ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Сущность развивающего обучения заключается в следующем:
· Решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению, происходящему в «зоне ближайшего развития» личности (Л.С. Выготский).
· Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности, развивая целостную совокупность личностных качеств: знания, умения и навыки; способы умственных действий; самоуправляющиеся механизмы личности; эмоционально-нравственную и деятельностно-практическую сферы.
· Ребенок является полноценным субъектом деятельности и своего развития.
Существует система учебных приемов, способствующих развитию личности учащихся:
· перенос усвоенных приемов с обучающей задачи на новую;
· поиск новых приемов учебной работы;
· управление своей учебной деятельностью;
· приемы обобщения.
Л.В. Занков вместе с сотрудниками своей лаборатории в 60-х гг. ХХ в. разработал новую дидактическую систему, способствующую общему психическому развитию школьников.
Основные принципы дидактической системы Л.В. Занкова:
1. Высокий уровень трудности.
2. Ведущая роль в обучении теоретических знаний, линейное построение учебных программ.
3. Продвижение в изучении материала быстрыми темпами с непрерывным сопутствующим повторением и закреплением в новых условиях.
4. Осознание обучающимися хода умственных действий.
5. Воспитание у учащихся положительной мотивации учения и познавательных интересов, включение в процесс обучения эмоциональной сферы.
6. Гуманизация взаимоотношений учителей и учащихся в учебном процессе.
7. Развитие каждого учащегося класса.
Суть технологии:
· урок имеет гибкую структуру;
· на уроках организуются дискуссии по прочитанному и увиденному, по изобразительному искусству, музыке, труду, создаются проблемные ситуации;
· широко используются дидактические игры, интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов;
· создаются педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; обстановка для естественного самовыражения ученика.
Дидактическая система Л.В.Занкова акцентирует внимание учителя на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически. многие исследователи, однако, считают, что эта система хорошо развивает эмпирическое сознание и недостаточно – теоретическое.