Список обзорных лекций для Государственного экзамена 6 страница

Средняя величина потребления (поставок) в единицу времени определяется по формуле:

(2.22)

где – средний объем потребления, Pi – объем потребления за i -ю единицу времени.

Прогнозная потребность:

(2.23)

где – прогнозный объем потребности; – средний объем потребления; – количество единиц времени в планируемом периоде.

б) прогноз на основе скользящего среднего значенияпотребления запаса при составлении прогноза использует значение средней арифметической величины потребления за последние периоды наблюдений.

(2.24)

где прогнозируемый объем потребности в периоде времени j, единиц; i – индекс предыдущего периода времени; Рi объем потребления в предыдущем периоде времени i; n – число периодов, используемых в расчете скользящей средней.

в) в методе взвешенной скользящей среднейкаждому используемому в расчете скользящей средней периоду присваивается коэффициент, отражающий значимость влияния этого периода на прогнозное значение потребления.

(2.25)

где Рj прогнозируемый объем потребности в периоде времени j, единиц; i – индекс предыдущего периода времени; кi коэффициент значимости периода времени i; Рi объем потребления в предыдущем периоде времени i, единиц; n – число используемых в расчете предыдущих периодов времени.

3) в методе экспоненциального сглаживания каждый новый прогноз основан на учете значения предыдущего прогноза и его отклонения от фактического значения.

(2.26)

где Рj – прогнозируемый объем потребности в периоде времени j, единиц; Рj-1 – прогнозируемый объем потребности в периоде времени (j–1), единиц; α –константа сглаживания; Fj-1 – фактическая потребность в периоде (j–1), единиц.

Константа сглаживания а определяет чувствительность прогноза к ошибке. Чем ближе ее значение к нулю, тем медленнее прогноз будет реагировать на ошибки, тем, следовательно, будет выше степень сглаживания прогноза. Подбор значения константы сглаживания проводится экспериментально.

Прогнозирование потребности в запасе для временных рядов, имеющих долгосрочные или краткосрочные тенденции, проводится в несколько этапов:

1. Фильтрация значений статистического ряда.

2. Выбор вида уравнения тренда.

3. Прогнозирование объема потребления.

4. Оценка точности прогноза.

а) Для прогнозирования сезонного спроса требуется использовать статистику отгрузок соответствующих периодов прошлых лет.

(2.27)

где – объем фактических среднедневных отгрузок сезонного периода года, предшествующего предыдущему, – коэффициент значимости данного года, – объем фактических среднедневных отгрузок сезонного периода предыдущего года, – коэффициент значимости данного года,

Прогноз общей потребности в сезонный период:

(2.28)

Если временной ряд имеет долгосрочные тенденции, для прогнозирования потребности требуется учитывать коэффициент тенденции:

(2.29)

где КТj – коэффициент тенденции в периоде j; j – индекс прогнозируемого периода; i – индекс предшествующего месяца; п – число предшествующих месяцев, учитываемых для определения коэффициента тенденции; Fj-1,i фактический объем потребности в предыдущем прогнозируемому периоде времени в предшествующем месяце i, единиц; F j-2,i – фактический объем потребности в периоде времени, предшествующем предыдущему прогнозируемому, в предшествующем месяце i, единиц.

Прогноз объема отгрузок рассчитывает по формуле

(2.30)

где PTj прогноз потребности с учетом тенденции в периоде j, единиц; j – индекс прогнозируемого периода; Рj прогноз потребности в периоде j; KTj коэффициент тенденции в периоде j.

б) Циклические колебания спроса представляют продолжительные изменения тенденций потребления, сменяющие друг друга в периоды, как правило, более двух лет. Для учета циклических колебаний спроса в условиях отсутствия очевидной картины по статистической базе следует полагаться на знание типовых циклов, характерных для данной отрасли или вида бизнеса.

в) эффект стимулирования спросапредставляет собой изменение спроса на товар в ответ на маркетинговые мероприятия.

г) случайные факторы колебания спроса.

Прогнозирование потребности в запасе по индикаторам основывается на идее о том, что на отгрузки запаса рассматриваемых ТМЦ оказывает влияние какая-либо переменная, от которой зависит прогнозируемый спрос.

Условия определения индикатора:

1. наличие логического объяснения связи индикатора и прогнозируемой потребности;

2. интервал времени между изменением индикатора и изменением потребности должен быть достаточно велик для возможности использования прогноза;

3. наличие высокой корреляционной связи между индикатором и уровнем потребности.

Для прогнозирования потребности в запасе на основе индикаторов используют регрессионный анализ. Подставив в регрессионное уравнение значение индикатора можно сделать прогноз потребности в определенных ТМЦ.

В случае сложности или невозможности анализа статистической информации приходится искать методы прогнозирования, опирающиеся не на количественную, а на качественную информацию или экспертные методы. В результате использования метода экспертной оценки выявляются субъективные мнения экспертов и на их основе определяются объективные оценки прогноза.

Метод экспертных оценок основывается на следующих гипотезах:

1) эксперт является качественным источником информации;

2) групповое мнение экспертов близко к истинному решению проблемы.

Метод экспертных оценок включает несколько этапов (рисунок 2.6).

Рисунок 2.6 – Этапы метода экспертных оценок

1. Разработка программы экспертного оценивания, в которой должны быть отражены:

– цели экспертного опроса;

– сроки выполнения работ;

– задачи и состав группы управления;

– обязанности и права группы управления;

– финансовое и материальное обеспечение работ.

2. Подбор экспертов. Общим требованием при формировании группы экспертов является эффективность решения поставленной задачи, которая определяется как отношение достоверности результатов экспертизы и затрат на ее проведение.

3. При разработке процедуры опроса определяются:

– место и время опроса;

– число и задачи туров опроса;

– форма опроса;

– порядок фиксации и сбора результатов;

– состав необходимых для работы экспертов документов.

К основным методам проведения опроса относятся:

1) анкетирование;

2) интервьюирование;

3) групповое обсуждение.

1) Анкетирование проводится индивидуально и заочно по анкетам закрытого или открытого типа.

Преимущества:

- относительная простота организации;

- возможность охвата больших групп экспертов и получения количественных результатов после статистической обработки результатов анкетирования.

Недостатки:

- отсутствие гарантии серьезного и заинтересованного заполнения анкеты экспертом и уверенности в том, что вопросы были правильно поняты экспертом,

- возможность субъективной интерпретации экспертом вопросов анкеты;

- неполнота и частичность ответов.

2) Интервьюирование проводится членами группы управления очно по заранее составленному списку вопросов или в режиме свободного диалога индивидуально или с группой экспертов.

Недостатки:

- большая продолжительность опроса экспертов;

- высокая трудоемкость;

- необходимость достаточного штата работников, проводящих интервью.

Преимущества:

- полное преодоление недостатков анкетирования.

3) Групповое обсуждение может быть реализовано несколькими методами: совещание, дискуссия, мозговой штурм и метод Дельфи.

Метод Дельфи представляет собой серии анкетирования или интервью экспертов, причем каждая серия анкет или вопросников для интервью разрабатывается на основе обработки результатов предыдущей серии. Главная цель – составление согласованного членами экспертной группы прогноза.

4. Проведение опроса включает следующие элементы:

– предъявление вопросов экспертам;

– информационное обеспечение работы экспертов;

– выработка экспертами суждений, оценок, предложений;

– сбор результатов работы экспертов.

5. Обработка результатов опроса. Исходной информацией для обработки результатов экспертных оценок являются числовые данные, выражающие предпочтения экспертов и содержательное обоснование этих предпочтений. Целью обработки является получение обобщенных данных и новой информации, содержащейся в скрытой форме в экспертных оценках.

Комбинированный подход к прогнозированию потребности в запасепредставляет собой сочетание прогнозирования на основе статистических данных и экспертных оценок.

Тема 3. Издержки формирования и содержания запасов в цепях поставок (1 час)

1. Структура затрат на создание и поддержание запасов. 2. Иммобилизация денежных средств в запасы. 3. Общие затраты, связанные с запасами.

1. Затраты, связанные с запасами, включают (рисунок 3.1):

Рисунок 3.1 – Структура затрат, связанных с запасами

Затраты на закупку запаса – расходы финансовых ресурсов на непосредственно закупку ТМЦ запаса у поставщика.

Затраты на пополнение запаса – расходы, необходимые для обеспечения пополнения запаса. Затраты на пополнение запаса связаны с деятельностью подразделений, участвующих в принятии и реализации решений о пополнении запаса (отдел маркетинга, продаж (или коммерческий отдел), производственные подразделения, отдел закупок, логистики, информационных технологий, бизнес-аналитики, планово-экономический отдел, управленческого учета, финансов, бухгалтерия и др.).

Затраты на содержание запаса – расходы, необходимые для обеспечения сохранности и поддержания качества ТМЦ, находящихся в запасе на определенной территории или на транспортном средстве. Затраты на содержание запаса связаны с деятельностью складского хозяйства и транспортного отдела.

Затраты, связанные с дефицитом запасов, отражают упущенную прибыль, которую предприятие могло бы получить при наличии необходимых запасов в нужном месте и в соответствующее время.

Затраты на закупку включают (рисунок 3.2):

Рисунок 3.2 – Структура затрат на закупку

Затраты на закупку запаса рассчитываются следующим образом:

(3.1)

Где Ср – затраты на закупку запаса, руб.; С – закупочная цена единицы товара, руб.; Q – размер заказа, единиц.

При отсутствии оптовых скидок при проведении закупок изменение затрат на закупку имеет прямопропорциональную зависимость от размера партии закупки (рисунок 3.4). В этом случае уровень цены за единицу товара фиксирован и не зависит от размера партии закупки (рисунок 3.3).

Рисунок 3.3 – Уровень цены на закупку единицы товара при отсутствии оптовых скидок

Рисунок 3.4 – Зависимость затрат на закупку от размера партии при отсутствии оптовых скидок

При наличии оптовых скидок затраты на закупку меняются дискретно в соответствии со схемой изменения цены, согласованной с поставщиком (рисунок 3.5).

Рисунок 3.5 – Уровень цены на закупку при наличии оптовых скидок

Рисунок 3.6 – Зависимость затрат на закупку от размера партии при наличии оптовых скидок

Затраты на пополнение запаса включают (рисунок 3.7):

Рисунок 3.7 – Структура затрат на пополнение запаса

(3.2)

где – затраты на пополнение запаса, руб.; S – объем потребности в запасе, единиц; Q – размер заказа, единиц; А – затраты на выполнение одного заказа, руб.

Чем больший размер заказа пополняет запас в единичный период времени, тем реже приходится делать заказ, тем, следовательно, меньше затраты, связанные с пополнение запаса (рисунок 3.8).

Рисунок 3.8 – Зависимость величины затрат на пополнение запаса от размера заказа

(3.3)

где А – затраты на выполнение одного заказа, руб.; Qop – совокупные годовые затраты на содержание отдела, выполняющего заказы на восполнение запаса, руб.; NQ – число выданных за год заказов по всем позициям запаса.

Другой метод оценки затрат на выполнение одного заказа А – хронометраж и выборочное обследование в целях определения средних затрат времени на подготовку и подачу одного заказа.


Рисунок 3.10 – Структура затрат на содержание запаса


Затраты на содержание запаса:

(3.4)

где – затраты на содержание запаса, руб.; – средний уровень запаса, ед.; I – затраты на содержание единицы запаса, руб.

Если:

(3.5)

где – средний уровень запаса, ед.; Q – размер заказа, единиц.

Функция затрат на содержание запаса может иметь один из следующих видов:

(3.7)

Часто затраты на содержание запаса оцениваются в процентах от стоимости наличного запаса:

(3.9)

где i – затраты на содержание единицы запаса, %.

Затраты на содержание запаса в общем случае прямо пропорционально зависят от размера заказа (рисунок 3.9).

Рисунок 3.9 – Зависимость затрат на содержание запаса от размера заказа

Структура затрат на содержание запаса представлена на рисунке 3.10.

Альтернативные затраты представляют собой финансовые затраты, замороженные в приобретенных ТМЦ и определяются нормой прибыли, которая могла бы быть получена при использовании данных финансовых ресурсов в иных целях.

Дефицит запасов на предприятии может привести к сбоям в ритмичности производства, к возникновению дополнительных издержек и т.п.

Издержки дефицита модно разделять на две составляющие: жесткие и мягкие издержки дефицита.

К жестким издержкам дефицита можно отнести затраты, которые можно определить и зафиксировать в момент их возникновения. Их можно планировать и прогнозировать на основе статистических данных или экспертной оценки. К ним относятся:

– упущенная прибыль в связи с отказом в отгрузке товара из-за его отсутствия на складе;

– прирост закупочной цены, транспортных и прочих расходов в связи с экстренной закупкой отсутствующего на складе товара.

Мягкие издержки дефицита – затраты, которые не могут быть определены и зафиксированы в момент их возникновения, так как время их формирования довольно продолжительное. К таким затратам относятся затраты, связанные:

- с потерей клиента;

- смещением или потерей сегмента рынка;

- потерей рынка;

- изменением или потерей имиджа.

Их сложно прогнозировать и можно использовать только при решении задач стратегического или долгосрочного характера.

Потери от дефицита оцениваются через реакцию потребителя на отсутствие товара у продавца на момент времени, когда покупатель хочет приобрести товар.

В упрощенном виде реакции покупателей можно разделить на три категории: продажа отложена, продажа потеряна, потребитель потерян. Для определения средней стоимости отсутствия (дефицита) товара используют эмпирически найденные значения вероятности появления каждого события. Стоимость каждой потери от нехватки умножают на вероятность ее появления, и полученные результаты складывают.

Отложенная продажа не имеет стоимости, поскольку потребитель предпочитает товар данной фирмы, и он купит его, когда тот появится. Вариант потери продажи приводит к потере прибыли. Наихудшим будет вариант потери потребителя. Потребитель попробует товар конкурента и предпочтет его, отказавшись от используемого раньше товара данной фирмы. Потребитель потерян, и стоимость этой потери равна стоимости привлечения нового клиента.

2. Альтернативные затратыпредставляют собой финансовые затраты, замороженные в приобретенных ТМЦ. Наличие запаса требует собственных или заемных финансовых ресурсов, замороженных в запасе. Эти ресурсы могли бы быть направлены в иные сферы деятельности, включая инвестиционные. Поэтому затраты, понесенные при закупке и последующем хранении запаса, имеют так называемую альтернативную составляющую, определяющую норму прибыли, которая могла бы быть получена при использовании данных финансовых ресурсов в иных целях. Показатель альтернативной нормы прибыли нужен для того, чтобы точно были видны истинные затраты, связанные с принятым решением.

Существует три метода учета запасов:

FIFO (первым поступил, первым отправлен): предполагается, что запасы, приобретенные раньше всех, продаются первыми, в результате чего в запасах оставляется продукция, приобретенная позже. При варианте FIFO запасы оцениваются почти по текущей восстановительной стоимости.

LIFO (последним поступил, первым отправлен): продажи осуществляются из самых последних приобретенных партий, в результате чего продукция, поступившая раньше, остается в запасе. Этот метод пытается обеспечить равенство между самыми последними расходами на приобретение запасов и продажами. В период роста цен метод LIFO приводит к занижению стоимости запасов, более высокой себестоимости проданной продукции и более низким показателям прибыли, чем метод FIFO. Когда цены снижаются, ситуация становится обратной.

Средняя стоимость: этот метод может использоваться в виде скользящего среднего, при котором каждая новая закупка усредняется с оставшимся запасом, в результате чего получается новая средняя цена или взвешенное среднее, которое определяется как общая стоимость начального запаса плюс стоимость всех покупок, деленная на общее число единиц.

3. Общие затраты, связанные с запасами, представляют собой сумму затрат на закупку, пополнение запаса и содержание запаса. Общие затраты, связанные с запасами, могут быть рассчитаны следующим образом:

(3.10)

где Т – общие затраты, связанные с запасом, руб.; Ср – затраты на закупку запаса, руб.; Срз – затраты на пополнение запаса, руб.; Сс – затраты на содержание запаса, руб., Н – затраты вследствие дефицита запасов, руб.,

или

(3.11)

где Т – общие затраты, связанные с запасом, руб.; С – закупочная цена единицы товара, руб.; Q – размер заказа, единиц; S – объем потребности в запасе, единиц; А – затраты на выполнение одного заказа, руб.; средний уровень запасов, единиц; I – затраты на содержание единицы запаса, руб., Н – затраты вследствие дефицита запасов, руб.

Характер зависимости совокупных затрат, связанных с запасами, и составляющих их элементов представлен на рисунке 3.11.

Рисунок 3.11 – Зависимость затрат, связанных с запасами, от размера заказа

Тема 4. Расчет оптимального размера заказа на восполнение запаса (1 час)

1. Модель расчета оптимального объема и периодичности заказа Харриса – Уилсона и ее модификации. 2. Проблемы и направления использования формул расчета оптимального размера заказа.

1. В основе оптимизации уровня запаса лежит расчет размера заказа, который может обеспечить оптимальный уровень запаса при обслуживании потребности на заданном уровне. Критерием оптимизации при этом является минимум общих затрат, связанных с запасами. В настоящее время можно встретить разнообразные названия таких формул:

– EOQ (Economic Order Quantity Model);

– экономичный размер заказа (economic order quantity);

– модель (или формула) Вильсона (Уилсона, Wilson);

– формула Харриса, Кампа и др.

Формула Вильсона была получена в результате дифференцирования функции общих затрат по размеру заказа Q:

(4.1)

где Т – общие затраты, связанные с запасом, руб.; С – закупочная цена единицы товара, руб.; Q – размер заказа, единиц; S – объем потребности в запасе, единиц; А – затраты на выполнение одного заказа, руб.; Zs – размер страхового запаса, единиц; I – затраты на содержание единицы запаса, руб.; Q* – оптимальный размер заказа, единиц.

Функция общих затрат (рисунок 3.11) в рамках своего минимального значения ± 20% изменяется весьма незначительно. Поэтому формула Вильсона малочувствительна к ошибкам в исходной информации или в прогнозе спроса.

При этом рост значений общих затрат при снижении размера заказа относительно оптимального размера идет значительно более интенсивно, чем при отклонениях размера заказа в большую сторону от оптимального размера заказа. Поэтому можно сказать, что иногда дороже заказывать меньше, чем больше оптимального аргумента функции общих затрат Q*.

Часто в качестве варианта формулы Вильсона используют следующее выражение:

(4.2)

где Q* – оптимальный размер заказа, единиц; А – затраты на выполнение одного заказа, руб.; S – объем потребности в запасе, единиц; i – доля закупочной цены единицы запаса, приходящаяся на затраты по содержанию запаса; С – закупочная цена единицы запаса, руб.

Вывод формулы основывается на ряде допущений:

– модель применяется для одного наименования;

– уровень спроса постоянный;

– средний уровень запаса составляет половину размера заказа;

– интервал времени между поставками постоянный;

– время доставки постоянное;

– затраты на содержание запаса зависят от среднего уровня запаса;

– затраты на выполнение заказа постоянные;

– цены на закупку заказа постоянные;

– каждый заказ приходит отдельной поставкой;

– мгновенная поставка;

– приемка осуществляется в момент, когда уровень запаса равен нулю;

– транспортный, подготовительный, сезонный и страховой запасы отсутствуют;

– отсутствуют ограничения на производственные мощности склада;

– отсутствуют потери от дефицита.

Таким образом, движение запаса, предполагаемое в формуле Уильсона, имеет вид, представленный на рисунке 4.1.

Рисунок 4.1 – Движение запаса при использовании формулы Уилсона

Классические формулы расчета оптимального размера заказа имеют множество модификаций:

- модель с учетом потерь от замороженного капитала;

- модель с постепенным пополнением;

- модель с учетом потерь от дефицита;

- модель с учетом потерь от дефицита при постепенном пополнении;

- модель с учетом оптовых скидок.

Модель с учетом потерь от замороженного капитала.

(4.3)

где А – затраты на выполнение одного заказа, руб.; S – объем потребности в запасе, единиц; I – затраты на содержание единицы запаса, руб.; i – доля цены продукции, приходящаяся на затраты по содержанию запаса; С – закупочная цена единицы запаса, руб.

Модель с постепенным пополнением

Модель расчета оптимального размера заказа с постепенным пополнением используется в случае, когда допущение об одновременном оприходовании на склад поступившей партии поставки (мгновенной поставки) не может быть принято.

(4.4)

где Q* – оптимальный размер заказа, единиц; А – затраты на выполнение одного заказа, руб.; S – объем потребности в запасе, единиц; I – затраты на содержание единицы запаса, руб.; s – среднесуточный объем потребности в запасе, единиц/день; d – среднесуточный объем поступления ТМЦ на склад, единиц/день.

Также можно использовать формулу (4.4) и при оценке поступлений и отгрузок в целом за плановый период:

(4.5)

где Q* – оптимальный размер заказа, единиц; А – затраты на выполнение одного заказа, руб.; S – объем потребности в запасе, единиц; I – затраты на содержание единицы запаса, руб.; D – объем поступления ТМЦ на склад в течение планового периода, единиц.

Модель с учетом потерь от дефицита

(4.6)

где Q* – оптимальный размер заказа, единиц; А – затраты на выполнение одного заказа, руб.; S – объем потребности в запасе, единиц; I – затраты на содержание единицы запаса, руб.; Н – издержки дефицита на единицу запаса, руб.

Модель с учетом потерь от дефицита при постепенном пополнении

(4.7)

где Q* – оптимальный размер заказа, единиц; А – затраты на выполнение одного заказа, руб.; S – объем потребности в запасе, единиц; I – затраты на содержание единицы запаса, руб.; Н – издержки дефицита на единицу запаса, руб.; s – среднесуточная потребность в запасе, единиц/день; d – среднесуточный объем поступления ТМЦ на склад, единиц/день.

Модель с учетом оптовых скидок

Для изучения возможности учета оптовых скидок при расчете оптимального размера заказа рассмотрим два варианта ситуаций.

Вариант 1. Затраты на содержание запаса не зависят от цены закупки.

Вариант 2. Затраты на содержание запаса зависят от цены закупки.

Вариант 1. В ситуации, когда затраты на содержание запаса не зависят от цены закупки, следует пользоваться формулой (3.4):


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: