Техно-продюсеры

Существуют достаточно драматические различия в research. Не просто корпоративно-отраслевой науке — речь идёт об управлении изменениями, об управлении знаниями, и об управлении в целом комплексными процессами, связанными с производством знаний. На сегодняшний день далеко не все корпоративные разработки идут в копилку самой компании. Очень многие выводятся на рынок. В большей степени, пожалуй, корпорации являются создателями инноваций, которые востребует рынок потом, без них, – чем даже реализуют сами.

Это очень специфический набор компетенций, который не вполне точно соответствует тем навыкам, которые реализуют менеджеры, управляющие научно-исследовательскими процессами в российских компаниях.

В России инноватика воспринимается, как «оторванная» область, в которой действуют некие странные «инноваторы». Она абсолютно не воспринимается, как область, в которой профессиональный менеджер, знающий и умеющий развивать крупный бизнес, может найти себе перспективу. Это одна из острейших проблем. До сих пор успех инновационной компании – это талант её текущего менеджмента, основателей или той команды, которую удалось собрать. И все пока ограничено тем кругом, в котором существует инновационный бизнес. Это тесный круг. Его надо обязательно расширить. До тех пор, пока менеджмент с опытом работы в глобальном бизнесе, в транснациональных компаниях не найдёт в себе интереса к деятельности в инновационных компаниях, в России в желаемом объеме не появятся инновационные компании, которые могут действовать на глобальном рынке и становиться крупными и заметными.

Если оценивать венчурную систему США, то фактически первый и один из важнейших шагов, который делается при развитии старт-апа в грамотной венчурной компании – это привлечение к её управлению грамотного менеджмента в качестве президентов, вице-президентов, членов советов директоров и др. Множество профессиональных менеджеров, работающих в различных областях экономики, рассматривает перспективу работы в инновационных стартапах, как очень важный момент [своего] развития.

Развитие качества менеджмента в российских компаниях – крайне важная тема для развития инноваций. Кажется, что независимые директора и высококвалифицированные специалисты, которые входят в управление компании – это актуально только для крупных фирм, но на деле как раз для мелких начинающих компаний передача компетенций от опытных менеджеров к акционерам и создателям инновационных компаний – это основной путь развития.

Для развития инноватики в РФ требуется создание новой предпринимательской культуры, участие в инновационном секторе профессиональных управленцев и формирование профессиональных стандартов квалификации специалистов отрасли

Кадровые проблемы инноватики

R&D-менеджмент

Что же касается в целом проблемы кадров для инноваций нужно понимать: здесь речь идёт о принципиально другой экономической культуре. Прежде всего, инновации – это не история промышленности и производства. Это история про бизнес, не обязательно даже связанный с товаром – возможно, с продвижением каких-то идей, с получением лицензий, с контрактными производствами, с управлением (прежде всего).

Поэтому очень много практик, которые жизненно необходимы для инноватики, в России, к сожалению, отсутствуют. В первую очередь, практически полностью отсутствует такой корпоративный класс, как R&D-менеджеры (специалисты в области resource&development). R&D – это научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), комплекс мероприятий, включающий в себя как научные исследования, так и производство опытных и мелкосерийных образцов продукции, предшествующий запуску нового продукта или системы в промышленное производство. Расходы на НИОКР являются важным показателем инновационной деятельности компании. Деятельность менеджера по R&D представляет собой работу в области исследований и программ развития, направленных на поддержание конкурентоспособности компании и прибыльности её деятельности.

С другой стороны, корпоративный R&D – это ещё и очень грамотный поиск тех инноваций, которые уже разработаны на рынке, и которые надо купить, адаптировать. К сожалению, здесь тоже не хватает практики. Не хватает не столько специализированных навыков, сколько тонкого понимания, как работает этот механизм. Нет не только людей – нет очень многих инфраструктур, нет информации, по-настоящему полного обмена между инновационным сектором и промышленностью. Все это свидетельствует о существовании комплексной проблемы кадрового обеспечения инноватики.

Существует серьезная проблема в кадрах для венчурных фондов. Венчурная индустрия работает только тогда, когда венчурных игроков много, и когда они очень разные по масштабу. Если в стране существует порядка 20 крупных венчурных фондов, то это, к сожалению, лишь указывает на существующую проблему. Фондов должно быть на порядок (а то и на два) выше, причём вовсе не обязательно они должны быть крупными. Наоборот, самые интересные инвестиции на начальной стадии, самые яркие и интеллектуально активные вложения в старт-апы делают как раз такие маленькие фонды – молодые, которые тратят много времени на то, чтобы персонально работать с каждой начинающей инновационной компанией, у которой на это есть определённый потенциал.
К сожалению, как раз в малых фондах Россия очень слабо представлена. Без них развиваться достаточно сложно. Большое количество людей с финансовым и экономическим образованием должно найти себе интерес в том, чтобы работать на венчурной поляне и как хозяева небольших управленцев и фондов, и как бизнес-ангелы, и пр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: