Природный каркас города

Влияние природных особенностей на планировочную структуру городов, использование этих особенностей для создания здоровой среды жизни горожан, обогащения архитектурно-планировочной композиции населенных мест – предмет многих специальных исследований. Ниже затронуты лишь некоторые аспекты формирования природного каркаса города, вытекающие из положения последнего в системе расселения.

Задачи формирования природного каркаса города в целом те же, что и в примере, рассмотренном выше. Вместе с тем приоритетность этих задач иная. Обеспечить полное экологическое равновесие в городе невозможно при наличии любого природного каркаса. Поэтому современные нормативы ориентированы на выполнение городскими озелененными территориями в основном гигиенических и эстетических функций. В то же время любая система зеленых насаждений, какова бы ни была ее конфигурация в плане города, выполняет и экологические задачи.

Система зеленых насаждений города – как правило случайная совокупность небольших сохраняемых парковых, бульварных, рядовых и других зеленых насаждений, в малой степени ориентированных на то, чтобы формировать благоприятную экологическую обстановку в тех или иных частях города. Наиболее существенные недостатки такой системы, мешающие ей в полной мере выполнять функции природного каркаса, - это ее неразвитость в центральных районах городов, большая автономность наиболее значительных ее элементов и оторванность от загородных открытых пространств, в том числе и от основных структур природного каркаса района. В некоторых городах (Киев, Минск и т.д.) природный каркас выражен достаточно сильно, главным образом благодаря наличию в них водно-зеленого диаметра, пронизывающего городскую застройку и выступающего в качестве основной экологической оси, вдоль которой формируются наиболее важные элементы системы озеленения города.

Развитие природного каркаса города в условиях сложившейся застройки – чрезвычайно сложная задача, хотя минимальные возможности для этого существуют повсеместно (массовое озеленение "ничейных" земель вдоль транспортных магистралей, мест свалок, ликвидируемых баз, складов и др.). В новых городах таких возможностей, конечно, намного больше.

При формировании природного каркаса города важно учитывать следующие наиболее важные принципы:

– преемственность построения каркаса во внешнем плане (главные оси природного каркаса города должны быть логическим продолжением тех или иных элементов природного каркаса окружающего город района);

– взаимосвязанность элементов каркаса (каркас должен представлять собой не случайную мозаику различных по назначению городских зеленых насаждений, а скорее сетку экологических осей, на пересечении которых целесообразно формировать сравнительно крупные массивы зелени – центры экологической активности);

– относительную автономность отдельных частей каркаса (элементы каркаса должны проникать во все наиболее значительные структурные звенья города – жилые и промышленные районы, микрорайоны и др.);

– функциональное соответствие каркаса конкретным природным и экономическим особенностям города, что должно выражаться как в построении структуры каркаса, так и в его биологических характеристиках;

– одновременное формирование каркаса (по крайней мере, в новых городах) с городской застройкой как части архитектурно-планировочной структуры города.


Поскольку элементы природного каркаса города – это не что иное, как озелененные территории, а их биопродуктивность различна, важно хотя бы ориентировочно знать "экологический потенциал" различных элементов каркаса (табл. 4).


Подходы к построению природного каркаса в городах, различных по величине, природным условиям, даже по народнохозяйственному профилю, должны быть весьма индивидуальны, что, безусловно, отразится на функциональной и планировочной структуре этого урбоэкологического образования, а также и на его чисто биологических характеристиках Принципиальная планировочная структура природных каркасов городов различной величины, расположенных в наиболее контрастных природных зонах, показана на рис. 16.

Общая площадь озеленения в городе – важный показатель, особенно в сопоставлении с другими функциональными зонами. Но с экологической точки зрения этот показатель малоинформативен. Кроме площади зеленых насаждений, необходимо знать их биологическую продуктивность и продолжительность вегетационного периода, а также особенности планировочной структуры природного каркаса Структуру природного каркаса города условно можно подразделить на макро-, мезо- и микроструктуру.

Макроструктура включает в себя зеленые массивы города вне крупных жилых образований, промышленных районов, узлов внешнего транспорта. Поскольку процессы агломерирования ведут к слиянию населенных мест друг с другом, чересполосице застройки, макроструктура природного каркаса города в своем развитии проявляет тенденции к мозаичности ее строения, на которые влияют консервативные черты коренного ландшафта – рельеф, поймы крупных рек, очертание береговой линии и др. Поэтому формирование элементов природного каркаса должно идти по линии создания зеленой зоны города, водно-зеленых диаметров, озелененных санитарно-защитных зон, а также системы "капилляров" – озелененных улиц, бульваров, защитных зеленых насаждений, соединяющих элементы макроструктуры природного каркаса с пригородными лесопарками и лесами.

Элементы мезоструктуры природного каркаса города – сады, скверы, аллеи, другие зеленые насаждения в пределах жилых районов и микрорайонов. В старых частях города можно выделить два типа мезоструктуры – межквартальный (аллеи, озелененные улицы, скверы) и внутриквартальный (сады, огороды, палисадники и др.). В экологическом отношении эти типы достаточно резко различаются даже при одинаковой плотности застройки - в первом случае антропогенный пресс гораздо выше (транспорт, пешеходы, собаки), во втором же – больше возможностей для сравнительно спокойного развития зеленых насаждений, их возобновления и обогащения. В новых микрорайонах, с преимущественно свободной планировкой, несмотря на рост озелененных площадей, наблюдается видовое и структурное обеднение зеленых насаждений вследствие постоянного и весьма сильного антропогенного воздействия на жилую территорию.

Микроструктура природного каркаса связана с особенностями внутреннего построения и породным составом отдельных элементов озеленения – газонов, цветников, кустарников, деревьев. Ценность отдельных элементов и их сочетаний в экологическом, экономическом и эстетическом отношениях часто бывает различной. Например, дорогие и эстетически ценные элементы имеют, как правило, невысокий экологический потенциал. И, напротив, большим экологическим эффектом обладают густые живые изгороди, сомкнутые группы деревьев, водоемы с богатой прибрежной растительностью. Поэтому совершенствование микроструктуры зеленых насаждений в городе должно включать в себя меры по увеличению зеленых насаждений со сложной структурой, развитие вертикального и многоярусного озеленения, всестороннего замещения "ничейных", бросовых, неудобных городских земель разного вида посадками.

УРБОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Урбоэкологические проблемы неразрывно связаны с градостроительными проблемами. Поэтому научные исследования и тем более проектные работы в области урбоэкологии чаще всего выполняются в рамках градостроительных планов, проектов и программ. Вопросы охраны окружающей природной среды в этих документах обычно "пронизывают" все их основные разделы и оформляются в виде специального раздела (блока), взаимодействующего с остальными блоками не только в процессе планирования и проектирования, но и последующей реализации проектных предложений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: