Россия на рынке СПГ

Европейский рынок

Рынок СПГ Европы оказался наиболее консервативным. До сих пор существует определённый избыток предложения СПГ в Европе, образовавшийся после кризиса 2009 г.

Европейская комиссия борется с монопольным положением "Газпрома" и настаивает на диверсификации рынка. Это может быть достигнуто в основном за счёт роста импорта СПГ и роста спотовых поставок в этом импорте, поскольку поставки трубного газа более привязаны к долгосрочным контрактам.

В декабре 2012 года должен стартовать проект "Южный поток" с завершением к 2018 году. Фактически это исключает потребность в росте импорта СПГ.

«Газпром» и японские компании Itochu Corp. и Japan Petroleum Exploration Co. подписали в ходе саммита АТЭС базовое соглашение о строительстве завода СПГ во Владивостоке, сообщило агентство Bloomberg. Таким образом, «Газпром» старается возместить нехватку собственного сжиженного газа, чтобы конкурировать с компаниями Ближнего и Дальнего Востока, а также с западными компаниями в будущем.

«Газпром» в последние годы развивает экспорт сжиженного природного газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. СПГ компании поставляется на рынки Японии, Индии, Южной Кореи, Китая и Тайваня.

Однако для поставок газа по заключенным контрактам «Газпром» вынужден более половины объемов СПГ закупать у сторонних компаний, так как в настоящее время «Газпром» имеет только один завод по производству СПГ — «Сахалин-2», мощность которого составляет около 10 млн тонн в год.

В апреле 2011 года «Газпром» и консорциум японских компаний подписали соглашение о проведении совместного технико-экономического исследования реализации в районе Владивостока завода по сжижению природного газа. Предполагаемая мощность завода СПГ во Владивостоке не менее 10 млн тонн СПГ в год. Предполагаемый срок ввода в эксплуатацию — 2017—2020 годы. Таким образом, подписание соглашения с японскими компаниями позволяет предположить, что завод будет введен в эксплуатацию в запланированные сроки.

«Учитывая то, что поставки трубопроводного газа в Европу снижаются ввиду общего снижения потребления газа в странах ЕС, а также конкуренцию со стороны СПГ из стран Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона, "Газпрому" в данный момент крайне необходимо развивать собственные мощности СПГ и расширять свое присутствие в странах АТР. Поэтому соглашение с японскими компаниями о строительстве завода СПГ во Владивостоке позитивно отразится на деятельности компании», — уверены аналитики.

Значимость проекта во Владивостоке усиливается еще и тем, что другой проект, на котором «Газпром» также планировал производить СПГ, — проект по разработке Штокмановского месторождения — заморожен на неопределенный срок.

В качестве первого шага соглашение «Газпрома» с японцами само по себе позитивно, однако эти шаги нужно было начать делать давно. "Газпром" долгое время довольствовался наличием крупнейших в мире газовых ресурсов, и фактически почивал на лаврах. Однако в Америке и Европе ведутся работы по освоению сланцевой нефти и газа, строятся заводы СПГ, вскоре США станут экспортировать сжиженный газ, а не закупать его. Это становится головной болью для "Газпрома", потому что компания может лишиться своего монопольного положения в Западной и даже в Восточной Европе».

В связи с этим газовый гигант начал шевелиться, планировать создание заводов СПГ совместно с иностранцами. Собственными усилиями — как показывает пример Штокмана и многие другие — «Газпром» не смог создать достаточное количество ни НПЗ, ни СПГ-заводов. Теперь вопрос в том, сумеет ли «Газпром» преуспеть в этом деле, столь поздно начав. Кроме того, не все иностранные компании и государства будут рады создавать с российским госхолдингом совместные СПГ-проекты.

Перспективы развития нефтяной и газовой промышленности России неразрывно связаны с перемещением центров нефте- и газодобычи на Север – в районы побережья Ненецкого автономного округа. В связи с этим ожидается, что темпы развития арктических портов будут выше средних по России.

Одним из основных центров формирования современной портовой инфраструктуры для освоения морских месторождений нефти и газа должен стать Ямал с прилегающими к нему территориями, где только запасы газа превышают 15 трлн м3.

Такие планы опираются на ряд директивных документов Правительства РФ и Минтранса России, в том числе на «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (утверждены Президентом РФ в 2007 г.), «Комплексный план по развитию производства сжиженного природного газа на полуострове Ямал» (утвержден распоряжением Правительства РФ в 2010 г.) и Распоряжение Правительства РФ от 1 декабря 2010 г. № 2145-р.

Максим МИНИН, директор проекта ОАО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ»

Первый в арктическом регионе терминал отгрузки природного газа предполагается создать в районе п.Сабетта в рамках крупного инвестиционного международного проекта «Ямал СПГ» на основе ресурсной базы Южно-Тамбейского месторождения. Проект предусматривает ежегодное производство и морскую транспортировку около 16 млн тонн сжиженного природного газа (СПГ) и до 1,35 млн тонн газового конденсата (ГК) в год (выход на проектную мощность – 2018 г.) с возможностью расширения производства и перевалки в перспективе до 25 млн тонн СПГ, 2,2 млн тонн ГК и 3,5 млн тонн нефти в год.

Инвесторами проекта выступают российская компания «НОВАТЭК» и французская TOTAL. Инвестиционная стоимость проекта, по предварительным оценкам, составит 850 млрд рублей, большая часть этой суммы пойдет на строительство завода СПГ, другая составляющая – на строительство морской инфраструктуры, которая выделена в отдельный проект, включая создание судоходного морского канала в северной части Обской губы.

В окрестностях Сабетты, по сути, будет построено два района порта: первый – с семи причалами для завоза стройматериалов и конструкций завода СПГ, второй – с двумя причалами для отгрузки СПГ и ГК в специализированные суда. Таким образом, на Ямале, в условиях вечной мерзлоты, сурового климата и отсутствия транспортной инфраструктуры, впервые будет реализован проект по строительству специализированного морского порта с рекордным для России грузооборотом СПГ.

Заказчиком по проектированию и строительству выступает дочерняя компания «НОВАТЭКа» – ОАО «Ямал СПГ». Проектирование общепортовой инфраструктуры и выполнение инженерных изысканий по договору с «Ямал СПГ» поручено проектной организации ОАО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ», имеющей соответствующий опыт в проектировании подобных объектов на территории РФ. В соответствии с условиями договора проектирование разделено на два основных периода: 1. Строительство объектов подготовительного периода. 2. Строительство основных объектов морского порта.

В состав объектов подготовительного периода входят: акватория, подходной канал, средства навигационного оборудования, объекты системы управления движением судов (СУДС); база портофлота и ЛРН, грузовые причалы для приема строительных грузов; причал перегрузки накатных грузов и крупногабаритных модулей (Ро-Ро), а также объекты подсобно-производственного и складского назначения.

Объекты подготовительного периода подразумевают только обеспечение приема грузов, доставляемых морским транспортом в процессе строительства морского порта и завода по производству СПГ, а также грузов материально-технического снабжения в ходе дальнейшей эксплуатации (при проектировании основной части порта многие объекты поменяют назначение).

В составе основных объектов морского порта предусматривается строительство отгрузочного терминала СПГ и ГК с перспективой удвоения его мощности (годового грузооборота).

На сегодняшний день выполнены комплексные инженерные изыскания для разработки проектной документации на строительство объектов подготовительного периода морского порта и выполняется разработка проектной документации. Завершение разработки проектной документации по объектам подготовительно периода планируется весной 2012 года, а проектирование основных объектов морского порта – весной 2013 года.

Территория под объекты морского порта административно находится в Ямальском районе Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области, а по географическому положению – в северо-восточной части полуострова Ямал, на западном берегу Обской губы.

Район строительства морского порта характеризуется особыми условиями арктической климатической зоны, в частности, длительностью ледового периода в Обской губе более восьми месяцев;

Климат отличается весьма продолжительной и холодной зимой с сильными ветрами, коротким холодным и пасмурным летом с довольно частыми заморозками, а иногда и со снегом, но длительным световым днём. В течение всего года велика облачность и относительная влажность. Холодная и длительная зима с малой высотой снежного покрова обусловливает глубокое и длительное промерзание почвы, что приводит к существованию в тундре вечной мерзлоты. Суровость зимы определяется большими скоростями ветра и частыми метелями, которые нередко возникают внезапно и часто переходят в пургу.

Необходимо резюмировать, что проектирование и строительство морского порта будут вестись в крайне сложных условиях.

Сегодня все основные силы проектировщиков нацелены на выполнение первоочередных задач по исследованию естественных условий и проектированию объектов первого этапа строительства. Обозначенный состав объектов требует тщательного анализа материалов инженерных изысканий для учета сложных климатических, гидрологических, геологических и экологических условий. Сильное волнение, большая заносимость, слабые грунты, недостаточные глубины, полярная ночь и прочие условия арктической климатической зоны создают множество требований, которые ограничивают и без того небольшой выбор проектных решений.

Кроме того, проектирование должно предусмотреть интеграцию с другими проектами, выполняемыми по объектам – «Строительство комплекса по добыче, подготовке, сжижению газа, отгрузке СПГ и газового конденсата Южно-Тамбейского ГКМ», «КОЖО», «Аэропорт Сабетта».

Вместе с тем, рассматривается необходимость приема в морском порту уникальных грузов весом до 12,5 тыс. тонн (резервуаров для накопления отгрузочных партий СПГ и других модульных конструкций завода) и танкеров-газовозов вместимостью до 170 тыс. м3 (для обеспечения судоходства таких танкеров в порту Сабетта будет построен морской канал длиной около 48 км и шириной почти 0,5 км).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: