Метод (путь исследования, или познания) – это способ построения и обоснования системы философского знания. Это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
ЛЕКЦИЯ №20
Ответьте на вопросы:
1. Что такое метод?
2. Что является содержанием метода науки?
3. Какие методы научного познания вам известны?
4. Какие уровни научного познания вам известны?
5. Что относится к методам эмпирического уровня исследования?
6. Какие три группы экспериментов вы знаете?
7. Какие методы используются на эмпирическом и теоретическом уровнях?
8. Сущность анализа и синтеза?
9. Сущность и виды индукции?
10. Сущность дедукции?
11. Что такое абстрагирование, аналогия, моделирование, формализация?
12. Какие методы теоретического исследования известны вам?
13. В чем сущность метода восхождения от абстрактного к конкретному?
14. В чем сущность исторического и логического?
15. Сущность системно – структурного анализа?
Своими корнями метод восходит к практической деятельности человека. Приемы практической деятельности должны были сообразоваться со свойствами и законами действительности.
|
|
Развитие и дифференциация методов мышления в ходе развития познания привели к учению о методе – методологии.
2. Основное содержание метода науки образуют, прежде всего, научные теории, проверенные практикой. Любая такая теория, по существу, выступает в функции метода при построении других теорий в данной, или других областях знания.
3. В наше время существует несколько мнений относительно классификации методов научного познания. Среди них: всеобщие, общие, частичные. Всеобщий, то есть диалектико - материалистический.
Американский философ Р.Мертон пришел к выводу, что существуют не два – эмпирический и теоретический, а три уровня научного познания: эмпирический, эмпирически-теоретический и собственно теоретический.
4. Соответственно и методы научного познания делятся на:
а) методы эмпирического уровня исследования;
б) методы, которые используются на эмпирическом и теоретическом уровнях;
в) методы теоретического уровня.
5.Методами эмпирического уровня исследования являются:
- наблюдения, ведутся по плану с помощью органов чувств, приборов, инструментов. Объект изучается с помощью ощущений.
- измерения – температуры, уровня воды в реке, атмосферного давления, излучения и т.п.;
- описание – фиксирование данных наблюдений и теоретическое осмысление;
- эксперимент – целью этого метода является получение новых знаний об объекте, процессе.
6.Эксперименты подразделяются на три группы: поисковые, проверочные, осуществляющие.
|
|
Первые проводятся для нахождения ранее не известных свойств, особенностей объекта;
Вторые проводятся для подтверждения или опровержения выдвинутых гипотез.
Третьи проводятся для того, чтобы создать ранее не известные вещества, применить их в практике.
7. Методы, которые используются на эмпирическом и теоретическом уровнях, следующие:
8. Анализ и синтез – они определяются как процесс условного деления объекта на части с целью детального изучения каждой из них и так же условного их объединения в целое.
9.Индукция и дедукция. Индукция – это форма умозаключения и метод научного исследования. Выделяют 3 вида индуктивных умозаключений:
а) Полная индукция – умозаключение о классе предметов или явлений на основе изучения всех его элементов.
б) Популярная индукция – утверждение на основе определения наиболее характерных признаков, особенностей нескольких элементов, которые присущи всему классу объектов;
в) Научная индукция определяет характерные черты, признаки, свойства, но рассматривает их с учетом внутренних связей и отношений между ними.
Аксиома: Все что утверждается либо отрицается относительно всего класса, с необходимостью утверждается или отрицается относительно отдельных предметов этого класса».
Это метод применяется при построении научных теорий, в экономике при оценке эффективности производства.
11. Абстрагирование – это мысленный отрыв отдельного предмета или явления с целью подробного его изучения, а потом такого же мысленного его возврата, внедрения в систему, в которой он взаимодействует с другими ее элементами.
12.Аналогия и моделирование. Аналогия – метод научного исследования, когда на основе подобия предметов по одним признакам, делается вывод о возможной схожести этих предметов по другим признакам. Но эти знания надо проверять (луна, горы, моря, люди).
Моделирование – когда сначала создают модель будущего объекта: корабля, самолета – изучают поведение ее в разных ситуациях..
Формализация – содержанием данного метода является замена словесной формы символами, формулами. Используется в математике, физике, химии.
13. К методам теоретического исследования относятся:
Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Абстрактное – это результат мышления, а конкретное как разнообразие чувственно воспринятых вещей и явлений. Оно выражает движение теоретической мысли от абстракций в их наиболее общей форме к все более полному разнообразному воспроизводству предмета или явления.
Восхождение от абстрактного к конкретному есть обогащение абстрактного новым, разнообразным содержанием.
14.Единство исторического и логического:
а) Историческое – это реальный исторический процесс развития природы и общества.
Это способ воспроизводства в мышлении исторического процесса в хронологической последовательности и конкретности.
б ) Логическое – это то же самое историчсеское, но абстрагированное от конкретных исторических, которое выражает в теоретической форме направление развития.
15. в) Системно – структурный анализ – благодаря этому методу предусматривается изучение объекта, как в целостности его структуры, так и его составляющих.
Он применяется при исследовании сложных явлений в физике, биологии, в общественных, технических, сельскохозяйственных науках.
Исследование начинают с изучения свойств характерных для определенной структуры объекта, после изучается следующий элемент структуры, а потом анализируются внутренние связи между всеми элементами объекта. Такой подход позволяет избежать ошибок в процессе познания.