Продолжение вопроса №2 «Воздушный транспорт в туристских перевозках», продолжение заголовка «Формы взаимодействия туристских фирм и авиакомпаний», который начали писать на прошлой лекции
Продолжение лекции 2.
В мировой практике различают следующие виды чартерных перевозок:
1. Закрытый чартер, особенностью которого является то, что за перевозку своих сотрудников полностью платит организация, покупающая чартер.
2. Целевой чартер организуется для перевозки определенных групп пассажиров с конкретными целями – спортсмены, болельщики, паломники, конгрессмены, участники конференций и симпозиумов и т. д. Чаще всего, данные вид чартера заказывается и частично оплачивается крупными организациями, так как данные категории лиц в определенные промежутки времени формируют устойчивые туристские потоки.
3. Инклюзив-тур чартер организуется и оплачивается туристской фирмой. При этом стоимость билета включается в стоимость тура. Перелет обходится туристам достаточно дешево. Такой вид чартера является самым популярным на рынке авиаперевозок.
|
|
4. Когда недостаточно туристов, чтобы снять самолет полностью, туристская фирма может забронировать часть мест на сезонна рейсовом маршруте. Такая организация перевозок называется блок-чартером. При этом туристская фирма обязана заранее оплатить все эти места на заказанное количество рейсов независимо от их заполнения. Обычно турфирма выкупает у авиаперевозчика квоту на определенный блок мест, - 20 - 30 единиц и оплачивает весь блок.
5. Нецелевой чартер представляет собой перевозку, при которой группа авиапассажиров подбирается вне зависимости от целей путешествия. Организаторами такого рода перевозок чаще всего являются транспортные компании.
6. Сплит-чартер относится к наиболее сложному виду перевозки пассажиров, которая осуществляется регулярными и нерегулярными рейсами на разных участках маршрута. При этом в формируемую группу пассажиров могут входить пассажиры, направляющиеся в разные конечные пункты.
В зависимости от условий использования самолета чартеры подразделяются на несколько разновидностей: разовый чартер, тайм-чартер, чартер-цепочка.
При разовом чартере самолет доставляет туристов в пункт назначения и сразу улетает обратно. Через определенный промежуток времени самолет возвращается обратно и забирает туристов для доставки их в пункт отправления. Разовые рейсы в практике деятельности туристских фирм используются крайне редко, так как достаточно дороги в использовании. И это понятно - в составе чартера здесь будет 2 цикла «туда - обратно» - один полный, а другой «холостой».
|
|
Тайм-чартер предполагает фрахт воздушного судна на определенный промежуток времени, в который турфирма может использовать самолет по назначению и по своему усмотрению. После доставки пассажиров в пункт назначения самолет не улетает обратно, а остается в аэропорту назначения на определенное время пребывания туристов. Такой вид чартера еще называют «разовым с отстоем». Но есть и у этого вида чартера один недостаток – использование данного вида чартера будет экономически оправданным только в случае кратковременного пребывания туристов в пункте назначения. В противном случае турфирме придется оплачивать простой самолета, его обслуживание, содержание и проживание экипажа, летное время самолета.
Программа чартера между двумя или более портами, в которой запланирована минимальная по времени стоянка самолета в аэропорту прибытия в целях ожидания пассажиров для обратного полета по тому же маршруту в России называется «цепочка» и используется в сезон для осуществления крупных туристских программ.
Первый чартер летит:туда полный и обратно пустой; все последующие с частотой, адекватной времени пребывания туристских групп, например неделя, с полной загрузкой туда и обратно; последний - туда пустой, обратно полный. Таким образом, получается один пролет туда и обратно без загрузки.
Компании всегда стремятся использовать чартерные рейсы на цепочке групп, чтобы исключить «холостые» пролеты. Кроме того, сама организация чартерного рейса всегда связана с большой подготовительной работой: обучение летного состава особенностям нового маршрута и условиям обслуживания наземными службами зарубежных аэропортов, заказ и получение всех разрешений на воздушный коридор над третьими странами, оплата обслуживания в порту и т. д.
Помимо этого, на стоимость чартерной перевозки оказывают непосредственное влияние такие факторы как
1. сезонность (чартерный рейс в высокий сезон будет стоить намного дороже, чем в низкий),
2. маршрут перевозки (популярные и загруженные, а также эксклюзивные маршруты будут стоить дороже),
3. срочность перевозки,
4. время суток (дневной перелет дешевле ночного),
5. наличие и количество конкурентов на направлении (больше конкурентов - меньше стоимость перевозки),
6. величина тарифов,
7. существующая система льгот и бонусных программ и др.
Багаж - это зарегистрированные или незарегистрированные (ручная кладь) личные вещи пассажира, перевозимые на воздушном судне по согласованию с перевозчиком. К зарегистрированному багажу относится багаж, который сдается пассажиром под ответственность перевозчика и который перевозится в багажном отделении воздушного судна. Под незарегистрированным багажом понимается багаж пассажира, находящийся во время перевозки в салоне самолета. В первом случае, пассажир получает на руки багажную квитанцию и отрывной купон багажной бирки. Во втором случае ответственность за сохранность вещей несет сам пассажир.
Пассажир может перевезти бесплатно багаж согласно нормам, указанным в Правилах или в требованиях перевозчика. Нормы бесплатного провоза багажа зачастую определяются направлением полета и классом обслуживания. Обычно действует правило, в соответствии с которым норма бесплатного провоза багажа для первого класса составляет 40 кг, бизнес-класса - 30 кг, экономического класса - 20 кг. В большинстве случаев нормы бесплатно провозимого багажа колеблется от 10 до 30 кг. Его размеры по сумме длины, ширины и высоты должны быть не более 203 см для пассажиров первого и бизнес-классов и 158 см для пассажиров экономического класса.
При регистрации пассажир обязан предъявить к взвешиванию вес вещи. Масса незарегистрированного багажа не должна превышать 10 кг, а сумма всех его трех измерений - 115 см. В авиабилете указывается количество мест зарегистрированного багажа и его масса. Норма бесплатного багажа распространяется на всех пассажиров независимо от того, по какому тарифу куплен билет. Но существует определенный перечень вещей, на которые не распространяется норма бесплатного провоза багажа: животные и птицы; курьерская корреспонденция, посылки и почта; багаж, размеры и масса которого превосходят установленные параметры для определенного класса обслуживания; различная растительность и зелень, саженцы деревьев и кустарников и др.
|
|
Пассажир за дополнительную плату может декларировать стоимость проверенного багажа, превышающего ограничения. При этом сумма объявленной ценности не должна превышать фактической стоимости багажа. За данную процедуру взимается денежный сбор и выдается квитанция установленного образца (как за платный багаж).
Перевозчик может отказать в перевозке зарегистрированного багажа, если он не упакован должным образом, что нарушает правила безопасности. По причинам безопасности перевозчик (с разрешения пассажира) может производить досмотр багажа, а также может обыскать багаж в его отсутствии, если пассажир не может при этом присутствовать. Если пассажир не соглашается с этим требованием, то перевозчик может отказать в доставке пассажира или его багажа. Если перевозчик принимает и регистрирует багаж, то он берет на себя обязанность его охраны и отправки тем же рейсом, которым следует пассажир. В ряде случаев, оговоренных в Правилах, допускается по согласованию с пассажиром отправка багажа другим рейсом.
Излишек багажа перевозится за дополнительную плату в соответствии с Правилами. Некоторые перевозчики используют систему бесплатной перевозки багажа в зависимости от числа багажных мест. Багаж, который пассажир берет с собой в салон самолета, является нерегистрируемым. Его габариты и вес регламентируются правилами перевозчика. В большинстве случаев ручная кладь ограничивается одним местом. Не считается ручной кладью плащ или пальто, которое пассажир несет на руке, костыли, сумка с детским питанием. В ряде авиакомпаний вес ручной клади не должен превышать 5 кг.
|
|
Если багаж по своим размерам превышает нормы, установленные для ручной клади, но требует особых мер предосторожности, то по согласованию с перевозчиком его можно перевезти в салоне самолета. Для такого багажа бронируется отдельное место, и его перевозка оформляется пассажирским билетом. Стоимость билета составляет 75% нормального тарифа. Багаж, провозимый в салоне самолета, должен иметь массу не более 70 кг. Багаж, предназначенный для перевозки в салоне самолета, маркируется биркой «В кабину» или «Ручная кладь».
Если масса взвешиваемых вещей пассажира превышает установленную бесплатную норму, перевозка сверхнормативного багажа должна быть оплачена по соответствующему тарифу. Этот тариф практически у всех авиакомпаний составляет 1% стоимости билета первого класса за каждый лишний килограмм. Оплата подтверждается выдачей пассажиру квитанции об оплате сверхнормативного багажа. Масса одного места такого багажа также должна не превышать 32 кг, а количество мест не более двух. Багаж, превышающий указанные норму и количество, оформляется как груз.
Негабаритный багаж - это багаж, который по сумме трех измерений (длина, ширина и высота), длине или по массе превышает установленные перевозчиком нормы. Такой багаж принимается к перевозке только по согласованию с перевозчиком. Оплата негабаритного багажа производится по соответствующему тарифу. При этом авиакомпания берет на себя все дополнительные расходы по его погрузке и выгрузке.
По желанию пассажира багаж может быть оформлен как несопровождаемый. В этом случае багаж принимается к перевозке отдельно от пассажира и оформляется заблаговременно в качестве груза по отдельной грузобагажной квитанции. Перевозка такого багажа может осуществляться как на самолете, на котором летит данный пассажир, так и на совершенно другом воздушном судне.
Предметы, запрещенные к перевозке в багаже, делятся на три группы. Первую группу образуют вещества, которые представляют опасность для полета воздушного судна, здоровья, жизни и имущества людей, находящихся на его борту (взрывчатые, радиоактивные, газообразные, легковоспламеняющиеся, магнитные, ядовитые и раздражающие вещества). Перечень таких предметов и веществ устанавливает 1САО.
Вторую группу таких предметов и веществ образуют предметы и вещества, которые не разрешены к ввозу в страну, вывозу из нее или провозу по ее территории законодательными и другими нормативно-правовыми актами государственных органов этих стран. Запреты подобного рода могут носить как временный, так и постоянный характер.
К третьей группе относятся предметы, непригодные по мнению авиакомпаний к перевозке из-за своего размера, формы, запаха, цвета, хрупкости и др.
Пассажир (турист) не вправе перевозить в качестве багажа:
• предметы, которые могут подвергать опасности пассажиров самолета или имущество на его борту;
• предметы, перевозка которых запрещена действующими законами и правилами стран отправления, прибытия или транзита;
• предметы, которые, по мнению перевозчика, неудобны для перевозки из-за их веса, размера, характера;
• хрупкие и скоропортящиеся предметы;
• огнестрельное оружие (кроме охотничьего и спортивного) и амуницию;
• деньги, ювелирные изделия, драгоценные металлы, серебряные изделия, деловые документы, паспорта и др.;
• диких животных;
• другие предметы в соответствии с Правилами.
Подлежат запрету для перевозки в багаже: сжатые или сжиженные газы, бутан, кислород, жидкий азот, заряженные баллоны аквалангов, яды, едкие вещества, щелочи, ртуть, аккумуляторные батареи, легковоспламеняющиеся жидкости, радиоактивные элементы, агрессивные и раздражающие газы или намагниченные материалы и др.
Животные (кошки, собаки, птицы и др.) допускаются к перевозке при наличии действующего сертификата о здоровье и прививках, разрешения на ввоз-вывоз, требуемые страной отправления, назначения или транзита. При этом животные вместе с клетками и пищей рассматриваются как излишний багаж и не могут перевозиться бесплатно, даже если у пассахтра нет другого багажа.
Исключение составляют только собаки, сопровождающие слепых, глухих или физически немощных пассажиров; они перевозятся бесплатно сверх установленной нормы багажа. Животные принимаются для перевозки при условии, что пассажир несет за них полную ответственность, а перевозчик не отвечает за повреждения, болезнь и смерть такого животного в случае отказа въезда или проезда в страну.
Деньги, драгоценности и документы пассажир обязан провозить при себе, не сдавая их в багаж. Хрупкие и бьющиеся предметы, размеры и масса которых не превышают установленных норм для ручной клади, могут перевозиться в салоне самолета под личную ответственность пассажира.
По прибытии в пункт назначения пассажир предъявляет багажную идентификационную бирку и квитанцию и получает свой багаж.
В случае утери бирки или квитанции перевозчик вручает пассажиру его багаж при предъявлении прав на него и уплаты дополнительных расходов по егоидентификации. Получение пассажиром багажа без жалобы является прямым доказательством того, что багаж доставлен в полном соответствии с условиями договора на перевозку.
Если при получении багажа пассажир обнаружил его утерю или порчу, то аэропорт составляет акт о неисправности или утере багажа. В акте перечисляются конкретные неисправности и он заверяется в присутствии двух свидетелей, авиаперевозчика и владельца багажа. Один экземпляр акта остается у пассажира, а второй экземпляр вместе с претензией направляется в претензионную комиссию перевозчика. Претензия должна быть направлена не позднее 7 дней со дня получения багажа, а при внутренней перевозке - в течение 6 месяцев.
В случае утери багажа по просьбе пассажира составляется акт соответствующей формы, и авиакомпания предпринимает действия по его розыску. Розыск багажа на международных линиях ведется при помощи автоматизированной системы «World Tracer», введенной в 1993 г. В базу данных системы постоянно поступают сведения об утерянных и найденных вещах. Система производит сравнение вещей по определенным параметрам и при положительном результате определяет их принадлежность тому или иному пассажиру.
Пассажир, желающий предъявить претензию по поводу задержки багажа, должен направить ее в претензионную службу перевозчика не позднее чем через 21 день со дня утери багажа (наступления события) и не позднее чем через 6 месяцев при внутренней перевозке. При этом багаж считается утерянным, если он не обнаружен по прошествии 21 дня с момента его планового прибытия в пункт назначения. В данном случае составляется акт об утере багажа установленной формы и претензия, содержащая просьбу пассажира о возмещении за утерю багажа.
Прибывший в аэропорт багаж хранится бесплатно в течение 2 дней, включая день его прибытия. Последующие дни хранения багажа оплачиваются согласно установленным тарифам. Невостребованный багаж хранится в аэропорту в течение месяца со дня доставки при международных перевозках, и в течение 6 месяцев - при внутренних перевозках. После прохождения указанных сроков багаж реализуется перевозчиком в установленном порядке. Те же правила действуют и в отношении вещей и предметов, забытых пассажирами в салоне самолетов.
При международных перевозках в соответствии с Варшавской конвенцией ответственность за утрату, повреждение или задержку багажа составляет 20$ за 1 кг зарегистрированного багажа и 400$ за незарегистрированный багаж. В соответствии с Монреальской конвенцией ответственность перевозчика за утерю или порчу багажа увеличена с 20$ до 50$ за каждый килограмм.
При внутренних перевозках согласно Воздушному кодексу РФ ответственность авиаперевозчика за багаж устанавливается в следующих размерах:
1) за утрату, недостачу или порчу багажа с объявленной ценностью - в размере объявленной ценности;
2) за утрату, недостачу или порчу багажа без объявленной ценности - в размере его стоимости, но не более 2 размеров МРОТ за 1 кг багажа;
3) за утрату, недостачу или порчу ручной клади - в размере ее стоимости или в размере не более 10 МРОТ;
4) за просрочку в доставке багажа авиаперевозчик обязан уплатить штраф в размере 25% МРОТ за каждый час просрочки, но не более 50% его провозной платы.