Когда расходы госбюджета превышают его доходы, образуется и бюджетный дефицит.
Причины бюджетного дефицита могут быть различными. Финансы всегда являются, по сути, отражением состояния экономики страны, поэтому неэффективная экономика неизбежно порождает трудности в балансировании бюджета. Кроме того, дефицит может возникнуть и вследствие просчетов в руководстве национальным хозяйством, и в результате сознательного завышения расходов и снижения налогового бремени. Последним способом пользуются кейнсианцы для стимулирования экономического развития в периоды спада.
При образовании дефицита государственного бюджета возникают проблемы его покрытия с наименьшими потерями для экономики. Есть несколько путей.
1. Сокращение расходов госбюджета. Этот путь не всегда выполним, так как уменьшение дотаций может усилить спад в экономике, а
сокращение социальных программ провоцирует социальную напряженность и ведет к уменьшению совокупного спроса, что, в свою очередь, снижает стимулы производства.
|
|
2. Увеличение налогового бремени. Данный путь приведет к уменьшению инвестиций и потребления. Последнее также снижает возможности роста ВНП, поскольку сужает емкость рынка.
3. Превращение дефицита бюджета в государственный долг. Это
происходит за счет:
обращения государства за кредитом к национальным банкам;
превращения кредита во внешний долг при получении его от иностранных государств;
выпуска государственных ценных бумаг - облигаций, которые представляют обязательства государства выплатить сумму заимствований денег у населения с процентами.
4. Выплата государственного долга за счет увеличения предложения денег на основе их эмиссии. Это самый опасный путь погашения бюджетного дефицита, ибо ведет к лавинообразному течению инфляции. К такому способу покрытия бюджетного дефицита государства прибегают в случае невозможности или неумения использовать иные источники. По существу, это есть способ отказа от части долга, поскольку его выплата происходит обесцененными деньгами.
Жизнь страны, обремененная внешним и внутренним долгами, требует грамотной стратегии и умелого использования кредитных средств в выборе наилучшего варианта экономического развития.
Управление государственным долгом включает следующие меры:
эффективное использование средств заимствования;
поиск средств для выплаты долга;
нейтрализация негативных последствий государственного долга.
Государственный долг существенно меняет состояние денежного рынка. При его увеличении происходит дополнительное предложение денег. Это происходит не только тогда, когда государство покрывает долг за счет печатного станка или за счет внешних заимствований. Увеличение внутреннего долга ведет к расходованию резервов банков и привлечению сбережений населения, т.е. к росту обращающихся денежных средств. Такой процесс оборачивается снижением покупательной способности национальной валюты, ведет к инфляции.
|
|
Для того чтобы избежать всех названных последствий, необходимо постоянно вести работу по балансированию бюджета. Современные экономические школы представили три концепции балансирования бюджета, т.е. три альтернативных взгляда:
бюджет нуждается в ежегодном балансировании;
балансирование бюджета должно осуществляться в целом за срок промышленного цикла;
балансирование бюджета не является самоцелью финансовой политики государства. Она должна стать следствием формирования эффективной экономики.
Практика ежегодного балансирования бюджета выявила существенный недостаток - усиление циклических колебаний. Реально такая практика просуществовала до 30-х годов. Затем стали применяться концепции стабилизации экономики, уменьшающие амплитуду циклических колебаний. Кейнсианские программы рекомендуют во время спада прибегать к государственному долгу, за счет которого финансировать инвестиционный процесс. Долг гасится во время подъема. Такого рода манипулирование значительно обличает и сокращает время экономического кризиса, балансирование бюджета в данном случае должно осуществляться в целом за срок, равный промышленному циклу.
Представители теории экономики предложения считают, что не надо зацикливаться на идее бюджетного равновесия. Проблема заключается в другом - в создании эффективного конкурентного рынка, который насытит рынок товарами, а население обеспечит доходами. В этих условиях высоки будут налоговые поступления, значительно повысится доходная часть бюджета, и вопрос о проплате государственных расходов решится сам собой.