Социально-педагогическая работа относится к тем видам профессиональной деятельности, где наиболее часто происходит столкновение с человеческими проблемами, болью, возможно, обидами и несправедливостью, злом, унижением, болью.
Клиентами социального педагога, объектами социально-педагогической помощи выступают дети (как правило, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, имеющие проблемы в учебе, отклонения в поведении и т.д.), семьи, социальные общности.
В работе с ними важно уделить внимание тем особенностям поведения, которые могут предшествовать правонарушения, девиациям и т.д.
1) Это, прежде всего, прогулы. Раннее их выявление и правильная работа по их ликвидации могут явиться одним из наиболее ценных методов профилактики.
2) Явно демонстрируемое нежелание учиться, нетерпеливое ожидание окончания урока, обучения. Это дети, которые так и не поняли, что в школе можно чему-либо полезному научиться, либо отчаялись усвоить школьную программу.
3) Отвержение ребенка сверстниками (не д.б. изолированных детей). Психологи показали, что наиболее часто в начальной школе не любят и отвергают тех детей, которые «раздражают» одним свои видом («всезнайки», «грянули, «хвастуны». В средних классах наиболее непопулярными оказываются подростки, ведущие себя независимо по отношению к группе сверстников, её ценностям и нормам, тех, которые сами всех отталкивают, эгоистичных и агрессивных, а также, как и в начальной школе, «самых умных».
|
|
Практика показывает, что дети и подростки зачастую не готовы сами осознавать имеющиеся проблемы, их формулировать, обращаться за профессиональной помощью.
Проводя индивидуальную работу с такими детьми и подростками, социальный педагог может:
• обратить внимание на позитивные стороны личности ребенка, учитывая которые, он начинает решение своих проблем;
• помочь в осознании ответственности за выбор стратегии поведения;
• содействовать в определении шагов по выходу из проблемной ситуации;
• способствовать осознанию необходимости обращения к специалистам, способным оказать действенную помощь (наркологу, специалистам центров социальной, психологической, медицинской помощи и др.).
Основными принципами организации взаимодействия должны быть:
-эмоциональное и интеллектуальное сопереживание;
-заинтересованность;
-содействие;
-доверие.
Организация положительных устойчивых контактов социального педагога с потенциальными клиентами — несовершеннолетними и их родителями — заключается:
-в установлении доверительно-уважительного тона отношений с несовершеннолетними в условиях учреждения,
|
|
- адекватного отношения к их проблемам и возможным трудностям;
- в донесении до потенциального клиента — ребенка, родителя — значимости социально-педагогической помощи, активности самого клиента для разрешения имеющихся проблем,
- в обеспечении конфиденциальности и тайны обращения;
- в налаживании обратной связи со средой несовершеннолетних и их ближайшим окружением (педагогами, родителями и др.) путем разнообразных опросов, анкет, интервью, нерегламентированного общения с несовершеннолетними.
В условиях контакта с детьми и подростками наиболее полно проявляются все личностные свойства субъектов взаимодействия, сам факт его установления приносит им интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение. Основные требования к организации эффективного взаимодействия:
1. Необвинительность - вместо обличений и упреков, пусть даже вполне заслуженных - социальная защита, создание платформы для выхода из кризиса.
2. Индивидуальный подход - решение конкретных проблем конкретной
семьи/подростка в реальных жизненных условиях и в местах их пребывания.
3. Плотный постоянный контакт с семьей в течение длительного времени.
4. Доверительные отношения между социальным педагогом и членами семьи.
5. Уважение норм и ценностей клиентов.
6. Ориентация на развитие на основе позитивного потенциала ребенка, его способности к самопомощи.
7.Гибкое привлечение широкого спектра методов и подходов в работе социального педагога, что предполагает высокий уровень квалификации и разностороннюю подготовку привлекаемых специалистов.