Товарный рынок и его равновесие

Мультипликатор. Эффект мультипликатора.

Раздел. РАВНОВЕСИЕ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ

ЛЕКЦИЯ 6. РАВНОВЕСИЕ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ. КЕЙНСИАНСКАЯ МОДЕЛЬ (МОДЕЛЬ «РАСХОДЫ – ДОХОДЫ»)

1. Товарный рынок и его равновесие. Предпосылки теории Кейнса.

2. Функции потребления и сбережения Кейнса. Наклон и сдвиги функций потребления и сбережения.

3. Инвестиций в кейнсианской модели.

4. Равновесие в модели «расходы-доходы». «Кейнсианский крест». Фактические и планируемые расходы.

6. Разрывы в модели «Кейнсианского креста» расходов и выпуска

7. «Парадокс сбережений».


Равновесие товарного рынка обеспечивается соотношением совокупного спроса на товары и услуги (AD - aggregate demand) и совокупного предложения товаров и услуг (AS – aggregate supply).

Существует два подхода к объяснению равновесия товарного рынка: классическая и кейнсианская. Классическая модель объясняет равновесие в долгосрочном периоде и доказывает, что оно устанавливается на уровне полной занятости ресурсов, поэтому равновесной величиной выпуска (при котором совокупный спрос равен совокупному предложению) всегда будет величина потенциального выпуска Y*, которому согласно закону Сэя будет соответствовать равная ему (адекватная) величина совокупного спроса (совокупных расходов). Эта модель исследует экономику со стороны совокупного предложения.

В краткосрочном периоде подобное автоматическое равенство совокупных расходов совокупному выпуску может не наблюдаться. Первым экономистом, который попытался проанализировать поведение экономики в краткосрочном периоде и показать, как может быть определен фактический (краткосрочный) равновесный объем выпуска, был Кейнс. Условия равновесия товарного рынка в краткосрочном периоде были исследованы Дж.М.Кейнсом в его знаменитой книге «Общая теория занятости, процента и денег», вышедшей в 1936 году. Кейнс предложил модель, которая позволяла определить величину равновесного национального дохода и соответственно величину равновесного объема производства, доказав, что величина совокупного выпуска определяется величиной совокупных расходов, т.е. спрос определяет предложение. Главной макроэкономической проблемой становился совокупный спрос. Эта модель получила название модели «доходы-расходы». Другое ее название - простая кейнсианская модель или модель «Кейнсианского креста».

Спрос на товарном рынке предъявляют все макроэкономические агенты (домохозяйства, фирмы, государство и иностранный сектор). Поэтому совокупный спрос можно определить как сумму спросов всех макроэкономических агентов на конечные товары и услуги или как сумму совокупных расходов в экономике. Таким и представить формулой: AD = C + I + G + Xn, где C – спрос домохозяйств на товары и услуги (потребительские расходы), I – спрос фирм на инвестиционные товары и услуги (инвестиционные расходы), G – государственные закупки товаров и услуг и Xn – чистый экспорт (разница между спросом иностранного сектора на товары и услуги данной страны - экспортом, и спросом данной страны на зарубежные товары и услуги - импортом (Xn = Ех – Im).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: