Регулирование рекламной деятельности (потребители, общественность, государство)

В предыдущих разделах учебника мы уже неоднократно отмечали огромное значение рекламы как в экономической, так и в социальной сфере. Реклама в последние годы сделалась необходимым условием существования многих предприятий. Она затрагивает интересы миллионов людей, стала неотъемлемой частью их жизни. При этом нельзя забывать, что у различных участников экономической деятельности интересы зачастую не совпадают, а иногда и входят в противоречие. Так, вполне очевидным является тот факт, что производитель-рекламодатель заинтересован в увеличении прибыли, для чего необходим скорейший сбыт рекламируемых товаров по максимально возможным ценам. Потребитель, для которого предназначена реклама, наоборот, больше внимания уделяет потребительским свойствам товара, желая купить продукцию высшего качества по возможно более низкой цене. Такое схематически упрощенное объективное противоречие нередко перерастает в конфликт между участниками рекламных коммуникаций. Вероятность его повышается, если кто-то из них нарушает правила "честной игры". Например, в рекламе используются лживые утверждения, осуществляется агрессивное навязывание товара, не обеспечивается условие безопасности потребителей и т.п.

Понятно стремление различных категорий участников рыночного процесса воздействовать на рекламу в нужном для себя направлении. Средства массовой информации постоянно знакомят своих читателей с критическими замечаниями в адрес отечественной рекламы. В некоторых случаях критика незаслуженна и огульна: объектом критики и негодования становится реклама как таковая. С другой стороны, к сожалению, для нареканий имеются веские основания.

В нашей рекламе, как в фокусе, концентрируются т все трудности и недостатки отечественной экономики. Нельзя не отметить, что в настоящее время преобладает В реклама сильнейших зарубежных брэндов. Это логично отражает экономические реалии экономики, в первую очередь недостаточно устойчивые позиции украинского товаропроизводителя. Во многих случаях рекламируемые товары недоступны подавляющему большинству аудитории. Тон и содержание обращений зачастую не соответствуют элементарным этическим нормам. Остается низким профессиональный уровень исполнения значительной части рекламоносителей. Это является прямым следствием того, что рекламой занимаются в большинстве своем люди, не имеющие специальной профессиональной подготовки. Кстати, справедливости ради следует отметить положительные тенденции именно в этом направлении.

В практике современной отечественной рекламы нередки заведомо лживые заверения типа "Залог Вашего благосостояния — вклады в акции фирмы X!" или "Товары фирмы Y — решение всех Ваших проблем!". Достаточно вспомнить таких недавних "лидеров" среди рекламодателей, как АО МММ, "Хопер-Инвест", Русский дом селенга, АО "Тибет", Чара-банк, ИФ "Нефть-Алмаз-Инвест", Украинский дом селенга, ПФ "06epir". К сожалению, список можно продолжить. Трудно отрицать тот факт, что их реклама, которая многих ввела в заблуждение, в значительной степени предопределяет в целом отрицательное отношение в обществе к рекламе.

Рекламные агентства (особенно те из них, которые добились определенного положения в этой сфере бизнеса) обеспокоены многочисленными фактами явного или слегка завуалированного плагиата, когда нечистые на руку конкуренты используют разработанные ранее ими идеи, девизы, а то и рекламные обращения целиком.

Случаи недобросовестной рекламы способствуют возникновению проблем у средств массовой информации, вовлеченных в их передачу. Сохранению безукоризненной репутации не помогают даже предостережения типа "Ответственность за содержание объявлений несет рекламодатель".

Серьезную озабоченность у широкой общественности вызывает обилие рекламы алкогольных напитков и табачных изделий, а также сомнительного рода "работы за границей для девушек" и т.п. Не способствует подъему национальной экономики и психология рантье ("Пока я на рыбалке, мои деньги работают"), которая навязывается заинтересованными рекламодателями.

К сожалению, этот неутешительный перечень можно во много раз расширить. Однако даже то немногое, что сказано, свидетельствует о необходимости создания эффективно функционирующей системы регулирования рекламной деятельности. Она должна в максимальной степени учитывать интересы всех участников рекламных коммуникаций.

За рубежом система внешнего контроля рекламной деятельности в ее нынешнем виде формируется со второй половины прошлого века. Мы же сейчас находимся только в начале этого пути.

Среди основных сил, в наибольшей степени влияющих на рекламную деятельность, необходимо выделить потребителей, общественные организации, государство. Причем было бы необоснованным рассматривать влияние этих субъектов в отрыве друг от друга. Поясним это на примере. Потребители при отстаивании своих законных прав обращаются чаще всего в органы государственной власти, апеллируют к широкому общественному мнению. Организованные выступления потребителей в защиту своих прав, использование институтов демократии способствовали изменению законодательных подходов в большинстве развитых стран, к переходу от позиции caveat emptor (лат.: пусть покупатель будет бдителен) к позиции caveat venditor (пусть продавец будет бдителен).

Рассмотрим основные особенности участия указанных сил в регулировании рекламной деятельности.

Потребитель — адресат большинства рекламных обращений — играет в последние годы все более заметную роль в этом процессе. К его безусловным традиционным правам относятся: право на безопасность потребления купленного товара; право рассчитывать, что товар будет функционировать в точном соответствии с утверждениями продавца; право на исчерпывающую информацию о товаре;

право на защиту от сомнительных товаров и сомнительных маркетинговых приемов.

Если кратко охарактеризовать отношение основной массы потребителей к рекламе вообще, то можно сказать, что оно чаще отрицательное, чем положительное. По данным проведенных в США исследований, 60 % потребителей согласны с утверждением "реклама оскорбляет мой ум", более 70 % не верят рекламе, утверждающей, что рекламируемая продукция превосходит продукцию конкурентов [19, с. 83]. Четверо из десяти телезрителей покидают комнату при трансляции рекламы. Исследователи также выявили тесную взаимосвязь между трансляцией рекламных вставок в популярных передачах с пиками нагрузок на городскую канализационную сеть. Но при всем этом 70 % потребителей согласны с тем, что информация, содержащаяся в рекламе, помогает им принять наиболее выгодное решение по покупке. Кроме того, как показывают исследования, отношение потребителя к рекламе товаров, которые он уже потребляет, во много раз более благорасположенное, чем к рекламе новых для него товаров.

Потребитель, если он стал жертвой недобросовестной рекламы, может отстаивать свои права или индивидуально, или в составе инициативной группы (общества) по защите прав потребителей.

В первом случае он может обратиться с письмом к руководству фирмы-рекламодателя, в средство массовой информации, обратиться в органы местной власти, подать исковое заявление в суд. Сразу необходимо отметить, что в наших условиях при отсутствии законодательной базы и соответствующем состоянии дел данный подход вряд ли принесет какой-либо эффект. Так как данная тенденция является универсальной и интернациональной, уже с середины прошлого века потребители объединяли свои усилия для отстаивания своих прав. Именно с этого времени развивается явление, получившее определение "консъюмеризм" — организованное движение граждан за расширение прав и влияния покупателей в отношении продавцов. К настоящему моменту движение защиты прав потребителей распространено практически во всех развитых странах, имея особо сильные позиции в скандинавских странах, США, государствах Бенилюкса. Союзы потребителей от имени индивидуальных потребителей выступают в качестве истцов в судебных процессах против недобросовестных рекламодателей. Кроме того, они заказывают дорогостоящие исследования качества товаров и осуществляют соответствующие публикации. Одной из эффективных форм борьбы за права потребителей является бойкот. Так, в США мощное общественное формирование "Ассоциация родителей и педагогов" предлагает бойкотировать товары рекламодателей, поддерживающих программы с показом насилия. Другая группа — "Акция за детское телевидение" пытается бороться со злоупотреблениями рекламы, обращенной к детям [10, с. 562-563].

Еще одним мощным общественным движением является движение за охрану окружающей среды. Именно действиям борцов за охрану природы жители развитых стран обязаны введением ограничений на рекламу табачных изделий, щитовой рекламы, запрета тех средств авиарекламы, при которых элементы рекламируемой марки изображаются в воздухе продуктами сгорания топлива, и т.п.

В Украине по-настоящему сильное консъюмеристское движение находится в стадии становления.

В 1989 году была основана Украинская ассоциация потребителей (УАП). УАП является общественной непо­литической организацией, которая объединяет региональные общества потребителей во многих областях Украины. Основными направлениями ее деятельности избраны:

• развитие движения потребителей во всех городах и сельской местности Украины;

• предоставление юридической помощи потребителям;

• независимое изучение качества потребительских товаров;

• информационное обслуживание и образование потребителей.

УАП является членом Международной организации союзов потребителей (Consumers International) и Международной конфедерации обществ потребителей стран СНГ (КонфОП). УАП издает свою газету "Разом" ("Вместе"), где информирует потребителей о результатах тестов това­ров, о практике защиты потребительских прав. Газета публикует многочисленные консультации. Вместе с российским и белорусским обществами потребителей УАП издает иллюстрированный журнал "Спрос".

Как общественная организация УАП сделала значительный вклад в принятие в 1990 году Закона Украины "О защите прав потребителей", а в 1993 году — во внесение изменений и дополнений к нему. Кроме того, Ассоци­ация приложила значительные усилия к созданию в Украине Государственного комитета по делам защиты прав потребителей, играющего сейчас заметную роль в регулировании рекламной деятельности.

Общественные некоммерческие образования создаются не только потребителями, но и самими рекламистами. Их деятельность можно рассматривать как одну из форм общественного саморегулирования. Целью деятельности многочисленных рекламных ассоциаций стала борьба с недобросовестной конкуренцией в сфере рекламного бизнеса, искоренение лживой рекламы, наносящей вред имиджу всех рекламистов. С другой стороны, движение предпринимает усилия для смягчения критики широкой общественности и предотвращает эскалацию вмешательства государства в проблемы отрасли. Зачастую общественные организации рекламистов играют роль лобби в связях с органами государственной власти, "проталкивании" нужных отрасли законов, подготовке их проектов.

Наибольшее развитие общественное движение рекламистов получило в США. Общественные формирования возникли здесь еще в конце прошлого века. В 1911 году Объединению рекламных клубов Америки был представлен первый типовой устав, трактующий проблемы правдивости рекламы. Он лег в основу первых законов о рекламе многих штатов. В 20-х гг. нынешнего столетия появились бюро по улучшению деловой практики, функционирующие до сих пор как на местном, так и на общенациональном уровне. В те же годы разработан Кодекс рекламной практики Американской ассоциации рекламных агентств (т.н. "Четыре А"-American Association of Advertising Agencies). В 30-е гг. был образован общенациональный Наблюдательный комитет с достаточно широкими полномочиями, просуществовавший, однако, очень недолго. В 40-х гг. "Четыре А" добилась учреждения "Программы взаимного обмена рекламой". В 1971 году представители Американской ассоциации рекламных агентств, Американской рекламной федерации, Ассоциации общенациональных рекламодателей и Совета бюро по улучшению деловой практики встретились в рамках

Национального совещания по наблюдению за рекламной деятельностью. Совещание разработало устав и принципы работы Национального совета по наблюдению за рекламной деятельностью, функционирующего до сих пор. Назначаемые советом жюри призваны рассматривать спорные вопросы, разбирать жалобы, добиваться снятия недобросовестной рекламы [10, с.565-566].

Еще несколько слов об Американской ассоциации рекламных агентств. В настоящее время она объединяет около 400 фирм, имеющих более 1000 отделений в США и 375 — в 55 других странах. Ассоциация имеет собственный фонд на образование, средства которого расходуются на субсидии для научных исследований в области рекламы. Исследовательский комитет "Четыре А" занимается изуче­нием формирования общественного мнения, особенностей восприятия рекламной продукции, формы и содержания рекламных обращений.

Помимо этого, "Четыре А" координирует деятельность рекламных агентств, направленную на выработку этических критериев рекламы. Ассоциацией разработаны "Стандарты на услуги, оказываемые рекламными агентствами", "Стандарты деятельности рекламных агентств", "Творческий кодекс", "Этический кодекс рекламы во время политических кампаний", типовые формы контрактов на размещение рекламы. Эти документы поддержаны ведущими американскими фирмами, а затем скопированы во многих странах. Они активно используются в рекламной практике.

По подобию американских, аналогичные ассоциации рекламистов сформировались в других развитых странах. Например, в ФРГ— Ассоциация рекламных агентств, во Франции — Федерация рекламных агентств, в Швеции — Шведская федерация рекламных агентств и др. Многие ассо­циации имеют собственные печатные органы [20, с. 164-165].

В Украине в общественном движении рекламистов наиболее заметны Ассоциация предприятий рекламы Украины "Укрреклама", Союз рекламистов Украины и Всеукра-инская рекламная коалиция.

Ассоциация "Укрреклама" объединяет фирмы-производители, распространителей и заказчиков рекламы. Своей целью она провозгласила эффективное удовлетворение рекламно-информационных потребностей, внедрение современных форм и методов рекламной деятельности, проведение выставок и конкурсов, превращение рекламы в самостоятельную отрасль экономики.

Союз рекламистов Украины является всеукраинской независимой общественной творческой организацией, которая объединяет на добровольных принципах и по профессиональным интересам творческих работников рекламы и других специалистов. В своем уставе Союз в качестве основных задач определил:

• свободное развитие творческих направлений и школ в рекламе;

• защиту авторских, профессиональных и социально-экономических прав и интересов членов Союза;

• предоставление юридической помощи, содействие улучшению условий труда и жизни рекламистов;

• эстетическое воспитание населения и др.

Союз рекламистов Украины играл важную роль в процессе принятия Закона Украины "О рекламе", выступая с многочисленными предложениями и замечаниями по его проекту. Во многом благодаря усилиям руководства Союза, профессия "рекламист" была признана на государственном уровне и вошла в Государственный классификатор профессий Украины под кодом 603900.

Союзом рекламистов Украины издается газета "Рекламист", в которой отражаются наиболее актуальные проблемы отрасли. Совместно с Ассоциацией "Укрреклама" Союзом до 1999 года проведены семь общенациональных выставок "Реклама" и четыре всеукраинские выставки средств массовой информации "Масс-медиа". Эти общественные организации активно способствуют просвещению населения и рекламистов по проблемам теории и практики рекламы, проводя семинары и издавая серию брошюр

"Библиотека рекламиста".

Всеукраинская рекламная коалиция (ВРК) является общественной профессиональной организацией, целью которой, согласно ее Уставу, является защита творческих, социальных и других общих интересов ее членов — потребителей рекламы, ее производителей, распространителей, исследователей, спонсоров и рекламодателей, а также содействие развитию культурного и делового сотрудничества между гражданами Украины, которые ведут профессиональную деятельность в сфере рекламы.

Коалиция ведет обширную пропагандистскую деятельность в сфере распространения информации о рекламных агентствах, работающих в Украине, правового обеспечения рекламной деятельности в государстве. ВРК явилась инициатором ряда мероприятий, в числе которых — проведение Национального конкурса "Формула Рекламы' 99".

Большое влияние на координацию совместных усилий, унификацию требований к рекламе играют неправительственные организации. Наиболее известными из них являются: Международная торговая палата (МТП), Международный союз ассоциаций рекламодателей, Международная ассоциация паблик рилейшнз, Международный союз ярмарок, Европейская ассоциация предприятий прямой рекламы и др.

Особенно велика роль МТП. Широкое признание и применение получили международные кодексы МТП:

• рекламной практики;

• по практике содействия сбыту;

• по директ-мейл и практике продажи по прямым почтовым заказам;

• по практике прямых продаж;

• по практике маркетинговых и социальных исследований (совместно с ESOMAR — Европейским обществом маркетинговых исследований и изучения общественного мнения).

Указанные кодексы способствуют регулированию экономических взаимосвязей между государствами, установлению единых критериев оценки добросовестности рыночной деятельности. Во многих случаях они кладутся в основу национальных нормативных документов, норм государственного регулирования этой сферы деятельности, в том числе рекламы.

Международный кодекс рекламной практики, последняя редакция которого утверждена 47-й сессией МТП в Париже в 1986 году, приведен в приложении 1 учебника. Кодекс содержит такие основные разделы, как "Основные принципы", "Нормы" и "Специальные постановления".

В качестве основных принципов рекламной деятельности Кодекс называет юридическую безупречность, благопристойность, честность, правдивость, чувство ответственности перед обществом, соответствие принципам добросовестной конкуренции и др.

Заметную роль в международном общественном рекламном движении играет Международная рекламная ассоциация (International Advertising Association — IAA).

Важнейшей составляющей системы внешнего контроля рекламной деятельности является государственное регулирование. Оно осуществляется посредством как создания широкой законодательной базы, так и формирования системы исполнительных органов разных уровней, осуществляющих контроль.

Основными объектами государственного регулирования рекламы оказываются такие явления: реклама товаров, представляющих потенциальную опасность для потребителей; использование необоснованных утверждений; охрана авторских прав на рекламные идеи и решения; правовая защита товарных знаков; реклама, вводящая в заблуждение и содержащая "исчезающую приманку"; сравнительная реклама; реклама, направленная на детей, и др.

В развитых странах в течение нескольких десятилетий создана широкая нормативная база регулирования рекламной деятельности. Так, один только перечень наиболее важных законодательных актов США о рекламе позволяет судить о характере этой базы: Закон Уолтера-Ли (1938г.) о контроле за лживой рекламой пищевых продуктов, медицинских препаратов и косметических средств; Закон Робинсона-Патмана (1936 г.) о запрете на скидки и прочие привилегии в сфере рекламы и стимулирования сбыта; Закон о маркировке изделий из шерсти (1939г.); Закон Лэнхэма "О товарных знаках" (1947 г.); Закон о маркировке пушно-меховых товаров (1951 г.); Закон об изделиях из текстильных волокон (1958г.); Закон о маркировке опасных веществ (1960 г.); Закон об отражении истины на упаковке и маркировке товаров (1965 г.); Закон об обеспечении безопасности детей (1966г.); Закон об отражении истины в предложениях о предоставлении займов (1969г.); Закон о беспристрастной кредитной отчетности (1970 г.) и многие другие.

В России, наряду с упоминавшимся Законом РФ "О товарных знаках", большое значение в регулировании рекламы играет Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.91. Федеральный закон "О рекламе" был принят 14.06.95. Закон устанавливает ответственность за недобросовестную, недостоверную рекламу, определяет права и обязанности участников рекламного процесса, определяет механизм государственного регулирования в сфере рекламы.

Законодательная база рекламного регулирования в Украине находится в процессе своего становления. Среди законодательных актов прямого действия можно назвать Закон Украины "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности", Декрет Кабинета Министров Украины "О местных налогах и сборах", Закон Украины "Об охране прав на знаки для товаров и услуг", Закон Украины "О телевидении и радиовещании", Указ Президента Украины от 5 декабря 1994 г. "О мерах по предотвращению недобросовестной рекламы и ее прекращению" и др. [21]. Решению проблемы правового регулирования рекламы в значительной степени способствовало принятие в июле 1996 года Закона Украины "О рекламе" (см. приложение 2).

В Законе дается понятие рекламы основных участников рекламного процесса: рекламодатель, распространитель рекламы, потребитель рекламы, спонсор и т.д. Этим важным документом также определяется сфера его действия, общие требования к рекламе, особенности рекламирования некоторых видов продукции, контроль за соблюдением законодательства о рекламе и т.п.

Законом запрещается использование в рекламе государственных символов Украины, кроме случаев, оговоренных законодательством. Запрещается также реклама наркотических веществ, радиоактивных препаратов, лечебных сеансов, рассчитанных на массовую аудиторию. Запрет налагается на рекламу с обозначением размеров дивидендов, которые выплачиваются по простым акциям и инвестиционным сертификатам, кроме фактически выплаченных за минувший год, а также рекламу, содержащую гарантии, обещания или предложения о будущей эффективности или доходности. Закон содержит также ограничения на рекламу некоторых категорий товаров. Так, разрешается рекламировать только те продукты и лекарства, на которые имеются разрешения, лицензии и сертификаты. Определены также особые условия рекламы ценных бумаг. Серьезным ограничением рекламы табачных изделий и алкогольных напитков стал запрет ее на каналах украинского телевидения.

О сложности проблем государственного регулирования рекламы, об ожесточенном характере столкновений жизненных интересов участников рекламного процесса говорят такие факты. Разработка указанного Закона заняла более полутора лет, а после первого утверждения Закона Верховной Радой Украины в марте 1996 года Президент наложил на это решение законодателей вето.

Практическая реализация законодательства по регулированию рекламной деятельности возможна только при условии наличия системы исполнительных органов, непосредственно занимающихся этими функциями. Если мы опять обратимся за примером к зарубежному опыту, то отметим, что в США насчитывается более 20 только центральных ведомств, в функции которых входит регулирование рекламы. Наиболее влиятельными из этих органов являются Федеральная торговая комиссия (основана в 1914 году), Управление по контролю за качеством пищевых продуктов, медикаментов и косметических средств, Почтовое ведомство, Отдел налогов на спиртные напитки и табачные изделия, Бюро внутренних налогов, Федеральная комиссия связи и др. Аналогична ситуация и в других развитых странах.

В Украине такая система также находится в стадии формирования. В частности, контролем за соблюдением законодательства о рекламе в Украине Законом "О рекламе" предписано заниматься таким органам исполнительной власти:

• Министерство по делам печати и информации (в настоящее время трансформировано в Комитет);

• Антимонопольный комитет;

• Государственный комитет Украины по делам защиты прав потребителей;

• Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания.

В их компетенцию входит снимать недобросовестную рекламу, привлекать к ответственности нарушителей законодательства.

Важным условием эффективного действия принятого Закона стала разработка механизма его реализации. Так, в феврале 1997 года Президентом Украины Л.Д. Кучмой был издан Закон Украины "О внесении изменений и до­полнений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Закона Украины "О рекламе".

В соответствии со статьей 26 Закона был создан Межведомственный координационный совет при Кабинете Министров Украины по вопросам рекламы. В него вошли представители ряда комитетов, министерств и общественных организаций. Чрезвычайно важным моментом стало формирование механизма ответственности за нарушение законодательства о рекламе. Постановлением № 997 Кабинета Министров Украины от 08.09.97 были утверждены Порядок наложения штрафов за нарушение законодательства о рекламе и Порядок отчисления на производство социальной рекламной информации о вреде табакокурения и употребления алкогольных напитков [22, с. 9-11].

За период, прошедший с момента принятия Закона, продолжали издаваться нормативные акты, регулирующие отношения в конкретных сферах рекламного бизнеса. Например, Типовые правила размещения наружной рекламы [23, с. 10-13], Порядок рекламы лекарственных средств, предназначенных для медицинских учреждений и врачей [21, с.38] и др.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время процесс государственного регулирования рекламной деятельности в Украине постоянно расширяется. Однако существует еще немало проблем, которые предстоит решить. Так, сферой, которая остается вне контроля государства, является социальная и политическая реклама. Очевидно, что требуют своего решения вопросы государственного и общественного контроля прямого маркетинга. В цивилизованных государствах уже давно жестко регулируются такие средства маркетинговых коммуникаций, как спонсорство и стимулирование сбыта (прежде всего, в части бесплатного распространения табачных изделий). В первую очередь, это делается в интересах потребителей. Будем надеяться, что в Украине, которая провозгласила курс на вхождение в мировое сообщество, этот процесс будет развиваться и в дальнейшем.

Краткие выводы:

1. Среди основных субъектов внешнего контроля рекламной деятельности организаций выделяются потребители, общественные организации, государство.

2. Консъюмеризм представляет собой организованное движение граждан за расширение прав и влияния покупателей в отношении продавцов. В последнее время данное общественное течение все в большей степени набирает активность в отечественных условиях.

3. В общественном движении рекламистов в Украине наиболее заметны такие объединения, как Ассоциация предприятий рекламы Украины "Укрреклама", Союз рекламистов Украины и Всеукраинская рекламная коалиция.

4. Законодательная база государственного регулирование рекламы в Украине в последние годы заметно расширилась. Однако существует целый ряд проблем, которые предстоит решить в ближайшее время.

Вопросы к семинару:

1. В чем, по Вашему мнению, основные причины изменения законодательных подходов в большинстве развитых стран с переходом от позиции caveat emptor (лат.: — пусть покупатель будет бдителен) к позиции caveat ven-ditor (пусть продавец будет бдителен)?

2. Как Вы считаете, нужны ли в Украине общественные организации рекламистов? Почему?

3. Внимательно ознакомьтесь с текстом Закона Украины "О рекламе" и ответьте на вопросы: а) в какой степени он защищает интересы потребителей? Приведите конкретные примеры из жизни; б) оправданно ли, по Вашему мнению, ограничение на демонстрацию рекламы спиртных и табачных изделий? в) что бы Вы предложили в качестве дополнения к Закону? Аргументируйте свои предложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: