Административно-правовые отношения.
Административно-правовое отношение – это урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.
Признаки административно-правовых отношений:
Ø возникновение на основе норм административного права;
Ø возникновение в сфере деятельности исполнительной власти;
Ø наличие обязательного субъекта, наделенного государственно-властными полномочиями;
Ø участники этих отношений наделены субъективными правами и юридическими обязанностями;
Ø правовые отношения имеют много разновидностей;
Ø реализация субъективных прав и исполнение юридических обязанностей обеспечены возможностью государственного принуждения;
Ø споры, возникающие между сторонами административно-правовых отношений, разрешаются, как правило, в административном (внесудебном) порядке.
|
|
Административно-правовые отношения могут возникать между:
- органами государственного управления (например, исполкомом и РОВД);
- органом государственного управления и общественной организацией (например, РОВД и штабом ДНД);
- между органами государственного управления и гражданами (например, между РОВД и гражданином).
Следовательно, субъектами административно-правовых отношений являются:
- органы государства;
- государственные учреждения;
- предприятия и организации;
- институты гражданского общества и их представители;
- граждане, иностранцы и лица без гражданства.
Объектом административно-правовых отношений являются действия (поведение) людей, с помощью которых реализуются права и обязанности, предусмотренные для данного правоотношения.
Характерные особенности административно-правовых отношений.
1. Они складываются только в сфере исполнительно-распорядительной деятельности, в процессе государственного управления.
2. Одной из сторон (субъектом) обязательно выступает государственный орган или его полномочный представитель.
3. Административно-правовые отношения возникают по инициативе любой из сторон – и органа управления, и гражданина, и других.
Особенностью их возникновения является то, что согласие второй стороны не является обязательным условием (в отличие от гражданско-правовых отношений договорного характера). Это значит, что административные правоотношения могут возникнуть и вопреки желанию одной из сторон. Поэтому, например, когда гражданин подает заявление или жалобу, соответствующий орган обязан принять ее к рассмотрению, независимо от того, есть или нет желания это сделать.
|
|
4. Между сторонами (субъектами) административно-правовых отношений могут возникать споры, поэтому особенностями этих отношений является то, что, как правило, споры разрешаются в административном порядке, а не в судебном порядке.
Так, если гражданин не согласен с административной комиссией, наложившей на него штраф за нарушение паспортных правил, он имеет право подать жалобу в исполком, при котором образована административная комиссия.
5. Ответственность наступает не перед второй стороной, что характерно, например, для гражданско-правовых отношений, а перед государством.
Виновная сторона отвечает перед уполномоченным на то органом управления (должностным лицом). Так, например, мелкий хулиган, оскорбительно пристававший к гражданам, несет ответственность не перед последним, а перед государством в лице милиции, стоящей на страже общественного порядка. Такой порядок ответственности понятен, ибо нарушаются интересы государства в области (сфере) государственного управления.