Доходы федерального бюджета
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ за федеральным бюджетом закреплены следующие налоговые доходы:
– налог на прибыль организаций по ставке 2%;
– налог на добавленную стоимость - по нормативу 100%;
– акцизы – в зависимости от вида подакцизных товаров;
– налога на добычу полезных ископаемых – в зависимости от вида полезных ископаемых;
– сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов – 20%;
– водный налог - по нормативу 100 %;
– государственная пошлина – 100% (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные).
Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:
– доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности РФ, доходов от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ;
– доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации, за исключением имущества федеральных автономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных;
|
|
– части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;
– лицензионных сборов - по нормативу 100%;
– таможенных пошлин и таможенных сборов - по нормативу 100%;
– платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20%;
– консульских сборов - по нормативу 100%;
– патентных пошлин - по нормативу 100%;
– части прибыли Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативу 75%;
– доходы от внешнеэкономической деятельности – по нормативу 100% и др.
Структура доходов федерального бюджета отражена в таблице 4.
Таблица 4.
Структура доходов федерального бюджета в 2007-2009гг.
Наименование доходов | 2007г. | 2008г. | 2009г. | |||
млрд. руб. | уд. Вес, % | млрд. руб. | уд. Вес, % | млрд. руб. | уд. Вес, % | |
Доходы федерального бюджета, всего: | 7 781,12 | 100,00 | 9 275,93 | 100,00 | 7 336,77 | 100,00 |
1) налоговые доходы | 4 633,70 | 59,55 | 5 232,66 | 56,41 | 3 896,50 | 53,11 |
2) неналоговые доходы | 2 916,28 | 37,48 | 4 041,93 | 43,57 | 3 434,06 | 46,81 |
3) безвозмездные перечисления | 231,14 | 2,97 | 1,34 | 0,01 | 6,21 | 0,08 |
Таким образом, в формировании доходов федерального бюджета наибольшую роль играют налоговые и неналоговые доходы. Наиболее наглядно динамика и структура доходов федерального бюджета отражена на рис.1.
|
|
Рис.1. Динамика доходов федерального бюджета в 2007-2010гг.,
Значительная роль неналоговых доходов объясняется тем, что за федеральным бюджетом закреплены доходы от внешнеэкономической деятельности, которые в свою очередь сотавляют основу неналоговых доходов данного бюджета.
Структура доходов федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности представлена в таблице 5.
Таблица 5.
Структура доходов федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности в 2007-2009гг.
2007г. | 2008г. | 2009г. | ||||
млрд. руб. | уд. вес, % | млрд. руб. | уд. вес, % | млрд. руб. | уд. вес, % | |
Доходы от внешнеэкономической деятельности, всего: | 2 408,33 | 100,00 | 3 584,95 | 100,00 | 2 683,30 | 100,00 |
1. Таможенные пошлины | 2 322,90 | 96,45 | 3 484,87 | 97,21 | 2 509,41 | 93,52 |
2. Таможенные сборы | 24,19 | 1,00 | 28,19 | 0,79 | 19,68 | 0,73 |
3. Доходы от реализации на экспорт высокообогащенного урана | 6,70 | 0,28 | 7,62 | 0,21 | 9,73 | 0,36 |
4. Доходы от реализации работы разделения урана, извлеченного из ядерного оружия | 12,70 | 0,53 | 13,66 | 0,38 | 18,95 | 0,71 |
5. Прочие поступления от внешнеэкономической деятельности | 41,83 | 1,74 | 50,61 | 1,41 | 14,14 | 0,53 |
6. Авансовые платежи в счет будущих таможенных и иных латежей | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 111,24 | 4,15 |
7. Денежный залог в обеспечение уплаты таможенных и иных платежей | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,16 | 0,01 |
Установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Внесение изменений в законодательство Российской Федерации о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года и приводящих к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, допускается только в случае внесения соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.