При поиске выразительного орнамента, дизайнер часто обращается к известной символике, что позволяет ему сделать свое творчество более многомерным и значительным. К тому же использование символики придает всему костюму некий неповторимый образ, создает тонкую цепь ассоциаций и аналогий с тем или иным известным явлением, ностальгическим временем, событием, известным культовым изображением, хранящимся в подсознании человека. Прическа, цвет, орнамент, форма деталей костюма - все становится главным и приобретает символическую окраску (рис. 58).
Символ - знак, имеющий общедоступное понятие, заложенное традицией человеческих представлений. В искусстве символ является характеристикой художественного образа. Здесь можно привести слова Манфреда Луркера о самом понятии «символ»: «Значение символа заключается не в нем самом, а указывает на что-то большее. Гёте настоящую символику ви-
Рис. 57. Трансформация растительной формы в орнаментальный
мотив
дит повсюду, где особенно предстает общее, и не как мечта или тень, а как живое и мгновенное проявление непостижимого. Символ - это тайна и откровение одновременно».
Символ не сводится к чистой визуальной форме, - он является своеобразным ключом, позволяющим проникнуть в человеческую психику, определить культурные и духовные ценности конкретного человека или целой народности. В некотором смысле символ можно назвать связующим звеном, соединяющим различные уровни бытия человека: уровень реальности и поэтическое образное мышление.
Задача художника состоит в том, чтобы, опираясь на разнообразие живых, реальных впечатлений, на свой творческий опыт, найти гармонию специфического знакового образа - гармонию сюжетных символов и выразительных средств орнаментального языка.
В 1900 году Эмиль Галле в своей вступительной речи на открытом заседании Академии Станислава сказал: «Разве кто-нибудь откажется признать тот факт, что художник, стремясь изобразить цветок, насекомое, пейзаж, человеческую фигуру, само их существо и передать присущие им чувства, создает гораздо более эмоциональное и волнующее произведение, чем то, что можно воспроизвести при помощи фотоаппарата или холодного скальпеля. Точное воспроизведение природы в каком-нибудь научном труде не затрагивает наши чувства, поскольку там нет души, в то время как подражающий природе японский художник в присущей ему уникальной манере показывает развитие того или иного мотива, изображает живое существо смешным или меланхоличным, а предмет - наполненным глубоким смыслом. Несомненно, руководствуясь лишь собственной интуицией, он
Рис. 58. Использование атрибутики стиля "хиппи" в костюме
производит на свет настоящие символы «леса», «весенней радости», «осенний грусти». В орнаменте символ становится сверкающей точкой на фоне спокойной и намеренной бессодержательности арабесок. Символ привлекает к себе внимание, настраивая на размышление, поэзию, искусство. Символ - точка конкретизации идеи. Невозможно художнику декоративного искусства отказать в праве использовать символы, которые всегда были прерогативой поэта. Пока мысль движет пером, кистью, карандашом,
Рис. 59. Предварительное эскизирование. Поиск масштаба и характера
заполнения формы орнаментом
символ будет, без сомнения очаровывать людей. Он создает недосказанность... Сознательно или нет, но символ оживляет произведение искусства, он душа искусства».
Как и символ, цвет имеет огромное эмоциональное воздействие на человека, который также имеет определенное символическое значение. Бесспорно, цвета обладают богатыми выразительными возможностями и способны непосредственно воздействовать на психику. Цвета не действуют в эмоциональном плане на всех людей одинаково, что существуют отличия в предпочтении и, соответственно, в отражении значимости тех или иных цветов. Исходя из психологического содержания «цветопирами-ды» по Пфистеру - Хайсу, голубому (синему) цвету, например, приписывается смягчающее, сдерживающее воздействие на проявление аффектов. Красный, напротив, является аффективным и связывается со способностью непосредственно реагировать на внешнее раздражение. Оранжевый цвет, как составной, вызывает стремление к успеху, к богатству, коричневый положительное сопоставление с «матерью-землей».' Вопреки индивидуальным различиям в восприятии цветов древние культуры выработали определенные условные цветосимволики, прежде всего из стремления обнаружить и использовать закономерности, лежащие в основе многообразия мира. У древних майя в Центральной Америке страны света - восток, север, запад, юг - соответственно были соотнесены с красным, белым, черным и желтым, в то время как в Древнем Китае восток, юг, запад, север и середина - с синим, красным, белым, черным и желтым., В европейской цветовой символике красная роза обозначала пламенную любовь, а, например, в Древнем Египте все красное сулило угрозу и вред. В просторечии выработалось свое понимание цветосимволики: зеленый - надежда, синий - верность, красный - любовь, желтый - ревность, белый - невинность.