Требования к синтезу цветов

Глава 9. ЦВЕТОВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ПРИ ЦВЕТНОЙ СЪЕМКЕ

Замечания по определению кратности цветного светофильтра.

Кратность светофильтра легко может быть вычислена графически, если известны кривая Sx. спектральной чувствительности пленки (не спектрограмма!), и кривая Тх пропускания фильтра. Перемножением этих кривых узнается эффективная спектральная чувствительность пленки под фильтром и затем сравниваются площади графиков, охватываемые кривой Sx пленки до и после ее перемножения на кривую фильтра. Отношение этих площадей и составляет кратность. Если съемка предполагается не при белом свете, то кривая спектральной чувствительности пленки должна быть перемножена предварительно на кривую спектрального состава освещения.

Не сложно определяется кратность светофильтра и путем пробной съемки. Для этого в снимаемом объекте обязательно должна находиться контрольная деталь серого цвета достаточного размера, чтобы ее плотность в негативе легко наблюдалась визуально, и все пробные негативы могли легко сравниваться по плотности этой детали. Кратность фильтра определяется по тому негативу, у которого контрольная деталь имеет ту же плотность, что и в негативе, снятом с нормальной экспозицией, без фильтра. Для вычисления кратности берется отношение квадратов диафрагм, при которых были

сняты отобранные равноплотные негативы, или отношение выдержек.

§ 62. Цветоделение и требования к нему.

Первая стадия цветофотографического процесса представляет собой цветовой анализ объекта съемки, выражающийся в том, что в npoцессе съемки происходит разделение цветов объекта на зональные составные части для их регистрации на отдельных фотослоях с целью получения трех цветоделенных негативов.

Идеальное цветоделение должно удовлетворять двум требованиям:

1) чтобы негативная пленка обладала строгой зональной чувствительностью, необходимой для регистрации действительных величин зональных яркостей цветов, и

2) чтобы негативные красители обладали строго зональным поглощением, необходимым для правильной печати в дальнейшем позитива.

Рис. 27. Идеальные кривые спектральной чувствительности слоев многослойной негативной пленки и идеальные кривые поглощения негативных красителей показаны на рис. 27.

§ 63. Методы цветоделения.

Для цветоделения применяются два метода, — метод светофильтров и метод спектральной сенсибилизации.

Метод светофильтров в своем чистом виде применялся в кино до появления цветных многослойных пленок. Перед объективом съемочной камеры устанавливался вращающийся диск с зональными светофильтрами, — синим, зеленым и красным,— за время полного оборота которого экспониррвались на панхроматичской пленке последовательно три цветоделенных кадрика. Негатив содержал, таким образом, чередующиеся черно-белые цветоделенные изображения, с которых в дальнейшем тем или иным способом велась печать цветных позитивов.

При методе спектральной сенсибилизации цветоделение осуществляется путем фотографирования объекта на фотослои, очуствленные к отдельным зонам спектра или имеющие под светофильтрами заданную эффективную зональную чув-ствительность. В современных многослойных пленках этот метод применяется в сочетании с желтым фильтровым слоем, располагаемым под верхним синечувствительным слоем.

Цветоделение осуществляется в этом случае следующим образом.

Верхний слой, несенсибилизированный, регистрирует только синие зоны всех цветов объекта съемки. Далее ход синим лучам преграждается желтым фильтровым слоем. Средний слой, ортохроматический, обладающий номинальной чувствительностью к синим и зеленым лучам, имеет, благодаря желтому фильтровому слою, эффективную чувствительность только к зеленым зонам всех цветов объекта. Красные лучи, неактиничные для него, он пропускает к нижнему слою. Нижний слой, панхроматический, регистрирует только красные зоны всех цветов. Его сенсибилизация к зеленым лучам занижена.

Не следует цветоделение толковать так, что синие цвета объекта экспонируются в верхнем слое многослойной пленки, зеленые цвета — в среднем, а красные — в нижнем. Такое толкование глубоко ошибочно и мешает правильному пониманию цветовой экспонометрии. Надо помнить, что среди реальных цветов в природе нет таких, которые содержали бы лучи только одной какой-либо зоны, если не считать цветов, образованных в объекте с помощью строгих зональных светофильтров. Спектр любого реального цвета является сложным, состоящим, практически, из лучей всех трех зон. И, следовательно, любой реальный хроматический цвет всегда экспонируется во всех трех слоях, так же как и ахроматический. Разница лишь в том, что зональные экспозиции, производимые хроматическим цветом, всегда имеют разную величину, соответственно различным уровням его зональных яркостей, а ахроматические цвета должны экспонировать пленку поровну во всех трех слоях.

К красителям позитивной многослойной пленки предъявляются также высокие требования в отношении строгости их зонального поглощения, так как их основное назначение в позитиве сводится к возможно более избирательному зональному вычитанию лучей из белого света проектора.

В идеале каждый краситель, при любой его концентрации, должен обладать поглощающим действием в пределах строго предназначенной ему 1/3 части спектра. Поглощение желтого красителя должно распространяться только на синюю зону, пурпурного — на зеленую, голубого — на красную.

Кроме того, каждый краситель в его максимальной концентрации, получающейся при максимальной экспозиции в данном слое, должен полностью вычитать лучи, для поглощения которых он предназначении, следовательно, все три красителя в их максимальной концентрации при суммарном действии должны полностью поглощать свет проектора, образовывая этим на экране глубокий черный цвет. Взятые же в меньших, но равных количествах, они должны давать все промежуточные серые цвета в интервале от черного до белого.

Практические красители позитивной многослойной пленки, несмотря на неидеальную форму их кривых поглощения, позволяли бы достигнуть достаточно широкого цветового охвата, если бы не существовало ограничений в их синтезе, идущих от недостаточно хороших спектральных свойств негативных красителей, разобранных в § 64.

Основная функция негативных красителей состоит в дозировании при печати количеств позитивных красителей. Эта функция выполняется ими плохо, в силу отмеченных выше их недостатков. В результате этого возможности синтеза в позитивном процессе используются неполностью.

К субтрактивному синтезу предъявляется еще одно важное требование — давать цвета стойкие при длительном хранении позитива. Этому требованию удовлетворяют пока лишь красители, применяемые в гидротипной печати. Находящиеся у нас под наблюдением гидротипные цветные копии в течение 30-летнего срока их хранения не обнаруживают каких-либо изменений цвета. Красители же, образующиеся при цветном проявлении, в силу своей иной химической природы, такой стойкостью не обладают. С течением времени они обесцвечиваются. Наименее стойким является голубой, наиболее стойким— пурпурный. Поэтому при длительном хранении позитивов, напечатанных на многослойной пленке в первую очередь заметно страдают цвета, образованные при преобладающем участии голубого красителя. Обесцвечивание голубого красителя ведет к появлению в цветах красного оттенка. Черный цвет при этом переходит в красно-пурпурный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: