Метод моделирования используется в любых науках, на всех этапах научного познания. Он обладает огромной эвристической силой, которая определяется тем, что с его помощью удается свести изучение сложного к простому, невидимого и неощущаемого к видимому и ощущаемому, то есть модель может сделать любой объект доступным познанию.
Рисунок 5 – Геометрические параметры проходимости автомобиля
Рисунок 4 – Графики к определению количества ступеней коробки передач
Рисунок 3 – Внешняя характеристика гидродинамической передачи
Модель выполняет функции замещения, представления, интерпретации и исследования.
Модели делятся на материальные и идеальные. Материальные модели могут быть статическими или динамическими. Идеальные модели могут быть образными, знаковыми и мысленными.
Чтобы овладеть моделированием как методом научного познания, необходимо создавать модели. Создавать вместе с детьми и следить, чтобы дети принимали в изготовлении моделей непосредственное и активное участие.
. В работе с детьми можно использовать замещение предметов: символы и знаки, плоскостные модели (планы, карты, чертежи, схемы, графики), объемные модели, макеты.
Использование метода моделирования помогает решать комплекс очень важных задач:
- развитие продуктивного творчества детей;
- развитие высших форм образного мышления;
- применение ранее полученных знаний в решении практических задач;
- закрепление математических знаний, полученных детьми ранее;
- создание условий для делового сотрудничества;
- активизация математического словаря детей;
- развитие мелкой моторики руки;
- получение новых представлений и навыков в процессе работы;
- наиболее глубокое понимание детьми принципов работы и строения оригиналов с помощью моделей.
Модель дает нам не просто возможность создать наглядный образ моделируемого объекта, она позволяет создать образ его наиболее существенных свойств, отраженных в модели. Все остальные несущественные свойства при разработке модели отбрасываются. Таким образом, у нас создается обобщенный наглядный образ моделируемого объекта.
Планируется также и работа с родителями, которым даются задания по изготовлению несложных моделей (родители дома вместе с ребенком создают модель). Таким образом, осуществляется взаимосвязь трех сторон: педагог, родитель и ребенок.
1. При знакомстве с моделями необходимо указать, что это не просто схема или что-то еще, а приближенное описание оригиналов, как нечто такое,
что специально создано для решения поставленной задачи и что может быть заменено наиболее точным, удобным описанием;
2. Объяснить детям, что некоторые явления или процессы (например, время), которые мы не видим и не можем потрогать руками, можно изучить только с помощью их моделей;
3. Модели можно строить по-разному. Можно построить модель в виде учебной карты, схемы, таблицы... Это будут плоскостные модели. Модели могут быть и объемными;
4. Актуально детьми будет осознаваться лишь то содержание воспринимаемого, которое будет выступать как предмет, на который были направлены действия детей;
5. При работе с моделью должно быть совпадение двух типов действий: действия, вызываемые наглядным пособием, и действия, которые ребенок
должен осуществлять для решения поставленной задачи. Только при совпадении. Этих действий пособие будет обладать развивающим характером.
6. С помощью моделей мы решаем и такую задачу, как упорядочение имеющегося у детей опыта, но упорядочить можно лишь тот опыт, который есть у детей, поэтому моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные ими ранее. Нельзя использовать пособия лишь для того, чтобы насытить уроки наглядностью;
7. Перед работой с моделью можно провести предварительную, вводную, ознакомительную беседу, чтобы познакомить детей с оригиналом, посте
пенно подвести к работе с моделью;
8. Перед тем как проводить занятия с моделью, можно рекомендовать провести 1-2 занятия без моделей.
Тема: Использование наглядной плоскостной модели «От секунды до года»
Цель применения:
- дать детям представления о временных отношениях, их взаимосвязи (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год);
- закрепить представления детей об отношении целого и части, научить обозначать в пространстве отношения во времени; совершенствовать счет.
Структура модели: модель плоскостная представляет собой схему, где отображены связи между временными компонентами.
Описание работы с моделью: знакомить детей с моделью необходимо постепенно. Сначала работу нужно начинать с ознакомления с самими терминами (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год). Что по временным меркам больше, а что меньше, что во что входит.
Тема: Наглядная плоскостная модель «Домик, где знаки и числа живут»
Цель применения:
- закрепить умения детей составлять числа из двух меньших; складывать и вычитать числа;
- дать детям представления о неизменности числа, величины при условии различий в суммировании;
- учить или закреплять умение сравнивать числа (больше, меньше, равно).
Структура модели: модель представляет собой 4-этажный домик, на каждом этаже расположено разное количество окошек, где будут жить знаки и цифры, но так как домик волшебный, то поселяться в домик знаки и цифры могут только с помощью детей. Домик вырезается из плотного картона и художественно оформляется. С обратной стороны домика этажи закрываются специальными кармашками, таким образом, чтобы можно было с лицевой стороны вставлять карточки со знаками и цифрами.
Из плотной бумаги вырезаются карточки с цифрами и знаками.
Тема: Применение наглядной плоскостной модели «Солнечная система»
Для детей старшей и подготовительной группы.
Цели применения:
- дать (или закрепить) представления детей о геометрических телах и фигурах (сравнивая круг, шар с другими геометрическими телами и фигурами);
- научить детей определять и отражать в речи основания группировки, классификации, связи и зависимости полученной группы (солнечная система);
- научить (или закрепить) умение детей определять последовательность ряда предметов по размеру;
- развивать понимание пространственных отношений, определять местонахождение одних объектов относительно других;
- совершенствовать порядковый и количественный счет;
- закрепить умение пользоваться условной меркой для измерения расстояний;
- закрепить умение решать арифметические задачи.
Структура модели: модель представляет собой наглядную плоскостную схему, на которой изображена солнечная система. В дополнение к схеме имеется специальная карточка, которая предназначается для взрослого, где запечатлена информация о солнечной системе (небольшой рассказ о солнечной системе, размеры планет). К модели прилагается комплекс смоделированных планет, их можно вырезать из картона и художественно оформить, при этом необходимо соблюдать пропорциональность их размеров друг к другу.
Описание работы с моделью: с целью закрепления представлений детей о геометрических телах и фигурах необходимо взять круг или шар (любая из планет солнечной системы) и другие геометрические фигуры или тела с целью их сравнения. Можно отметить наличие (или отсутствие) углов, сторон и сделать соответствующие выводы.
Тема: Создание наглядной объемной модели «песочные часы»
Цель применения: научить детей измерять время при помощи модели песочных часов; активно включаться в процесс экспериментирования.
Структура модели: модель объемная, трехмерная. Для создания модели требуются следующие материалы:
- пластиковые бутылки с узким горлышком (2 штуки);
- пластиковая прокладка, диаметр которой должен быть по диаметру горлышка бутылок (1 штука);
- клейкая лента;
- песок;
- клей.
Действия по изготовлению модели:
1. Вырезать из пластиковой бутылки донышко и горлышко, которые будут необходимы при изготовлении модели»
2. Соединить донышко и часть бутылки, где расположено горло; закрепить их. Должен получиться «стаканчик».
3. Затем стаканчики соединяются в области горлышек, между которыми закрепляется пластиковая прокладка с просверленным посередине небольшим отверстием. Чтобы закрепить горлышки между собой, необходимо воспользоваться клейкой лентой.
В итоге должна получиться модель песочных часов.
Чтобы можно было измерять время, необходимо открыть крышечку донца одной из бутылок и насыпать туда песка ровно столько, сколько его необходимо, чтобы за 1 минуту песок из одного отсека часов перешел в другой. Сделать это нужно путем экспериментирования.
Описание работы с моделью: с помощью модели песочных часов можно сначала провести познавательное ознакомительное занятие. Показать детям картинки с изображением разных песочных часов, потом продемонстрировать модель, рассказать о происхождения песочных часов, зачем они нужны, как ими пользоваться, как они работают. Затем вместе с детьми можно проводить эксперименты: например, эксперимент, доказывающий точность часов. После с детьми можно использовать модель при измерении времени.
Упражнения с использованием наглядного моделирования
1. Рассматривается картинка и используется наглядное моделирование. 1 августа мама сварила 3 банки яблочного варенья. Одну банку варенья поставили на стол к чаю в честь 1 сентября. Вареньем из второй банки лакомились на Новый год. Третью банку варенья открыли на праздник 8 марта. Сколько месяцев сохранялось варенье в каждой банке? (Первая банка — 1 месяц, вторая — 5 месяцев, третья — 7 месяцев.)
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников может осуществляться по-разному. Поскольку опыт и знания у детей невелики, обучение в основном идет так: сначала с помощью взрослого накапливаются конкретные знания, а затем они обобщаются до простейших правил и закономерностей. Однако этот необходимый и важный для умственного развития маленьких детей путь имеет и свои недостатки: дети не могут выйти за пределы тех единичных фактов и случаев, на основании которых были подведены к обобщениям; не в состоянии подвергнуть анализу более широкий круг знаний, что ограничивает развитие их самостоятельной мысли и поиска. Поэтому в обучении необходимо использовать и другой путь, когда мысль и усвоение знаний идут от общего к частному. Усвоенное правило дети должны научиться применять в конкретных условиях.
Рациональное сочетание указанных методов способствует наиболее высокому умственному и математическому развитию детей. Не всегда следует ставить ребенка в позицию «первооткрывателя», вести его от единичных конкретных знаний к выводам и обобщениям. Ребенок должен научиться овладевать и готовыми знаниями, накопленными человечеством, ценить их, уметь пользоваться ими для анализа как своего опыта, так и фактов и явлений окружающей жизни.
Например, на определенном этапе дошкольников знакомят с четырехугольниками. Обращаясь к детскому опыту, можно, во-первых, предложить найти и назвать те знакомые фигуры, которые имеют четыре стороны и четыре угла и могут быть отнесены к четырехугольникам, а во-вторых, отыскать предметы или части предметов четырехугольной формы (подобная конкретизация углубляет знания детей об этой геометрической фигуре).
Аналогично детей знакомят и с многоугольниками. Конкретизируя свои знания, дошкольники показывают и называют треугольники, квадраты, прямоугольники разных размеров, относя все эти фигуры к многоугольникам. Представление о многоугольнике как бы надстраивается над всем разнообразием фигур, ограниченных замкнутыми ломаными линиями, правильных и неправильных, больших и малых.
Следовательно, для развития мыслительных способностей детей необходимо пользоваться разными путями, подводить их к пониманию единства общего и единичного, абстрактного и конкретного. Обучение в детском саду — это не только сообщение знаний, но и развитие у детей умственных способностей, механизмов умственной деятельности, что облегчает переход от эмпирических знаний к понятийным.
2. Формирование предпосылок математического мышления и отдельных логических структур, необходимых для овладения математикой в школе и общего умственного развития. Усвоение первоначальных математических представлений способствует совершенствованию познавательной деятельности ребенка в целом и отдельных ее сторон, процессов, операций, действий. Становление логических структур мышления — классификации, упорядочивания, понимание сохранения количества, массы объема и т. д. выступает как важная самостоятельная особенность общего умственного и математического развития ребенка-дошкольника.
Процесс формирования элементарных математических представлений строится с учетом уровня развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления дошкольника и имеет своей целью создание предпосылок для перехода к более абстрактным формам ориентировки в окружающем. Овладение различными практическими способами сравнения, группировки предметов по количеству, величине, форме, пространственному расположению фактически закладывает основы логического мышления. В процессе формирования математических представлений у дошкольников развивается умение применять опосредованные способы для оценки различных свойств предметов (счет — для определения количества, измерение— для определения величин и т. д.), предвосхищать результат, по результату судить об исходных данных, понимать не только видимые внешние связи и зависимости, но и некоторые внутренние, наиболее существенные. Определенным итогом обучения дошкольников является не только сформированная система математических представлений, но и основы наглядно-схематического мышления как переходной ступени от конкретного к абстрактному. У детей совершенствуется способность к аналитико-синтетической и классифицирующей деятельности, абстрагированию и обобщению.
3. формирование сенсорных процессов и способностей. Основное направление в обучении маленьких детей — осуществление постепенного перехода от конкретных, эмпирических знаний к более обобщенным. Эмпирические знания, формируемые на основе сенсорного, опыта,— предпосылка и необходимое условие умственного и математического развития детей дошкольного возраста.
Уже в раннем детстве начинают складываться представления об окружающем, о признаках и свойствах предметного мира: форме, величине, пространственном расположении предметов и их количестве. В основе познания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы: ощущение, восприятие, представление. Малыш познает свойства и качества предмета в действиях, практическим путем.
«Шкаф сзади тебя»,— говорят ребенку. «А где это сзади: где спина?» — уточняет ребенок и прижимается к шкафу спиной, чтобы конкретно ощутить, познать пространственное положение предмета сзади.
«Найди среди игрушек такие, которые похожи на этот треугольник». Ребенок, внимательно рассмотрев треугольник и обследовав его руками, довольно легко отыскивает аналогичные заданной форме предметы.
Детей целенаправленно обучают отдельным приемам и обобщенным способам обследования: обведению контура предмета рукой и взглядом для выявления формы, «взвешиванию» предметов на ладонях обеих рук с целью сравнения их масс, наложению или приложению полосок бумаги для сравнения длины, сопоставлению элементов одной группы предметов с другой для выяснения отношений «больше», «меньше», «равно» и др. Так происходит сравнение по форме, величине, количеству, сопоставление выявленных признаков с тем, что уже имеется в опыте ребенка.
Более высокий уровень ориентировки в количественных, пространственных и временных отношениях обеспечивается умением пользоваться общепринятыми эталонами. Система эталонов сложилась в общественно-исторической практике человека и представляет собой упорядоченные формы (геометрические фигуры), величины (меры длин, массы, объема, времени и т. д.) и другие качества. Овладевая такого рода знаниями, ребенок получает как бы набор мерок, или эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество, найти ему место в ряду других.
Ñåíñîðíûé ýòàëîí - ïîíÿòèå, ðàçðàáîòàííîå À.Â. Çàïîðîæöåì â ðàìêàõ òåîðèè ôîðìèðîâàíèÿ ïåðöåïòèâíûõ äåéñòâèé è îáîçíà÷àþùåå ñèñòåìû ÷óâñòâåííûõ êà÷åñòâ ïðåäìåòîâ, êîòîðûå áûëè âûäåëåíû â ïðîöåññå îáùåñòâåííî–èñòîðè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ è çàòåì ïðåäëàãàþòñÿ ðåáåíêó äëÿ óñâîåíèÿ è èñïîëüçîâàíèÿ èõ â êà÷åñòâå îáðàçöîâ ïðè îáñëåäîâàíèè îáúåêòîâ è àíàëèçå èõ ñâîéñòâ.  êà÷åñòâå ïîäîáíûõ ýòàëîíîâ ìîãóò ðàññìàòðèâàòüñÿ ãåîìåòðè÷åñêèå ôèãóðû, ðå÷åâûå ôîíåìû.
 ïåäàãîãèêå ïîä ñåíñîðíûìè ýòàëîíàìè ïîíèìàåòñÿ âîñïðèÿòèå, ðàçâèòèå ãåîìåòðè÷åñêèõ ôèãóð, öâåòà, âåëè÷èíû.В дошкольном возрасте осуществляется освоение сенсорных эталонов не только на перцептивном, но и на интеллектуальном Маленькие дети овладевают отдельными элементами системы эталонов, применяя обследовательские действия, которым их обучали взрослые. Более старшие дошкольники, используя сериацию и классификацию, приходят к осознанию 'принципа построения таких систем. Работа по освоению и применению детьми сенсорных эталонов в детском саду только лишь начинается, более глубокое ознакомление с ними происходит в школе.
Сенсорные процессы (восприятие, представление) и способности (наблюдательность, глазомер) являются также основой целенаправленном работы, проводимой с детьми в русле их предматематической подготовки. Специальная организация сенсорного опыта создает почву для опосредованного познания, подготавливает к формированию математических понятий.
Восприятие классифицируется по разным основаниям. Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа:
- Зрительное,
- слуховое,
- осязательное (тактильное),
- вкусовое,
- обонятельное.
Различают также виды восприятия в зависимости от объекта восприятия. Какие виды? например, восприятие пространства, времени, движения, скорости; произведений живописи, музыки; основных явлений социальной жизни человека (другого человека, событий общественной жизни) и т.п.
Ê îñíîâíûì ëèíèÿì ñåíñîðíîãî ðàçâèòèÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ìîæíî îòíåñòè:
1) óñâîåíèå ñåíñîðíûõ ýòàëîíîâ.
×òî òàêîå ñåíñîðíûå ýòàëîíû?
Êàê îòìå÷àåò Ë.À. Âåíãåð, Â.Ñ. Ìóõèíà, ýòî íàãëÿäíûå ïðåäñòàâëåíèÿ îá îñíîâíûõ îáðàçöàõ âíåøíèõ ñâîéñòâ ïðåäìåòîâ.
Ñåíñîðíûå ýòàëîíû öâåòà – öâåòà ñïåêòðà è èõ îòòåíêè, ôîðìû – ãåîìåòðè÷åñêèå ôèãóðû è èõ ðàçíîâèäíîñòè, âåëè÷èíû – åäèíèöû ìåòðè÷åñêîé ñèñòåìû ëèíåéíûõ ìåð è ò.ä.
2) ñïîñîáû âîñïðèÿòèÿ. Âûäåëÿþò 2 ñïîñîáà âîñïðèÿòèÿ:
* âíåøíèå ïðîáû, ê êîòîðûì îòíîñÿòñÿ òàêèå ïðèåìû, êàê: ïðèêëàäûâàíèå îáðàçöà ê ïðåäìåòó, îáâåäåíèå êîíòóðà îáðàçöà è ïðåäìåòà ïàëüöåì. Äàííûé ñïîñîá õàðàêòåðåí äëÿ äåòåé ìëàäøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà.
Äëÿ äåòåé ìëàäøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà õàðàêòåðíû òàêèå ïðèåìû (íàãëÿäíî-äåéñòâåííîå ìûøëåíèå)
* çðèòåëüíîå ñðàâíåíèå, êîãäà äåòè íà ãëàç âîñïðèíèìàþò ïðåäìåò, ìîãóò áåç ïîìîùè âíåøíèõ ïðîá ñðàâíèâàòü, ñîîòíîñèòü åãî ñ äðóãèìè ïðåäìåòàìè. Õàðàêòåðíî äëÿ äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà.
3) îáñëåäîâàíèå ïðåäìåòîâ, â õîäå êîòîðîãî ðåáåíîê ñíà÷àëà â ïðîöåññå âåäóùåé äåÿòåëüíîñòè îáñëåäóåò ïðåäìåò, âûäåëÿÿ åãî öâåò, ôîðìó, ðàçìåð, ÷àñòè, à çàòåì â ñòàðøåì äîøêîëüíîì âîçðàñòå Ñëîâå÷íî îïèñûâàåò ðàçëè÷íûå ñâîéñòâà êîíêðåòíîãî ïðåäìåòà.
Òàêîâû îñíîâíûå ëèíèè ðàçâèòèÿ âîñïðèÿòèÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ëèøü ïîñðåäñòâàì ñèñòåìàòè÷åñêîãî è öåëåíàïðàâëåííîãî îáó÷åíèÿ âîçìîæíî äîñòè÷ü âûñîêîãî óðîâíÿ ñåíñîðíîãî ðàçâèòèÿ äîøêîëüíèêîâ
Ñðàâíèòåëüíàÿ õàðàêòåðèñòèêà ñåíñîðíîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ìëàäøåãî è ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà
Рассмотреть этапы усложнения восприятия сенсорных эталонов по возрастам (домашнее задание)
Òàáëèöà, â êîòîðîé â ñîîòâåòñòâèè ñ êðèòåðèÿìè ðàñêðûòû îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ âîñïðèÿòèÿ â ìëàäøåì è ñòàðøåì äîøêîëüíîì âîçðàñòå.
Критерии | Младший и средний дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст |
Ведущая деятельность | Игра, конструирование, изодеятельность | Игра, конструирование, изодеятельность, элементы учебной деятельности |
Сенсорные эталоны | В процессе рисования, конструирования, выполнения аппликаций, выкладывания мозайки. Многократное использование материалов ведет к запоминанию и формированию сенсорных эталонов. Без систематического обучения у детей формируются лишь 3-4 сенсорных эталона цвета, формы, а при целенаправленном сенсорном воспитании – например, до 28 у японских детей. Трудности с усвоением величины обозначение величины предметов через отношение к величине другого предмета | Расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов – за счет систематизации представлений. Цвет: последовательность расположения цветов в спектре, деление на теплые и холодные оттенки Форма: деление на круглые и прямолинейные, представления об отличии форм друг от друга, их связи, преобразование 1 формы в другую (если прямоугольник разделить пополам, получится 2 квадрата). Величина: умение сопоставлять между собой большое количество предметов |
Способы восприятия | При помощи внешних проб, переходящим к внутренним пробам, сравнению на глаз свойств предметов с усвоенными эталонами. Приемы прикладывания образца к предмету, обведения контура образца и предмета пальцем. При определении цвета на первых этапах дети – цветной карандаш. Сравнивая предметы по величине, дети прикладывают их друг к другу, подравнивая по одной линии. К 5 годам дошкольники овладевают внутренними способами восприятия. | Дети не нуждаются во внешних приёмах – перемещениях, обведении контуров рукой и т.д. Используют зрительное сравнение, которое становится более точным. Дети полностью переходят от использования внешних образцов к использованию усвоенных представлений |
Обследование предметов | Дети учатся последовательно осматривать предметы-образцы, выделять их части, определять сначала форму, величину, цвет основной части, потом – дополнительных частей Дети не могут выбрать из готовой постройки нужную деталь, не умеют последовательно рассматривать картины. Главная роль принадлежит взрослому, направляющего процесс обследования предметов | Большое значение играет уровень развития речи детей, умением связно передавать в словах результаты восприятия. Систематическое обучение |
Слуховое восприятие | Речевой слух развивается в процессе речевого общения, музыкальный – при слушании музыки и выполнении движений под музыку. В начале дошкольного детства дети воспринимают слова и музыкальную мелодию слитно, не выделяя в них отдельные звуки и их соотношения. В выделении речевых звуков решающее значение имеет произношение, в выделении отношений музыкальных звуков – движения рук и тела. | Совершенствование слухового восприятия речи и музыки происходит в ходе специальной работы по развитию речи, обучению грамоте и музыке. Опора на развивающиеся мыслительные действия ребенка, умение анализировать звуковой состав слова, ритм и мелодию музыкальных произведений |
Îðèåíòèðîâêà â ïðîñòðàíñòâå.
Óæå â ðàííåì äåòñòâå ðåáåíîê äîñòàòî÷íî õîðîøî îâëàäåâàåò óìåíèåì ó÷èòûâàòü ïðîñòðàíñòâåííîå ðàñïîëîæåíèå ïðåäìåòîâ. Îäíàêî îí íå îòäåëÿåò íàïðàâëåíèé ïðîñòðàíñòâà è ïðîñòðàíñòâåííûõ îòíîøåíèé ìåæäó ïðåäìåòàìè îò ñàìèõ ïðåäìåòîâ. Ïðåäñòàâëåíèÿ î ïðåäìåòàõ è èõ ñâîéñòâàõ îáðàçóþòñÿ ðàíüøå, ÷åì ïðåäñòàâëåíèÿ î ïðîñòðàíñòâå. È ñëóæàò èõ îñíîâîé.
Ïåðâîíà÷àëüíûå ïðåäñòàâëåíèÿ î íàïðàâëåíèÿõ ïðîñòðàíñòâà, êîòîðûå óñâàèâàåò òðåõëåòíèé ðåáåíîê, ñâÿçàíû ñ åãî ñîáñòâåííûì òåëîì. Îíî ÿâëÿåòñÿ äëÿ íåãî òî÷êîé îòñ÷åòà, ïî îòíîøåíèþ ê êîòîðîé ðåáåíîê òîëüêî è ìîæåò îïðåäåëÿòü íàïðàâëåíèå. Íàïðèìåð, îïðåäåëèòü ïîëîæåíèå äðóãèõ ÷àñòåé òåëà â êà÷åñòâå ïðàâûõ èëè ëåâûõ ðåáåíêó óäàåòñÿ òîëüêî ïî îòíîøåíèþ ê ïîëîæåíèþ ïðàâîé ðóêè.
Äàëüíåéøåå ðàçâèòèå îðèåíòèðîâêè â ïðîñòðàíñòâå çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî äåòè íà÷èíàþò âûäåëÿòü îòíîøåíèÿ ìåæäó ïðåäìåòàìè (îäèí ïðåäìåò çà äðóãèì, ïåðåä äðóãèì, ñëåâà, ñïðàâà îò íåãî, ìåæäó äðóãèìè).
Òîëüêî ê êîíöó äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ó äåòåé ïîÿâëÿåòñÿ îðèåíòèðîâêà â ïðîñòðàíñòâå, íåçàâèñèìàÿ îò ñîáñòâåííîé ïîçèöèè, óìåíèå ìåíÿòü òî÷êè îòñ÷åòà.
Îðèåíòèðîâêà âî âðåìåíè.
Îðèåíòèðîâêà âî âðåìåíè ñîçäàåò äëÿ ðåáåíêà áîëüøèå òðóäíîñòè, ÷åì îðèåíòèðîâêà â ïðîñòðàíñòâå. Ðåáåíîê æèâåò, åãî îðãàíèçì îïðåäåëåííûì îáðàçîì ðåàãèðóåò íà òå÷åíèå âðåìåíè: â èçâåñòíîå âðåìÿ ñóòîê åìó õî÷åòñÿ åñòü, ñïàòü è ò.ä., íî ñàì ðåáåíîê äîëãî íå âîñïðèíèìàåò âðåìÿ.
Ó ðåáåíêà çíàêîìñòâî ñî âðåìåíåì íà÷èíàåòñÿ òîëüêî ñ óñâîåíèåì îáîçíà÷åíèé è ìåð âðåìåíè, âûðàáîòàííûõ ëþäüìè. À ýòè îáîçíà÷åíèÿ è ìåðû óñâîèòü íå òàê-òî ëåãêî, ïîñêîëüêó îíè èìåþò îòíîñèòåëüíûé õàðàêòåð (òî, ÷òî íàêàíóíå íàçûâàëîñü «çàâòðà», íàçûâàåòñÿ «ñåãîäíÿ», à íà ñëåäóþùèé äåíü – «â÷åðà»).
Óñâàèâàÿ ïðåäñòàâëåíèÿ î âðåìåíè ñóòîê, äåòè ïðåæäå âñåãî îðèåíòèðóþòñÿ íà ñîáñòâåííûå äåéñòâèÿ: óòðîì óìûâàþòñÿ, çàâòðàêàþò; äíåì èãðàþò, çàíèìàþòñÿ, îáåäàþò; âå÷åðîì ëîæàòñÿ ñïàòü. Ïðåäñòàâëåíèÿ î âðåìåíàõ ãîäà óñâàèâàþòñÿ ïî ìåðå çíàêîìñòâà ñ ñåçîííûìè ÿâëåíèÿìè ïðèðîäû.
Îñîáûå òðóäíîñòè ñâÿçàíû ñ óñâîåíèåì ïðåäñòàâëåíèé î òîì, ÷òî òàêîå «â÷åðà», «ñåãîäíÿ», «çàâòðà», ýòî îáúÿñíÿåòñÿ îòíîñèòåëüíîñòüþ äàííûõ ïîíÿòèé.
Ïðåäñòàâëåíèÿ î áîëüøèõ èñòîðè÷åñêèõ ïåðèîäàõ, ïîñëåäîâàòåëüíîñòè ñîáûòèé âî âðåìåíè, äëèòåëüíîñòè æèçíè ëþäåé íà ïðîòÿæåíèè äîøêîëüíîãî âîçðàñòà îáû÷íî îñòàþòñÿ íåäîñòàòî÷íî îïðåäåëåííûìè.
Âîñïðèÿòèå ðèñóíêà.
Ðàçâèòèå ðèñóíêà â äîøêîëüíîì âîçðàñòå ïðîèñõîäèò ïî 3 íàïðàâëåíèÿì:
1. ôîðìèðóåòñÿ îòíîøåíèå ê ðèñóíêó êàê ê îòîáðàæåíèþ äåéñòâèòåëüíîñòè;
2. ðàçâèâàåòñÿ óìåíèå ïðàâèëüíî ñîîòíîñèòü ðèñóíîê ñ äåéñòâèòåëüíîñòüþ, âèäåòü èìåííî òî, ÷òî íà íåì èçîáðàæåíî;
3. ñîâåðøåíñòâîâàíèå èíòåðïðåòàöèè ðèñóíêà, òî åñòü ïîíèìàíèå åãî ñîäåðæàíèÿ.
Ðàçâèòèå ïîíèìàíèÿ ñâÿçè ðèñóíêà ñ äåéñòâèòåëüíîñòüþ.
Äëÿ ìëàäøåãî äîøêîëüíèêà êàðòèíà ñêîðåå ïîâòîðåíèå äåéñòâèòåëüíîñòè, îñîáûé åå âèä, ÷åì èçîáðàæåíèå. Äåòè ÷àñòî ïðåäïîëàãàþò, ÷òî íàðèñîâàííûå ëþäè, ïðåäìåòû ìîãóò èìåòü òå æå ñâîéñòâà ÷òî è íàñòîÿùèå. Íàïðèìåð, êîãäà ìàëûø íà÷èíàåò íþõàòü íàðèñîâàííûå öâåòû, çàêðûâàåò ðóêîé êîçëåíêà, ïûòàÿñü ñïàñòè åãî îò âîëêà è ò.ä.
Ïîñòåïåííî äåòè óñâàèâàþò, êàêèå ñâîéñòâà ïðåäìåòîâ ìîãóò áûòü èçîáðàæåíû, à êàêèå íåò. Íà ñîáñòâåííîì îïûòå îíè óáåæäàþòñÿ â òîì, ÷òî ñ íàðèñîâàííûìè ïðåäìåòàìè íåëüçÿ äåéñòâîâàòü òàê, êàê ñ íàñòîÿùèìè.
Ïåðåñòàâàÿ ïóòàòü ñâîéñòâà ðåàëüíûõ ïðåäìåòîâ ñî ñâîéñòâàìè èçîáðàæåíèé, äåòè íå ñðàçó ïåðåõîäÿò ê ïîíèìàíèþ èõ èìåííî êàê èçîáðàæåíèé. Ìëàäøèå äîøêîëüíèêè îòíîñÿòñÿ ê íàðèñîâàííîìó ïðåäìåòó êàê ê ñàìîñòîÿòåëüíîìó ñóùåñòâóþùåìó, õîòÿ è íå îáëàäàþùåìó îñîáåííîñòÿìè íàñòîÿùåãî.
Ðóêîâîäñòâî ðàçâèòèåì âîñïðèÿòèÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà
Çàäà÷è ñåíñîðíîãî âîñïèòàíèÿ ìëàäøèõ è ñðåäíèõ äîøêîëüíèêîâ âûòåêàþò èç îñíîâíûõ íàïðàâëåíèé ðàçâèòèÿ âîñïðèÿòèÿ è ïðåäñòàâëåíèé î âíåøíèõ ñâîéñòâàõ ïðåäìåòîâ.
Ë.À. Âåíãåð, Â.Ñ. Ìóõèíà óêàçûâàþò òàêèå çàäà÷è:
1) îçíàêîìëåíèå ñ ñåíñîðíûìè ýòàëîíàìè
2) îáó÷åíèå äåòåé ñïîñîáàì èñïîëüçîâàíèÿ ñåíñîðíûõ ýòàëîíîâ;
3) îáó÷åíèå ïëàíîìåðíîìó îáñëåäîâàíèþ ïðåäìåòîâ.
4. Расширение словаря детей и совершенствование связной речи. Процесс формирования элементарных математических представлений предполагает планомерное усвоение и постепенное расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и связности речи.
Количественные отношения ребенок отражает с помощью слов много, один, ни одного, столько, сколько, поровну, больше, меньше и т. д., которые осознаются в результате непосредственных действий при сравнении отдельных предметов и их совокупностей. Заимствованные из речи окружающих слова-числительные наполняются смыслом и используются с определенной целью — узнать, сколько предметов. При счете ребенок учится на интуитивном уровне согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже. Сравнение совокупностей предметов по количеству, а позже сравнение чисел требует построения и употребления довольно сложных речевых конструкций. В речевую форму облекаются не только результаты познавательной деятельности, но и ее способы. От ребенка требуют рассказать, что он сделал (например, на верхнюю полоску положил 6 красных кружков, а на нижнюю — 7 синих) и что получилось (синих кружков оказалось больше, чем красных, а красных — меньше, чем синих). Чем глубже осознаются математические связи, зависимости и отношения, тем более совершенные средства применяются для их отражения в речи.
Детей учат не только на чувственном уровне распознавать величины предметов, но и правильно отражать свои представления в слове, например: шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше и т. д., отличая эти изменения от изменений общего объема (больше — меньше, большой — маленький). Такая дифференциация вполне доступна детям.
Предлоги, наречия, существительные, обозначающие пространственные отношения, становятся предметом особого внимания, осмысливаются, приобретают обобщенное значение в процессе обучения и, наконец, способствуют совершенствованию пространственной ориентации.
Дети осваивают и словарь временных обозначений: утро, день, вечер, ночь, вчера, сегодня, завтра, быстро, медленно, названия дней недели, месяцев, сезонов. Овладение значением этих слов помогает осмыслить «текучесть», длительность, периодичность времени, развивает «чувство времени».
С помощью слова не только отражаются, но глубже осознаются и обобщаются количественные, пространственные и временные представления. Происходит обогащение речи и за счет овладения некоторыми специальными терминами (названия арифметических действий, общепринятых единиц измерения, геометрических фигур и т. д.). Их объем крайне незначителен, так как основное содержание речи детей составляет «чисто» бытовой словарь.
При формировании математических представлений речевое развитие происходит не изолированно, а во взаимосвязи с сенсорными и мыслительными процессами.
5. Формирование начальных форм учебной деятельности. Важную роль играет предматематическая подготовка и для становления начальных форм учебной деятельности. У детей вырабатываются умения слушать и слышать, действовать в соответствии с указаниями воспитателя, понимать и решать учебно-познавательные задачи определенными способами, использовать по назначению дидактический материал, выражать в словесной форме способы и результаты собственных действий и действий своих товарищей, контролировать и оценивать их, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность и другие навыки и умения учебной деятельности. Ребенок овладевает математическими представлениями в основном на занятиях, находясь в коллективе сверстников, тем самым расширяется сфера и опыт коллективных взаимоотношений между детьми. В процессе формирования математических представлений у дошкольников развиваются организованность, дисциплинированность, произвольность психических п