так как требования к ним растут с развитием технической базы флота, его эксплутационных качеств, надежности судового оборудования. Поэтому расшифровка понятия «мореходность судна» носит обычно общий характер.

Так, например, ст.143 КТМ Украины предусматривает, что «перевозчик обязан заблаговременно до начала рейса, привести судно в мореходное состояние: обеспечить техническую годность судна к плаванию, надлежащим образом снарядить его и обеспечить всем необходимым, укомплектовать экипаж, а также привести трюмы и все другие помещения судна в которых перевозится груз. В состояние, обеспечивающее надлежащий прием, перевозку и сохранность груза». Кроме указанной статьи, Кодекс торгового мореплавания Украины разъясняет понятие «мореходность судна» также статьями 23, 192, 198, 207, 223, 257.

Под мореходностью понимается такое состояние судна, при котором оно в обычных условиях может выполнить возложенные на перевозчика обя­занности в отношении груза

Одним из элементов мореходности судна является его техническая год­ность. Согласно ст. 23 КТМ судно может быть допущено к плаванию лишь по­сле того, как будет установлено, что оно удовлетворяет требованиям безопас­ности мореплавания и соответствующим органом технического надзора ему будет выдано свидетельство о годности к плаванию.

В свою очередь, техниче­ская годность к плаванию включает несколько элементов:

это требования к корпусу судна, к герметичности люковых закрытий, двигателям, генераторам и вспомогательному оборудованию, системе вентиляции, трубопроводов и т.д. Судно должно быть оборудовано соответствующими навигационными прибо­рами и средствами связи, которые должны находиться в рабочем состоянии. Основные требования к техническому состоянию (конструкции и оборудова­нию) судна определяются СОЛАС 74/78, Торремолиносской международной конвенцией по безопасности рыболовных судов 1977 г. и Торремолиносским протоколом 1993 г., МАРПОЛ 73/78.

Судно должно быть надлежащим образом снаряжено и снабжено всем необходимым: иметь надлежащее количество бункера и воды, материально-технического снабжения (запасные части и пр.), запасы продовольствия для экипажа. Судно должно иметь на борту надлежащим образом откорректиро­ванные карты и навигационные пособия для обеспечения безопасного плавания в конкретном районе.

Согласно ст. 50 КТМ каждое судно должно иметь на борту экипаж над­лежащей квалификации и достаточной численности для обеспечения безопас­ности мореплавания и сохранения морской среды, удовлетворяющий требованиям к его квалификации и состоянию здоровья. В настоящее время требования к квалификации экипажа торговых судов содержатся в Конвенции ПДНВ-78/95, а к квалификации персонала рыболовных судов - в Конвенции ПДПРС-95..

Грузовые помещения судна должны быть в состоянии, обеспечивающем надлежащий прием, перевозку и сохранность груза. Годность судовых грузовых помещений следует понимать в том смысле, что они могут обеспечить перевоз­ку груза, предусмотренного договором. Например, если судно подается для перевозки зерна, то трюмы должны быть чистыми, обработанными во избежа­ние заражения вредителями, а при перевозке скоропортящегося груза холо­дильные камеры не должны содержать посторонних запахов, люковые закры­тия должны обеспечивать герметичность и т. д.

В понятие мореходности входит забота перевозчика о правильной ук­ладке и погрузке. Нарушения требований к погрузке и укладке могут привести к перегрузке судна сверх установленных норм, потере остойчивости, ущербу как данному грузу, так и другому грузу, перевозимому на судне. Для того чтобы не допускать загрузки судна свыше определенных пределов, обеспечивающих безопасное плавание, на международном уровне были установлены соответст­вующие стандарты, содержащиеся в Международной конвенции о грузовой марке 1966 г.

Перевозчик обязан привести судно в мореходное состояние «заблаго­временно, до начала рейса». К моменту постановки под погрузку судно обычно не бывает полностью готово к выходу в рейс: на нем ведутся некоторые ре­монтные работы, происходит снабжение и комплектование экипажем и т. д.

Поэтому следует различать готовность судна к приему груза и полную готов­ность к выходу в рейс. Суда, подаваемые перевозчиком под по­грузку, должны быть в мореходном состоянии: трюмы и другие помещения, предназначенные для перевозки груза, — очищены от остатков ранее перевози­мых грузов и приведены в состояние, обеспечивающее перевозку и сохранность груза. К началу рейса (моменту выхода судна из порта) перевозчик должен обеспечить техническую годность судна к плаванию, надлежащим образом сна­рядить его, укомплектовать экипажем и снабдить всем необходимым. Собст­венно момент выхода судна из порта можно определить как начало движения судна самостоятельно или с помощью буксиров при его отходе от причала или снятии с рейда.

Обязанность перевозчика по приведению судна в мореходное состояние но­сит императивный характер и не может быть изменена соглашением сторон.

Конвенция ООН по морскому праву 1982г. при решении вопроса о правовом положении различных категорий судов проводит весьма расширенную градацию. В частности, конвенция в правовом отношении различает все суда по следующим критериям:

1. По форме собственности – частные, государственные, суда, плавающие под флагом Организации Объединенных Наций, ее специализированных учреждений и Международного агентства по атомной энергии

  1. По характеру их общего использования – торговые, военные, состоящие только на некоммерческой государственной службе
  2. по типу двигательной установки и перевозимых грузов – суда с ядерными двигателями и суда, перевозящие ядерные и другие опасные или ядовитые по своей природе вещества, суда, не попадающие под это определение.
  3. по принципу плавания – подводные и надводные суда
  4. по району деятельности – воды национальной юрисдикции, открытое море.

По конструкционным характеристикам суда могут делиться на:

  1. Транспортные суда

Ро-Ро – ролл он – ролл офф (вкатывай-выкатывай) – суда с горизонтальным способом грузовых операций

Ло-Ло – лифт он – лифт офф (поднимай-опускай) – суда с вертикальным способом грузовых операций

  1. промысловые суда добывающие

а) крупные суда

РТК-С (БКРТ) – рыболовные траулеры консервные (супертраулеры)

КТБ – консервная тунцовая база

РКТ-С – раболовно-крилевые траулеры (супертраулеры)

РТМК-С – нрыболовные траулеры морозильно-консервные (супертраулеры)

б) большие суда

БМРТ – большие морозильно-рыболовные траулеры

РТМА – рыболовные траулеры типа «Атлантик»

РТМТ - рыболовные траулеры типа «Троник»

в) Средние суда

Малые суда

Маломерные суда:

  1. Промысловые суда обрабатывающие
  2. Приемно-транспортные и другие непромысловые суда.

Органы технического надзора и классификации судов (Регистр судоходства Украины) в соответствии с их полномочиями присваивают класс судам. Присвоение класса судам удостоверяется классификацион­ными свидетельствами.

Классификация судов - отнесение судна к классу (разряду) в соответст­вии с правилами классификации и постройки, установленными органами тех­нического надзора и классификации судов. Класс судну присваивается на опре­деленный срок органом технического надзора и классификации судов с выда­чей Классификационного свидетельства, в котором удостоверяется, что судно отвечает требованиям, предъявляемым к его прочности и мореходности.

Регистр судоходства Украины в соответствии со своими полномочиями разрабатывает, ут­верждает и издает Правила, устанавливающие принципы классификации мор­ских судов и технические и иные требования к судоходным организациям (ком­паниям), морским судам, материалам и изделиям для установки на морские суда, и на основе этих Правил проводит классификацию поднадзорных ему судов с выдачей Классификационных свидетельств по форме, им установлен­ной.

Лекция 4. Судно – как объект права собственности.

  1. Право собственности на судно
  2. Способы приобретения и прекращения права собственности на судно
  3. Судовладелец и собственник судна.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: