Столыпинские реформы земельного правопорядка России

Современная Гуманитарная Академия

Современная Гуманитарная Академия


заводам деревень" отменялся запрет для купцов и промышленников покупать населенные деревни, вводился запрет продажи таких деревень отдельно от заводов и без разрешения Берг- и Мануфактур-коллегии.л Запрещалось использование прикрепленных деревень в качестве залога.

Указом от 12 Декабря 1791 г. купцам, мещанам и всем крестьянам, кроме помещичьих, было предоставлено право покупать земли. А с' 3 марта 1848 г. такое право было предоставлено и помещичьим крестьянам. Указ от 20 февраля 1803 г. "О свободных хлебопашцах" предоставил помещикам право (но не обязанность) отпускать своих крестьян на волю за установленный ими самими выкуп. С 1842 г. помещики уже были вправе предоставлять по договору крестьянам землю в лользование, за что крестьяне должны были нести в пользу помещика определенные повинности и сохранялись права помещика вершить суд и расправу над крестьянами за проступки и малозначительные преступления.

.Названные подвижки в российском крепостном законодательстве
свидетельствуют, чтох концу XIX в. российскому правительству и русской
общественности стало очевидным, что крепостное право себя изжило.
Об ;этом свидетельствовали также увеличившиеся крестьянские
волнения и потребности развивающейся промышленности в свободной
рабочей силе. В начале 1857 г. под личным председательством царя
был утвержден Особый комитет, который занялся "принятием мер к
постепенному освобождению крестьян". Замысел реформы изложил сам
император, следующими словами: "Мы желали, давая личную свободу
крестьянам и признавая землю собственностью помещиков, не сделать
из крестьян людей бездомных и потому вредных, как.для помещиков,
так и для,государства"1..,...-...

В основу крестьянской реформы былвзят опыт Франции и Пруссии, в которых была создана дробная поземельная собственность и класс мелких собственников земли. Законодательные меры,этих стран предусматривали выкуп крестьянами земли в собственность.

Земельная реформа '1861 г. была осуществлена на принципах, сформулированных при императоре Александре II. Ими стали:

, а) собственность на землю сохраняется за прежними владельцами-помещиками;

,г б) крестьяне получают усадебную оседлость и наделы на условиях
последующего выкупа или отработки;,.,,

в) крестьяне выступают как социальный субъект,земельно-
правовых отношений только в составе общины;,, ',--...".,

г) всемерно должен быть обеспечен фискальный и казенный
интерес при реорганизации земельных отношений.

Манифестом от 19 февраля 1861 г. и Положением о крестьянах,

1 Иванов И. Падение крепостного права в России. СПб, 1902. С. 394..


вышедших из крепостной зависимости, было объявлено, что крестьяне освобождаются от крепостной зависимости и наделяются'землей за выкуп. Землю они получали не в собственность, а лишь в "постоянное пользование". За пользование землей крестьяне должны были отбывать в пользу помещиков натуральные повинности или компенсировать их деньгами. В результате реформы крепостные крестьяне становились "временно обязанными" и должны.были по-прежнему работать бесплатно на помещика. По истечении девяти пореформенных лет крестьянам разрешался выкуп земли. Порядок выкупа определялся специальным Положением о выкупе. Оно различало право выкупа усадьбы и право выкупа полевого надела. Усадьбу можно было выкупить при отсутствии недоимки на наделе крестьянина. Полевая земля выкупалась только с согласия помещика. Одновременно помещику было предоставлено право принудить крестьян перейти на выкуп, если ему это было выгодно. Помещики были заинтересованы в получении всей выкупной суммы сразу, чтобы создать капитал для перехода'к новым формам хозяйства. Царское правительство за счет казны выдавало помещикам ссуду в размере 75-80 процентов причитающейся им с крестьян выкупной суммы, а крестьяне должны были погасить эту ссуду в течение 49 лет, внося в казну ежегодно так называемые "выкупные платежи".

Размер,надела крестьян определялся так называемыми "местными положениями". В них устанавливались для каждой отдельной местности две нормы наделов - низшая и высшая. Только в степной полосе была одна так называемая "указная норма". Помещик имея право обязать крестьян принять высшую норму наделов. Но он не был обязан давать крестьянам больше земли, чем им причиталось по низшей норме. В плодородных районах помещики выделяли чаще наделы по низшей норме, а там, где были малоплодородные наделы,'обязывали крестьян получать, самую высшую норму наделов.

В законодательстве об отмене крепостного права содержался ряд
других правил, имевших целью сохранить власть помещиков над
крестьянами. Им было разрешено требовать, чтобы крестьяне
переносили свои усадьбы в другое место,.требовать обмена
крестьянских земель;!на свои земли, если это.вызывалось интересами
помещичьего хозяйства. -<-,.-

Положение от 19 февраля 1861 г. устанавливало, что крестьяне,
вышедшие из крепостной зависимости, в обязательном порядке
объединяются в сельские общества. Как правило, сельское общество
образовывалось 'путем объединения крестьян, принадлежащих одному
помещику. Оно могло состоять из одного селения или из части большого
селения, населенного крестьянами, принадлежащими разным
помещикам.,

Сельское общество являлось поземельным союзом крестьян, связанных общностью землепользования (при общинном порядке


землевладения) и в то же время: административной единицей, выполняющей административные и полицейские функции. Все члены общества были связаны круговой порукой. Без согласия общества крестьянин не мог уйти на заработки вне своего места жительства.

Надельная земля предоставлялась не каждому лицу в отдельности,
а крестьянскому двору, крестьянской семье в лице ее представителя -
домохозяина. Он нес ответственность перед обществом за" исправное
отбывание повинностей. Без согласия домохозяина отдельные члены
семьи не могли уйти на заработки, менять место жительства и т. п. Для
надельного крестьянского землевладения было характерно наличие
множества разрядов крестьянских хозяйств, отличавшихся друг от друга
размерами надела, условиями выкупа, характером землевладения. На
основе материалов земской статистики исследователи тех лет писали,
что крестьяне делятся на следующие разряды: дарственники,
собственники, полные собственники, государственные, государственные
с общинным владением, государственные с четвертным владением,
государственные из помещичьих, удельные, арендаторы казенных
участков, безземельные, собственники бывшие помещичьи, на выкупной
усадьбе, собственники бывшие удельные, поселяне-собственники,
переселенцы, дарственные бывшие помещичьи, собственники бывшие
государственные, вольноотпущенные, безоброчные, свободные
хлебопашцы, временно-обязанные, бывшие фабричные и т.д., а затем
еще крестьяне приписные, пришлые и пр. При такой "разноголосице"
разрядов и правовых, состояний права крестьян-землепашцев и
радетелей земли российской^ естественно, были трудноразличимы.'
Безземелье, и бесправие вело российского крестьянина к волнениям и
требованию реформ. ;

Первая земельная, реформа в России не принесла экономического процветания,крестьянам, получившим за выкупные платежи от 2,5 до 5,7 десятин среднедушевой надельной земли: Они не соответствовали трудовым силам и потребностям земледельческого населения.

Последовавшая в начале XX в. вторая реформа в сельском хозяйстве и землепользовании России стала называться по имени премьер-министра того времени П.А. Столыпина. Эта реформа, не затрагивая существенно правового статуса помещичьих земель, имела своей целью внести коренные изменения в правовое положение личности и землевладения крестьянства. Так, Указом от 8 ноября 1905 г. были отменены выкупные платежи за надельные земли, отведенные крестьянам в ходе реформы 1861 г. В основе последующих указов от 4 марта и от 15 ноября 1906 г. и Закона от 14 июня 1910 г. лежала концепция замены общинного крестьянского землевладения



Современная Гуманитарная Академия


Современная Гуманитарная Акаде!


и землепользования частной (подворной). Согласно указам выход крестьян из общины был поставлен вне зависимости от согласия общества. Каждому домохозяину предоставлялось право требовать закрепления за ним надела земли в частную собственность и выделения из общины даже в том случае, если размер этого надела превышал норму, причитающуюся на долю двора в данном сельском обществе на момент выдела.

В тех земельных обществах, в которых в течение 24 лет не было общих переделов, общинный порядок землевладения считался ликвидированным. За отдельными домохозяевами закреплялись в частную собственность находящиеся в их владении участки.

Общество обязывалось выделять землю выходящим из общины крестьянам в одном месте (отруб). Крестьянам разрешалось перенести свои усадьбы и образовать хутор. Были установлены способы удостоверения права собственности крестьян на подворные участки и определен порядок их отчуждения. Был значительно ограничен принцип семейной собственности в крестьянском дворе. Собственником земли и имущества по указу становилась не семья в целом, а глава семьи -домохозяин.

Значительное место в столыпинской реформе отводилось
землеустройству. Законом о землеустройстве от 29 мая 1911 г.
определялись,^способы раздела земельных обществ, порядок выдела
земли при выходе из общины и преобразование различных форм
владения землей при создании отрубов и хуторов. Царское
правительство поощряло также переселение крестьян из европейских
областей России в поисках свободных земель в Сибири и на Дальнем
Востоке. Этот процесс происходил неодинаково в различных губерниях
России. В районах с наибольшим расслоением крестьянства, где
устанавливались высокие цены-, на землю, число крестьян, вышедших
из общин, было значительно (до 40 процентов). В районах, где цены на
землю были, низкие, процент хозяйств, вышедших из общин, был
незначительным (до 7 процентов). Всего до 1917 г. около 28 процентов
крестьянских хозяйств перешло от общинного к подворному владению
землей. - л '. •

В период столыпинской реформы окончательно сложился
земельный правопорядок Российской империи, который затем
существовал до Л 917 г. По правовому'режиму земельный фонд России
того периода включал: !

- Государственные земли. К ним по закону относились земли, не принадлежащие никому в особенности, т.е. ни частным лицам, ни сословиям лиц, ни дворянскому ведомству, ни установлениям. Таковыми признавались казенные земли, пустопорожние и дикие поля, леса, морские берега, озера, судоходные реки и их берега. Если земли состояли в ведомстве казны, то они именовались также казенными.

Земли, имевшие чисто стратегическое и военное значение

Современная Гуманитарная Академия


(занимаемые крепостями и другими сооружениями), не могли быть предметом товарного оборота, казенные земли могли предоставляться, в пользование частным лицам.

Временным правительством в марте 1917 г. удельные и кабинетские земли были включены в состав государственных земель.

-Монастырские земли. Православному духовенству отводились лучшие земли в увеличенном размере. Одновременно архиерейским домам и монастырям не запрещалось приобретать в собственность всякого рода ненаселенные недвижимые имения как покупкой, так и через дар или завещания от частных лиц. Ограничения в праве собственности монастырей и архиерейских дворов были- двух видов:

а) запрет на владение или приобретение недвижимых:имений;

б) запрет на отчуждение в посторонние руки земельных угодий,
отведенных казной. Правовой режим церковных и монастырских земель
и источники их образования почти не отличались друг от друга-.-"

- Майоратские земли. Этот вид землевладения возникал по
инициативе царя, который своей властью жаловал имения отдельным,
преданным ему, сановникам на праве майората (потомственного
владения). Майоратское владение было не дробимым. Не могло
отчуждаться, закладываться или иным путем уменьшаемо. Имение в
целом переходило только к старшему наследнику. С прекращением
наследников мужского пола майоратское имение возвращалось в казну.
Законом от 21 октября 1906 г. было разрешено владельцам майоратских
имений отчуждать крестьянам за деньги участки из состава этих имений.

- Частновладельческие земли. До столыпинской реформы данное
право принадлежало исключительно дворянам-помещикам. Лишь
Указом от 9 ноября 1906 г. субъектом права собственности на надельную
землю был признан и крестьянин.

- Посессионные земли. Субъектами права собственности
посессионных земель были владельцы посессионных заводов,
имеющие пособие от казны или в людях„или в землях, или в лесах, или
в рудниках,

- Общественные земли. Правовой режим в законодательстве России
этих земель не был разработан. В Своде законов Российской империи
было дано лишь общее перечисление субъектов права собственности
на общественные земли. Ими признавались, города и городские
общества^ дворянские общества; общества сельских обывателей;
земства и земские учреждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: