Структура маркировки

Маркировка может включать три элемента: текст, рисунок и условные обозначения или информационные знаки (ИЗ).

Текст как форма письменной информации – наиболее распространенный элемент производственной и торговой маркировок. Для него характерна высокая степень доступности информации о товаре для всех субъектов рыночных отношений. Текст может выполнять все основные функции маркировки, но в наибольшей степени ему присущи информационная и идентифицирующая.

Удельный вес текста на маркировке в зависимости от ее назначения и носителей составляет 50—100%.

Рисунок не всегда присутствует на маркировке. В наибольшей степени он присущ производственной маркировке, в наименьшей – торговой. В качестве элемента маркировки рисунок отличается, как правило высокой степенью доступности и выполняет в основном эмоциональную и мотивационную функции, реже информационную и идентифицирующую.

Условные обозначения, или информационные знаки (ИЗ), характерны в основном, для производственной маркировки. В товарной маркировке они встречаются реже. Особенностями ИЗ являются краткость изображения, небольшая площадь размещения на носителе маркировки при высокой информационной емкости, но меньшая доступность информации.

Информационные знаки

Информационные знаки (ИЗ) – предназначены для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара. ИЗ свойственны краткость, выразительность, наглядность и быстрая узнаваемость

Краткость обусловлена тем, что в качестве ИЗ могут выступать отдельные слова, буквы, рисунки и другие символы.

Быстрая узнаваемость ИЗ достигается путем применения общепринятых символов, изображения которых зачастую расшифровываются без специальных знаний.

Товарные знаки и знаки обслуживания (далее - товарный знак, ТЗ) - обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических лиц от однородных товаров и услуг (далее - товары) других юридических или физических лиц.

На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, которое удостоверяет приоритет товарного знака: исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

Классификация товарных знаков (ТЗ) в зависимости от объекта, информацию о котором они содержат, подразделяют на подгруппы – фирменные и ассортиментные (именные), а последние на типы – видовые и марочные. Виды ТЗ определяются формой представленной в них информации. Различают следующие виды ТЗ: словесные, буквенные, цифровые, объемные, изобразительные, комбинированные. Товарные знаки могут быть двух разновидностей: коллективные и индивидуальные.

Фирменные ТЗ - знаки, предназначенные для идентификации изготовителя товаров или услуг.

Существуют три основных типа обозначения этих знаков:

фирменное имя - слово, буква, группа слов или букв, которые могут быть произнесены,

фирменный знак – символ, рисунок, отличительный цвет или обозначение;

торговый знак – фирменное имя, фирменный знак, товарный образ или их сочетание, официально зарегистрированные в Международном реестре и защищенные юридически.

По степени значимости и престижности можно выделить обыкновенные и престижные фирменные знаки.

Ассортиментные ТЗ - знаки, предназначенные для идентификации ассортиментной принадлежности: видовые – по виду товара, а марочные – по торговой марке или наименованию.

Примером видового ТЗмогут служить словесная информация о названии товара или его изображение, а также условные буквенные обозначения определенного вида продукта. Видовые знаки редко применяются самостоятельно, чаще – в комбинации с марочным знаком (торговая марка).

Торговая марка - имя, знак, присущие конкретному виду товара с определенными потребительскими свойствами, отличающими его от других товаров того же вида.

Коллективным ТЗявляется товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения предприятий, предназначенный для обозначения выпускаемых и (или) реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками.

Знаки наименования мест производства товара. Наименование мест происхождения товара - это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объединения природными условиями или людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами одновременно.

К знакам наименования мест происхождения товара относятся: знаки страны происхождения товара, населенного пункта, местности, исторического названия географического объекта.

Знаки страны происхождения товара подразделяются на международные и национальные.

Другие знаки мест происхождениятовара - населенного пункта, местности, исторического названия географического объекта – не имеют общепринятой символики, но они довольно часто служат одновременно и марочным знаком. Например, в марочном знаке вина Букет Кубани используется наименование местности происхождения товара.

Знаки соответствия или качества. Знак соответствия (в области сертификации) - защищенный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.В зависимости от сферы применения различают национальные и транснациональные знаки соответствия.

Знак соответствия разрешается использовать для маркирования только сертифицированной продукции. Национальные знаки соответствия могут быть общими для всех видов продукции или групповыми, подтверждающими соответствие определенной группы или групп однородной продукции.

Во многих странах также применяются общие знаки соответствия. Например, национальные знаки соответствия стандартам: в Германии "ВШ", Франции – "МБ", Польши – "В", Южной Кореи – "К".

Транснациональные (региональные) знаки соответствия - знаки, подтверждающие соответствие требованиям, установленным региональными стандартами. Они применяются в странах определенного региона на основе гармонизированных стандартов и взаимного признания результатов сертификации.

Наряду со знаками соответствия в ряде стран применяются и знаки качества. В отличие от первых, знаки качества могут присваиваться не только органами по сертификации, но и другими организациями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: