Региональное законодательство о труде
Источники ТП – это нормативные акты, принимаемые субъектами общественных отношений, компетентными осуществлять властные функции по управлению трудом (государство, работодатель, трудовой коллектив).
Ст. 72 К РФ – труд.зак-во отнесено к совместному ведению.
Проблема субординации источников и разрешений коллизий м/у ними разрешена в ст.5 ТК: высшей силой обладает Конституция РФ, а ст.6 разграничивает полномочия РФ и субъектов.
К ведению ФОГВ относится принятие обязательных для применения на всей территории РФ ФЗ и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:
ש основные направления государственной политики;
ש основы правового регулирования трудовых отношений;
ש обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая доп.гарантии отд. категориям раб-ков);
ש порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора;
ש особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
ОГВ субъектов РФ принимают законы по вопросам, не отнесенным к полномочиям ФОГВ. При этом более высокий уровень труд.прав и гарантий работникам по сравнению с федерально установленным, приводящий к увеличению бюджетных расходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта. По вопросам, не урегулированным федерально могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия ФЗ - акт субъекта приводится в соответствие. В случаях, если акт субъекта, содержащий нормы трудового права, противоречит Кодексу или иным ФЗ либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный Кодексом или иными ФЗ, применяется Кодекс или иной ФЗ.
Закон Свердл. обл. от 8 апреля 19997 «О защите трудовых прав граждан на территории Свердл. обл.»
Источники ТП – это нормативные акты, принимаемые субъектами общественных отношений, компетентными осуществлять властные функции по управлению трудом (государство, работодатель, трудовой коллектив).
Локальные акты принимаются с целью конкретизации централизованных правовых норм или установления собственных правовых норм.
Виды: правила внутр-го трудового распорядка (ст.190), положение о премировании (ст.135,144), положение об оплате труда, графики отпусков (ст.123), графики сменности (ст.133), коллективный дог-р, положение о КТС, устав орг-ции, штатное расписание (в отличии от вышеперечисленных принимается единолично руководителем).
Локальные н/а принимаются орг-цией самостоятельно, действуют в пределах этой организции и распространяются на всех или часть работников, независимо от того, принимал ли работник сам участие в его разработке или действовал ч/з представителей. Они м. приниматься в разных формах и по тем вопросам, к-ые отнесены к компетенции орг-ции.
а) по общему правилу лок.акт прин-ся раб-лем самост-но (если раб-ль – ФЛ, то прин-ся им самим, если ЮЛ, то принимается органами управления ЮЛ, а органы управ-я м.б. единоличными и коллегиальными или уполномоченными органами в порядке, установленном законом). Органы управления или уполномоченные лица выступают от имени ю/л и реализуют предоставленную ЮЛ правосубъектность.
б) в случае, предусм-ых ТК или иными н/п/а, включая коллективный д-р, раб-ль принимает локальные акты с учетом мнения представительного органа р-ков (профсоюз). Порядок учета мнения предст-го органа - ст.372. ТК предусм-ся обязанность р-ля учитывать мнение предст-го органа р-ков при принятии правил внутреннего трудового распорядка (ст.190).
в) в случаях, предусмотренных КД или соглашением принятие локального н/а р-лем возможно т. по согласованию с предст. орг-м р-ков.
Законность локального акта связана со следующими обстоятельствами:
ש локальный акт не должен ухудшать положение работника по сравнению с трудовым законодательством (включая КД);
ש локальный акт должен приниматься с соблюдением порядка принятия локального акта.
Ст.8 ТК