Тема 3: Общение как механизм социально-педагогического взаимодействия

Ценностное содержание социально-педагогического взаимодействия в процессе воспитания

Взаимодействие индивидуальных субъектов социального воспитания - это взаимодействие воспитателей с воспитанниками, а также взаимодействие

в системах «воспитатель-воспитатель», «ученик-ученик» и т.д.

Взаимодействие субъектов социального воспитания различается по тем задачам, которые они решают, вступая во взаимодействие, и целям, достижение которых необходимо для решения задач.

По мнению М. Вебера, взаимодействие возникает тогда, когда люди сталкиваются с необходимостью или у них возникает желание вместе что-то сделать, решить, обсудить, узнать, помочь друг другу.

Содержательной основой социально-педагогического взаимодействия в процессе воспитания выступают ценности. (Ценность - значимость для людей тех или иных материальных духовных или природных объектов, явлений).

Наиболее общие ценности взаимодействия всех субъектов социального воспитания определяются культурой и социально-политической системой общества, а также государственной политикой в сфере социального воспитания. Нормы и ценности взаимодействия социальных субъектов между собой и, опосредованно, с групповыми и индивидуальными субъектами определяются нормативными актами (законами, приказами, инструкциями и т.д.) и программными документами (концепциями воспитания, учебными планами, методическими разработками и т.д.). Они задают нормы, в соответствии с которыми строятся субординационные и координационные связи и отношения между субъектами социального воспитания.

Нормы и ценности взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов социального воспитания в общем виде определяются обществом и государством, зависят и от других обстоятельств. Во взаимодействии индивидуальных и групповых субъектов происходит обмен информацией, типами и способами жизнедеятельности, ценностями, нормами, социальными установками, отбор и усвоение которых:

1) имеет во многом добровольный и избирательный характер;

2) отбор и усвоение зависит от поля интеллектуально-морального напряжения коллектива и социально-психологического климата воспитательной организации, в которой происходит взаимодействие индивидуальных и групповых субъектов.

Взаимодействие индивидуальных и групповых субъектов социального воспитания в значительной степени социально дифференцированно, индивидуализировано и вариативно. Конкретные участники взаимодействия, являясь членами определенных этнических, социальных и социально-психологических групп более или менее осознанно и целенаправленно реализуют во взаимодействии друг с другом тот тип социального поведения, который одобряется в этих группах и не всегда совпадает с общими нормами и ценностями, имеет свою специфику. Например, в различных социально-профессиональных группах или воспитательных организациях могут наблюдаться существенные различия в ценностной основе взаимодействия (н-р, воспитателей и воспитуемых: демократические ценности в одних, авторитарные – в других).

1.Общение как форма социальной коммуникации. Междисциплинарный контекст понятия «общение».

2.Общение и деятельность.

3. Общение как специфическая характеристика жизнедеятельности образовательно-воспитательных учреждений.

4.Виды и уровни общения; социально-ролевой, деловой, интимно-личностный.

5.Сущность и функции общения в социально педагогической деятельности.

Литература

1. Божович, Л.И.Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. – 1979. – № 4. – С. 31-33.

2. Куницына, В.Н., Казаринова, Н.В., Погольша, В.М. Межличностное общение/ В.Н. Куницына – СПб., 2001.

3. Лобанов, А.А. Основы профессионально-педагогического общения / А.А. Лобанов. – М., 2004.

4. Реан, А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология/ А.А. Реан, Я.Л.Коломинский – СПб., 1999.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: