Языческие верования древних славян

Занятия славян, с/х

Система управления Киевской Руси

Процесс формирования древнерусского государства сопровождался формированием и аппарата управления.

Во главе государства стоял Киевский князь, который впоследствии стал именоваться Великим князем, в отличии от племенных князей.

Самой близкой к князю организацией была дружина, из которой и сформировалась впоследствии знать.

Дружина состояла из:

¾ «старейшей дружины», состоящей из «бояр», впоследствии трансформировавшейся в ближайших совет «Боярскую Думу»;

¾ «молодшей дружины», состоящей из «отроков» и превратившейся в военных слуг князей и бояр.

Сила князя была в его дружине, потому они имели огромное влияние на князя (напр., во время сбора дани Игоря у древлян).

На начальном этапе формирования государства власть на местах осуществляли местные племенные князья, обязанные в знак подчинения платить дань и по требованию Киевского князя предоставлять войска.

До Ольги сбор дани осуществлялся самим Киевским князем и назывался «полюдье», начинающимся осенью и заканчивающимся весной, когда открывался Днепр, по которому дань сплавлялась в Киев.

Ольга же упорядочила сбор дани, превратив его в государственный налог.

Совместно с Думой из числа «старейшей дружины» и родственников князя в города посылались наместники, имеющие целый штат, в который входили «воеводы» и «тысяцкие» (военачальники), «данники» (сборщики податей), «мечников», «вирников», «ябедников» (судебные чиновники), «мытников» (сборщики торговых пошлин) и прочих чиновников.

Из состава дружины назначаются и «тиуны» (управители княжескими вотчинами).

Таким образом в X–XI вв. формируется система государственного управления Киевской Руси.

Язычество — религия, возникшая на стадии родовых отношений, основанная на многобожии, поклонении силам природы и духам предков, идолопоклонство. Политеизм — многобожие.

Велес (Волос) — в русской мифологии покровитель домашних животных и бог богатства.

Даждьбог — бог солнца и небесного огня, сын Сварога.
Мокошь — единственное значительное женское божество в пантеоне славян, олицетворяло рождение всего живого. Мокошь была покровительницей той части хозяйства, которой занимались женщины.
Перун — бог грозы в славянской мифологии. В IX— Х вв. на Руси — покровитель князя и дружины, глава языческого пантеона. Священным деревом Перуна считался дуб.
Сварог — бог неба, небесного огня в славяно-русской мифологии, отец Даждьбога и Сварожича.

Сварожич — в славянской мифологии сын Сварога, бог земного огня.

Симаргл — в языческой мифологии славян бог почвы, корней растений, изображался в виде собаки. Стрибог — в славянской мифологии бог воздушных стихий: ветра, бури и т. п.
Ярило — в русской мифологии бог плодородия; празд­ники Ярилы сопровождались карнавальными иг­рами.
Обряды восточных славян
Святки
— в дни зимнего солнцестояния по всем домам гасили огни и путем трения торжественно добывали новый «живой огонь», от которого вновь возжигали печи, очаги и свечи. В новогоднюю ночь гадали о своей судьбе, о будущем урожае.

Масленица — праздник весны, возрождения природы, встречи солнца в день весеннего равноденствия около 25 марта. Пекли блины, символизирующие солнце, сжигали чучело зимы, спускали с гор огненные колеса, весело катались на санях и гуляли всем народом.

Праздник Ивана Купалы — день летнего солнцестояния, когда каждое село разводило у реки огромные костры; девушки плели венки и бросали их в воду и вместе с юношами прыгали через огонь.

Праздники урожая — после окончания полевых работ, от середины августа до начала сентября. Особые обряды исполнялись на свадьбах и похоронах. Воины, отправляясь в поход, тоже производили ряд магических действий, стремясь обеспечить себе удачу.

Сплетение язычества и православия (Иван Купала)

Первые источники, рассказывающие о восточных славянах: «Повесть временных лет» Нестора, сочинения византийских авторов (Маврикий Стратег, Прокопий Кесарийский).

VI—VII вв.— Происходил процесс распада родовых отношений, стала возникать собственность, появилось неравенство.

VII—IX вв.— Начало формирования государственности у славян, переход к соседской общине (родовая соседская территориальная)

К VIII в. — Появилась первая форма государственности — племенное княжение — военная демократия, при которой власть князя ограничивается народным собранием (вече).

Государство — основное орудие политической власти. Возникло в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и образования классов. Основная политическая система общества, устанавливающая власть, порядок, контроль, систему взаимоотношений граждан, социальных групп и слоев на определенной территории, осуществляющая внут­реннюю и внешнюю политику. Имеет аппарат управ­ления, органы защиты и правопорядка, разработанные • юридические и моральные нормы, регулирующие жизнь общества.
Дружина — 1. Отряд воинов, объединявшихся вокруг племенного вождя в период разложения родового строя, а затем князя и составлявший привилегированный слой общества. 2. Вооруженные отряды при князе в Киевской Руси, участвовавшие в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя.

Раннефеодальная монархия — государство переходного периода от первобытнообщинного строя к феодальному у восточных славян, миновавших в своем раз­витии эпоху рабовладельческого общества. В сложив­шихся княжествах VIII—XI вв. происходил процесс формирования феодальных отношений при больших остатках первобытнообщинного строя (вече, кровная месть, язычество, родовые обычаи и т. д.) Таким государством была Киевская Русь.

Русь (Русская земля) — первоначальное название государственного образования восточных славян в IX в. на Среднем Днепре, до начала XII в.— название Киевской Руси. В XII—XIII вв. Русью называются все древнерусские земли и княжества. С XIII в. возникают названия Белая Русь, Малая Русь и др. Название Русь закрепляется за землями северо-восточных территорий бывшего древнерусского государства, и стало основой понятия «русские».

Древнерусское государство (Киевская Русь) — с IX в. у восточных славян. Новый тип жизни восточнославянского общества был подготовлен всем ходом предшествующего его развития.

Древняя Русь — общее собирательное название восточнославянских княжеств IX—XIII вв.

Киевская Русь — раннефеодальное древнерусское го­сударство IX — начала XII в. Сложилось в результате объединения земель полян, ильменских славян, ради­мичей, кривичей и др. Столица— Киев. В 1132г. Киевская Русь распадается на отдельные княжества.

Основные периоды истории Киевской Руси
IX — начало XII вв.
История Киевской Руси, хроноло­гические рамки которой большинство историков разделяют на три больших периода:

IX — середина Х в. Время первых киевских князей;

вторая половина Х — первая половина XI в. Время Владимира I и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской державы;

вторая половина XI — начало XII в. Переход к феодальной раздробленности.

Внутренняя и внешняя политика Киевской Руси (IX — начало XII в.)
Середина IX в.
— Складывание в Среднем Приднепровье раннефеодального государственно-политическо­го образования Киевская Русь.

860 г. — Первый поход русов на Царьград (Константинополь).

862 г. — Год, к которому «Повесть временных лет» относит призвание в Новгородскую землю варяжского конунга (князя) Рюрика. По традиции с этого времени ведется начало русской государственности.

862—879 гг. — Правление князя Рюрика в Новгороде. Рюрик — по русским летописным преданиям, один из трех братьев, предводителей варяжских дружин, призванных «из-за моря» новгородцами с целью прекращения междоусобиц в Новгороде. Согласно этой версии, Рюрик стал княжить в Новгороде. После смерти своих братьев Синеуса и Трувора Рюрик сделался полноправным правителем Новгородской земли.
Варяги — воины-дружинники из скандинавских наро­дов, которых нередко именовали норманнами. Термин «варяги» возник, видимо, в конце IX — начале Х в., когда увеличилось число военных отрядов скандина­вов, служивших у русских князей в качестве наемников. Они участвовали как в междоусобных войнах, так и в войнах с соседними странами и народами, причем составляли отборную часть войска русских князей. Варягами на Руси называли и скандинавских купцов, занимавшихся торговлей на пути «из варяг в греки», т. е. между Скандинавией и Византией. На протяжении Х — начала XI в. некоторая часть варягов оседала на Руси, вливаясь в слой военной знати. Варяжские воины и купцы в русском обществе, не сыграв в нем сколько-нибудь значительной роли, быстро ославянились.

Варяжский путь (из «варяг в греки») — одно из названий важного водного пути, связавшего Северную Русь с югом. Путь возник в конце IX в., наиболее важное значение имел в Х—XI вв. Путь шел из Варяжского (Балтийского) моря по реке Неве, Ладожскому озеру, реке Волхов, по Ильменскому озеру, по реке Ловать, далее волоком к реке Днепр, по ней до Черного моря и затем вдоль морского берега до Византии.

882 г. — Объединение восточнославянских земель под властью другого варяжского князя — Олега, объединившего Новгород и Киев. Киев стал центром Древнерусского государства, именуемого в исторической литературе Киевской Русью. Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства, авторами которой были работавшие в России в XVIII в. немецкие историки Г. Байер, Г. Миллер, А. Шлецер. Горячим противником этой теории выступал М. В. Ломоносов. Сам факт пребывания варяжских дружин (так называли тогда скандинавов на службе у славянских кня­зей), их участие в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на социально-экономическую и политическую жизнь славян, а также на формирование языка и культуры. Государство у славян сложилось в результате объективных исторических процессов, а не благодаря варягам, но при их активном участии.

879—912 гг. — Княжение Олега. Олег Вещий (?— 912) — древнерусский князь. По летописным сообщениям, родственник Рюрика, ставший после его смерти новгородским князем. В 882 г. Олег захватил Киев и сделал столицей своего государства. Присоединил земли древлян, северян, радимичей, вя­тичей, хорватов и тиверцев. Покоренные племена об­ложил данью. Успешно воевал с хазарами. В 907 г. осадил столицу Византии Константинополь и наложил на империю контрибуцию. В 911 г. заключил выгод­ный торговый договор с Византией. По преданию, умер от укуса змеи..

907 г. — Удачный поход Олега на Константинополь. Первый договор Олега с Византией. Победители полу­чили огромную дань.

911 г. — Второй (мирный) договор князя Олега с Византией.

912—945 гг. — Правление князя Игоря в Киеве. Игорь (?—945) — великий князь Киевский с 912 г., фактический родоначальник династии Рюриковичей. Игорь продолжал деятельность своего предшественника Олега, подчинил своей власти восточнославянские племенные объединения между Днестром и Дунаем. Совершал походы на Константинополь. В 944 г. между греками и русскими был заключен договор. Игорь первым из русских князей столкнулся с печенегами. Он был убит древлянами при попытке вторично собрать с них дань.

941 г. — Неудачный поход князя Игоря на Константинополь. Сожжение русских кораблей «греческим огнем».

943 г. — Успешный поход князя Игоря на Северный Кавказ.

944 г. — Поход князя Игоря на Константинополь. Посольство к императору Роману в Византию для заключения мира.

945 г. — Договор князя Игоря с Византией о мире, союзе и торговле. Восстание племени древлян. Игорь был убит древлянами при попытке вторичного сбора дани (полюдья).

945—964 гг. — Правление жены князя Игоря Ольги в Киеве в качестве регентши малолетнего князя Свя­тослава.

Ольга (ок. 890—969) — великая княгиня Киевская, жена Игоря. После убийства мужа древлянами в 945 г., жестоко подавила их восстание, установила размеры дани для древлян и новгородцев, организовала административные центры — погосты. Значительно расширила земельные владения Киевского великокняжеского дома. Посетила Константинополь, где приняла христианство. В 968 г. руководила защитой Киева от печенегов. Канонизирована русской церковью.
945 г. — Окончательное покорение древлян княгиней Ольгой.

945—946 гг. Установление дани («уроков») и мест сбора податей («погостов») в землях племен, подчиненных Киеву.

Погост — центр сельской общины, платившей дань — урок, установленный князем. Позже центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С XVIII в. название отдельно стоящей церкви с кладбищем; сельское кладбище.

Полюдье — в Киевской Руси объезд князем с дружи­ной своих земель для сбора дани. Ольга в Х в. ус­тановила фиксированную дань — «уроки» с определен­ного района — «погоста».

955 или 957 г.— Крещение Ольги. Ольга стремилась, укрепить союзнические отношения с Византией.

964—972 гг. — Правление князя Святослава Игоревича в Киеве.

964—966 гг. — Походы князя Святослава на Оку на вятичей, которых он освободил от хазарской дани и включил их земли в состав своей державы:

964—965 гг. — Походы князя Святослава на хазар.

965 г. — Разгром князем Святославом столицы хазар Белой Вежи. Завоевание ясов и касогов (Северный Кавказ). Завоевание Святославом Таманского полу­острова и основание Тмутараканского княжества.

60-е гг. Х в. — Разгром Святославом Хазарии. Установление полного контроля Киева над важнейшими торговыми путями по Волге и Каспию.

966 г. — Присоединение вятичей, обложение их данью.

968 г. — Поход князя Святослава в Придунайскую Болгарию. Завоевание 80 городов.

968 г. или 969 г. — Нападение печенегов с юга на Киев. Возвращение Святослава и разгром печенегов под Киевом.

969—971 гг. — Второй поход князя Святослава в Придунайскую Болгарию и война с Византией. Взятие Святославом городов Доростол, Филипполь, АркадиОПОЛЬ.

969 г. — Назначение Святославом своих сыновей наместниками: Ярополка в Киеве, Олега в Искоростене (земля древлян), Владимира в Новгороде.

971 г.— Заключение под Доростолом мира между князем Святославом и императором Византии Иоанном Цимисхием. Обязательство Святослава уйти из Болгарии и оказать помощь Византии в случае нападения на нее неприятеля — в обмен на обязательство Цимисхия не воевать с болгарами и не подстрекать печенегов на походы против Руси.

972 г.— Гибель Святослава в схватке с печенегами на о. Хортица. 972— 980 гг. — Правление князя Ярополка в Киеве.

977 г.— Поход Ярополка на древлянского князя Олега. Присоединение древлянских земель к Киеву.

978 г. — Победы Ярополка над печенегами.

979 г. — Заключение князем Ярополком мира с Ви­зантией.

980 г.— Поражение князя Ярополка в битве с князем Владимиром под Смоленском. Осада Киева дружиной Владимира. Убийство князя Ярополка. Опираясь на новгородцев и варягов, Владимир утвердился в Киеве.

Владимир I Святославич (? —1015) — князь киевский примерно с 980 г., сын князя Святослава Игоревича. С 969 г.— князь в Новгороде. Походы на вятичей, литовцев, радимичей, болгар, успешная борьба с пече­негами укрепили владения Киевской Руси. В народном эпосе он получил имя Владимира Красное Солнышко.

Для укрепления княжеской власти Владимир предпринял попытку превратить народные языческие верования в государственную религию и для этого установил в Киеве и Новгороде культ славянского главного дружинного бога Перуна. Но языческая реформа не смогла вытеснить местных верований. Поэтому он обратился к христианству, проникновение которого на Русь началось еще при княгине Ольге. В 988 г. Владимир объявил христианство единственной общерусской религией. Принятие христианства не только уравняло Киевскую Русь с соседними государствами, но и оказало огромное влияние на культуру, быт и нравы Древней Руси.

Время княжения Владимира Святославича является периодом подъема Киевского государства: усиления феодальной власти, успешных завоевательных похо­дов, развития культуры, земледелия и религии. После его смерти между сыновьями началась ожесточенная борьба за власть.980— 1015 гг.— Правление князя Владимира I Свято-славича в Киеве стало новым этапом в развитии Киевской Руси.

980 г. — Языческая реформа Владимира. Суть ее заключалась в том, чтобы собрать всех богов, которым поклонялись различные племена, и составить из них в Киеве общеславянский пантеон. Владимир искал такую религию, которая помогла бы крепче объединить его государство. Но языческая реформа не решила поставленных перед ней задач.

981 г.— Отвоевание князем Владимиром у Польши городов Червен и Перемышль.

981—982 гг. — Успешные походы князя Владимира на вятичей. Покорение вятичей и наложение на них дани.

984 г. — Успешный поход князя Владимира на радимичей и покорение их.

985 г. — Поход князя Владимира на волжских болгар.

988 г. — Военный союз князя Владимира с византийским императором Василием II. Нарушение Васили­ем II условий договора. Поход Владимира на гречес­кую колонию Херсонес (Корсунь) и взятие ее. Мирный договор князя Владимира с Византией. Крещение Владимира и брак с принцессой Анной, сестрой императора Василия II.

Византия (Византийская империя) — государство, воз­никшее в IV в. в восточной части Римской империи при ее распаде и существовавшее до середины XV в. Сто­лица Византии — Константинополь, который на Руси именовался Царьградом. Ведущую роль в жизни Византии играло греческое население. Она являлась феодальным государством (при сохранении до VII в. рабовладения) с развитыми городами, ремеслами, торговлей. Наибольшего могущества Византия достигла в VI в. при императоре Юстиниане. В 1453 г. со взятием Константинополя войсками Османской империи Византия прекратила существование, а ее столица была переименовала в Стамбул.

988—990 гг. — Введение христианства в Древнерусском государстве («Крещение Руси»). Христианство содействовало укреплению княжеской власти, завершению объединения восточных славян, укрепило престиж Руси на международной арене, торговые, экономические, культурные связи с другими странами, а также способствовало нравственному воспитанию человека («десять божьих заповедей»).

Религия (лат.) — мировоззрение и мироощущение, а также специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов. Наиболее ранние проявления — магия, тотемизм, фетишизм и др.
Христианство — одна из мировых религий (наряду с буддизмом, исламом и иудаизмом). Возникло в I в. н. э. как вера в Иисуса Христа, основателя христиан­ства, богочеловека, принявшего смерть на кресте во искупление грехов человеческих, а затем воскресшего и вознесшегося на небо. Иисус Христос — второе лицо триединого божества (Иисус означает «спаситель», Христос — «помазанный»). Главный источник веро­учения — Священное писание (Библия). В IV в. христи­анство превращается из преследуемой властями рели­гии в официальную государственную церковь Римской империи. В ходе своего развития христианство рас­палось на ряд самостоятельных направлений, главны­ми из которых являются: католицизм, православие, протестантизм.

Церковь (от греч. «дом Господний») — в христианстве здание, в котором происходит богослужение или на­звание всей совокупности религиозно-христианских об­щин. От единой церкви, находящейся под властью папы, в XI в. отделились греческая и другие восточные церкви, которые больше не признавали церковной власти пап. От римско-католической церкви в XVI в. откололась протестантская. Внутри них существует много сект.

Православие — одно из основных направлений в хрис­тианстве, возникло в 395 г. в связи с разделением Римской империи на Западную и Восточную. Бого­словские основы определились в Византии в IX— XI вв. Окончательно сложилось в 1054 г. при разделении христианской церкви на католическую и право­славную. Центром православия стала Византия и ее столица Константинополь. Постепенно возникло не­сколько автокефальных (административно самостоятельных) церквей. Крещение Руси предпринято при Владимире Святославиче в 988—989 гг., когда православие стало государственной религией.
Митрополит (греч.— «человек из города») — в православной церкви второй после патриарха сан в церковной иерархии. Феопемт (годы жизни неизвестны) — первый митрополит русской церкви, назначенный на этот пост константинопольским патриархом в 1036 г. Грек по происхождению. Принял активное участие в приобщении к хрис-

тианству славянских племен киевской державы. При нем были заложены соборы святой Софии в Киеве и Новгороде, началось строительство многих церквей, подготовка священнослужителей.
Патриарх (греч. — «родоначальник») — глава, старейшина рода, общины, семьи. В Русской православной церкви высший духовный сан, глава самостоятельной (автокефальной) церкви в 1589—1703 гг., восстановлен в ноябре 1917 г.

Духовенство — особое сословие в России с конца Х в., занимавшееся отправлением религиозных обрядов. Подразделялось на так называемое черное (монашест­во, принимавшее на себя особые обязательства, про­живавшее в монастырях) и белое, живущее «в миру» (священники, дьяконы).

Дьякон (греч.) — в православии лицо, имеющее пер­вую, низшую степень священства, помощник священ-

ника, участвующий в церковной службе. Старший дьякон называется протодьяконом.
Епархия (греч.) — в православных церквах церковно-административная территориальная единица во главе с архиереем (епископом).

Епископ (греч.) — в Русской православной церкви свя­щеннослужитель высшей (3-й) степени, глава церковно-административной территориальной единицы (епар­хии, митрополии и т. д.)
Архиерей — общее название высших православных священнослужителей.

Монастырь (греч.— «келья отшельника») — религиозные мужские или женские общины, живущие обособленно по единым правилам (уставу) и ведущие свое хозяйство. Монастыри владели землями и монастырскими крепостными крестьянами. Крупнейшие монастыри России называются лаврами.
Крещение — христианский обряд (таинство), соверша­емый над человеком, вступающим в христианскую церковь. Крещение совершается и над лицами, перехо­дящими из какой-либо веры в христианство. При кре­щении человека троекратно погружают в воду цели­ком, либо (в католицизме) обливают ею, произнося слова: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Креще­ние Руси, т. е. введение христианства в греко-право­славной форме как государственной религии, пришед­шее на смену языческим верованиям, было начато киевским князем Владимиром Святославичем (980— 1015) в 988 г.
Конец Х—XI вв. — Возникновение епископств на Руси.

1014—1016 гг. — Выступление новгородского князя Ярослава против великого князя Киевского. Отказ Ярослава от уплаты дани Киеву.

1015 г. — Восстание в Новгороде против варягов, призванных на службу князем Ярославом. Убийство братьев — удельных князей Бориса и Глеба по приказу Святополка (Окаянного). Вступление Святополка на великокняжеский престол. Братья Борис (до 988— 1015) — князь ростовский, Глеб (до 988—1015) — князь Муромский. сыновья киевского князя Владимира. Убиты по приказу Святополка Окаянного. Канонизированы почитаются заступниками Русской земли.
1015—1019 гг. — Княжение в Киеве Святополка Владимировича.

1018—1019 гг. — Борьба Святополка с Ярославом за власть в Киеве. Изгнание Святополка из Киева, бегство его за помощью к печенегам. Поражение Святополка и бегство его в Польшу.

1019—1054гг. — Время правления в Киеве Ярослава Мудрого — расцвет Киевской Руси. Ему была подвластна огромная территория от Балтийского до Черного морей. Восточным и южным границам больше не угрожали печенеги. Составление свода законов «Правда Ярослава» — наиболее древней части «Русской Правды».

1019 г. — Ярослав Мудрый освобождает Новгород от дани киевским князьям.

1021 г. — Появление первых русских святых: были канонизированы Борис и Глеб — братья Ярослава, убитые в ходе междоусобиц.

1025 г. — Основание г. Ярославля.

1026 г. — Раздел Киевского княжества между Ярославом и его братом Мстиславом Тмутараканским (Мстислав Удалой).

1036 г. — Разгром печенегов под Киевом. Создание киевской митрополии во главе с митрополитом Феопемтом.

1036 г. — После смерти Мстислава власть Ярослава Мудрого распространяется на все его владения.

1043 г. — Неудачный поход Владимира Ярославича на Византию.

1043 г. — Будущий король Венгрии женится в Киеве на дочери Ярослава Анастасии.

1043 г. — Сын Ярослава Изяслав женится на дочери польского короля Мешко II.

1046 г. — Заключение Ярославом мира с Византией. 1048 г. — Французское посольство просит руки дочери Ярослава Анны для своего короля Генриха I.

1051 г. — Утверждение Ярославом священника княжеского села Берестова Илариона на Киевскую митрополию без предварительных обсуждений с константинопольским патриархом (первый митрополит из русских).

1052 г. — Брак сына Ярослава Всеволода с византийской принцессой Анной.

1054 г. — «Завещание» Ярослава. Ярослав Мудрый, умирая, разделил страну между 6 наследниками (5 сыновей и 1 племянник) и установил порядок передачи власти не старшему сыну, а старшему в роде. Предполагалось, что наследники будут править страной сообща (ни у одного из братьев не было какого-то одного княжества, земли были расположены чересполосно). Появляются тенденции к раздробленности Киевской Руси.

Ярослав Мудрый (ок. 978— 1054) — великий князь Киевский с 1019 г., сын Владимира I Святославича. При Ярославе Мудром Русь стала одним из сильнейших государств Европы. В 1036 г. русские войска нанесли крупное поражение печенегам, после чего их набеги на Русь прекратились. Огромное значение имело приня­тие единого для Руси судебного кодекса — «Русской Правды». Это первый документ, регулировавший вза­имоотношения княжеских дружинников между собой и с жителями городов, порядок разрешения различных споров и возмещение ущерба.

Большие реформы произошли и в церковной организации. Русская церковь считалась частью константинопольской патриархии. Ее глава — митрополит — назначался константинопольским патриархом. В 1051 г. киевский митрополит впервые был избран не в Константинополе, а в Киеве собором русских епископов. Им стал митрополит Иларион, выдающийся писатель и церковный деятель. Однако последующие киевские митрополиты по-прежнему назначались в Константинополе. Учреждаются епископские кафедры, которые становятся центрами церковных округов — епархий. Во главе епархий находились епископы, назначенные киевским митрополитом. Епископам подчинялись все расположенные на территории епархии церкви и монастыри.

При Ярославе Мудром была зафиксирована и цер­ковная десятина — десятая часть получаемых князем дани и оброка отдавалась на нужды церкви. В это же время на Руси появляются и первые монастыри, са­мым крупным из них стал Киево-Печерский, основан­ный в середине XI в. Благодаря монастырям на Руси стала интенсивно развиваться литература, являвшаяся важнейшей составляющей древнерусской культуры.

1054—1073 гг. — Правление Изяслава Ярославича в Киеве. Создание свода законов Древнерусского го­сударства — «Правда Ярославичей». Законы защищали имущество и жизнь феодалов.

1054—1097 гг. — Междоусобная война русских князей — сыновей и внуков Ярослава Мудрого — за Ки­евский престол.

1073 г. — Святослав (1073—1076) изгнал из Киева Изя-слава (погиб в 1078 г.).

1073—1076 гг. — Великое княжение в Киеве Святослава Ярославича.

1078—1093 гг. — Великое княжение в Киеве Всеволода Ярославича. После его смерти киевляне пригласили туровского князя Святополка Изяславича.

1093 г. — Поражение князей Святополка и Владимира Всеволодовича Мономаха в битве с половцами. Разорение Южной Руси половцами.

1096 г. — Победа князя Святополка над половцами в битве под Переяславлем.

1097 г. — В интересах прекращения междоусобиц по предложению Владимира Всеволодовича Мономаха созывается съезд русских князей в Любече, на когором великим князем был признан Святополк и достигнуто общее согласие, «кому какой отчиной править». Съезд закрепил юридически разделение Руси на отдельные княжества. Нарушение договора князьями — киевским Святополком II и Давыдом Игоревичем Владимиро-Волынским.

1111 г. — Победа русских князей во главе с Владимиром Мономахом над половцами.

1113 г. — Смерть Святополка II. Восстание посадского населения в Киеве после смерти князя Святополка II Изяславича против произвола княжеских управителей и притеснений ростовщиков. Приглашение киевским боярством на великое княжение Владимира Мономаха.

Около 1113 г. — Составление летописи «Повесть вре­менных лет» монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

1113—1125 гг. — Правление великого князя Владимира II Всеволодовича (Мономаха) в Киеве.

1113 г. — «Уставы» Владимира Мономаха о «закупах» и о «резах» (процентах). Ограничение годового «реза» до 50: законодательное ограничение размера годовых процентов, получаемых ростовщиками.

1116 г. — Редактирование и дополнение «Повести временных лет» игуменом киевского Выдубицкого монастыря Сильвестром.

1118 г.— Окончательная редакция «Повести временных лет» монахами Киево-Печерского монастыря.

1 125—1132 гг. — Княжение в Киеве старшего сына Владимира Мономаха Мстислава I Владимировича — последнего князя единой Киевской Руси. После смерти Мстислава Киевская Русь распалась на полтора десят­ка княжеств-государств.

1127—1130гг. — Борьба за власть великого князя Мстислава с полоцкими удельными князьями. Пленение и ссылка полоцких князей в Византию

Социально-экономический строй Киевской Руси
С середины XI — XII в.
на Руси формируются ран-нефеодальные отношения. Складывается феодальное, церковное и монастырское землевладение. Образуется вотчина (наследственное земельное держание) как княжеская, так и боярская. Земля феодалов обрабатывалась зависимыми крестьянами (закупы, рядовичи, наймиты). К несвободным категориям населения относились челядь и холопы; изгои — оторвавшиеся от своих общин и живущие в чужих. Зависимый крестьянин обрабатывал землю феодала и свой земельный надел. Ранней формой феодальной ренты была дань (сбор дани — полюдье), а затем натуральный оброк и барщина.
Феодализм (лат.— «феод» — «земельное владение») — ступень развития человечества, сменившая рабовла­дельческий строй. Некоторые народы (славяне, гер­манцы и др.) миновали рабство и от первобытнооб­щинного строя перешли к феодализму, при котором земля и власть принадлежат феодалам — крупным земельным собственникам, передававшим права по на­следству. Крестьяне имели свое хозяйство, семью, са­ми себя кормили, несли повинности. Феодал присва­ивал труд крестьян в виде феодальной ренты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: