Контрольно-корректирующая технология обучения

Личностно-ориентированные технологии обучения

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях (обзор).

В 60-е годы американские психологи Дж. Кэролл и Б. Блум предложили технологию полного усвоения знаний. Их идеи развивали Дж. Блок и Л. Андерсон, а также эстонские учёные-педагоги и практики К.У. Крестберг и Э.В. Крулль. В России эта педагогическая технология стала известна благодаря работам М. Кларина. Некоторые считают, что данную технологию целесообразно применять в 1-8 классах, хотя известны положительные результаты использования и полного усвоения знаний и при работе с учащимися старших классов.

Модифицированный вариант этой технологии назван контрольно-корректирующей технологией обучения (ККТО). Она позволяет организовать индивидуальные образовательные траектории учащихся с учётом их индивидуальных способностей, мотивации, а также необходимого уровня информации с заранее запланированными учебными результатами.

Для использования ККТО следует конкретизировать цели обучения, провести таксономию учебных задач, т.е. систематизировать, разбить на мелкие (таксоны), подчинённые одной общей цели. На основании этого разрабатывают эталоны контроля, контрольные задания разных уровней, учебный материал разбивают на отдельные учебные элементы. Задания по данной теме, связанные общей целью проверить определённые знания, объединяют в группу. Каждой целевой группе таксонов соответствуют контрольные срезы, отличающиеся объёмом проверяемой учебной информации.

В подготовке к использованию ККТО можно выделить этапы:

а) анализ учебного материала и его разделение на учебные элементы (УЭ); каждый УЭ – законченный фрагмент учебного материала, на изучение которого отводится определённое время;

б) разработка содержания контрольных срезов по каждому УЭ (составление контрольных тестов, проверочных работ); разработка эталона контроля и работ для итогового контроля знаний;

в) подготовка коррекционных карточек для учащихся, недостаточно усвоивших материал;

г) общий организационный ввод учащихся создание установки на конечный результат учения и способы учения;

д) ознакомление учащихся со структурой и содержанием контроля. Внедрение ККТО начинается с информационного ввода (ИВ) учащихся в данную тему, который осуществляет учитель. ИВ может представлять собой обзорную лекцию, объяснение опорной схемы или конспекта по теме. Учитель обращает внимание учащихся на трудные моменты темы, наиболее трудные вопросы, понятия. При этом использует все необходимые методы и методические приемы, демонстрирует необходимые средства обучения, реализуя принципы наглядности и доступности обучения. ИВ занимает 2-3% учебного времени, отведенного на изучение темы. Если уровень сформированности навыков самостоятельной деятельности учащихся достаточно высок, ИВ может отсутствовать.

Затем осуществляется организационный ввод учащихся (ОВ), т.е. нацеливание их конечные результаты. Лишь после этого начинается самостоятельная деятельность учащихся по усвоению предложенных УЭ. Этот этап включает изучение темы по источникам, которые предлагает учитель, работу с опорными схемами, конспектами, коррекционными методическими материалами (методички для учащихся, коррекционные карточки). Этап самостоятельной работы предполагает проведение коррекционного тестового контроля, проверочных работ, коррекцию и помощь учащимся, не полностью усвоившим тему. Текущая проверка на этом этапе имеет не контролирующий, а диагностический характер, ее назначение выявить необходимость коррекционной работы. Заканчивается этап внедрения итоговым контролем (ИК) по индивидуальному графику. После собеседования с учителем можно приступить к работе по изучению следующего УЭ. Возможен и другой путь: учащиеся, полностью усвоившие данный УЭ, помогают своим товарищам, которые еще не закончили работу над ним. Учащиеся, не успевшие пройти итоговый контроль в отведенное время, получают домашнее задание. На самостоятельную работу отводится примерно 80% учебного времени, на ИК — 5% и примерно столько же индивидуальное осмысление изученного материала. ИК проводится по-разному: письменно – в виде письменных контрольных и практических работ (если предусмотрены), устно – в виде зачета, индивидуального собеседования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: