Традиционно основным понятием, предваряющим понимание менеджмента, является понятие управления.
Управление –
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пример: управлением является процесс воздействия водителя на автомобиль с целью перемещения из пункта А в пункт Б.
Менеджмент как понятие является более узким, чем управление.
Менеджмент –
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пример: менеджментом является процесс распределения заданий и установление норм выработки бригадиром на строительной площадке для наиболее эффективного использования возможностей бригады и скорейшего завершения строительства.
Понятие менеджмента может иметь четыре толкования:
· процесс управления людьми, организациями людей и людьми в организациях, главным образом, в условиях рыночной экономики;
· наука, область знаний об управлении организациями и социально-экономическими процессами;
· это искусство и практика управления организациями и социально-экономическими процессами;
· это орган (органы) управления какой-либо организации и люди, его составляющие.
Вообще главной целью менеджмента является ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Поэтому каждая конкретная организация формулирует для себя более узкие и конкретные цели в рамках главной цели менеджмента и двигается к ним поэтапно, решая отдельные задачи менеджмента или, как чаще говорят, реализуя функции менеджмента.
Все функции менеджмента, то есть то, что он выполняет и решает, в принципе делятся на две категории. Первая из них – это общие функциименеджмента, то есть те, которые в той или иной форме реализуются при управлении любой организацией:
· целеполагание _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;
· прогнозирование и планирование
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;
· организация (точнее – организовывание) и координация
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;
· разработка и принятие управленческих решений
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;
· мотивация и стимулирование
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;
· контроль и учёт
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Вторая из них – это специальные (частные) функции менеджмента, то есть те, которые реализуются при решении вопросов, связанных с управлением конкретной организации; в их число могут входить:
· система управлен ия организацией, то есть структура органов управления, а также место и роль менеджеров в этой структуре;
· деловые коммуни кации, то есть процессы движения информации, общение участников организации между собой и с окружающей средой;
· методы менедж мента, то есть рычаги и механизмы, с помощью которых менеджеры решают задачи и достигают поставленных целей;
· персонал (персонал-менеджмент), то есть формы и методы работы с людьми;
· кон фликты, то есть происхождение и природа конфликтов и пути их предупреждения и устранения;
· стили управле ния и имидж организации, то есть стиль поведения и деятельности конкретного менеджера и как это влияет на восприятие организации различными людьми;
· риски (р иск-менеджмент), то есть формы поведения в условиях неопределённости;
· финансы и хозяйство (финансовый менеджмент), то есть анализ состояний и принятие решений в финансовой и материальной сферах;
· стратегии (стратегический менеджмент), то есть формы и методы определения поведения (политики) организации на длительную перспективу;
· инновации, инвестиции и организационное развитие (инновационный менеджмент), то есть пути и методы совершенствования организации и повышения её конкурентоспособности;
· организационная культура, то есть нормы, правила и ценности, принятые в организации.
Человек, который осуществляет менеджмент называется менеджером.
Менеджер –
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Принято различать следующие виды менеджмента:
Вид менеджмента | Характеристика |
Положение менеджмента относительно других сфер человеческой деятельности можно представить в виде схемы (см. рис. 1.1):
Рис. 1.1.