Характеристика процесса менеджмента по целям

Понятие организационной структуры управления, ее элементы, принципы проектирования

Примеры формирования целей

Основные характеристики внешней среды

Анализ внутренней среды по направлениям

Таблица 5.3

Цели обладают рядом характеристик:

kvvad конкретность и измеримость;

kvvad ориентация во времени;

kvvad непревышение возможностей организации;

kvvad действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других.

Задачицели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода, на который рассчитано управленческое решение. Задача указывает на непосредственные цели организации, поддающиеся количественной характеристике. Задачу часто определяют как предписанную работу, серию работ, которые должны быть выполнены в оговоренные сроки.

Менеджмент как целостная система управления ориентируется на достижение всей совокупности целей и задач, стоящих перед организацией (табл. 5.5).

Таблица 5.4

Организационная структурасостав, взаимосвязи, соподчиненность совокупности организационных единиц (подразделений) аппарата управления, выполняющих различные функции менеджмента.

Первые организационные структуры появились еще до нашей эры в армии. С момента образования организационную модель имела церковь. И сам управленческий термин «иерархия» пришел к нам из церкви. (Например, в православной церковной иерархии существует три уровня: епископство, священство, диаконство.)

Организационная структура – форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации.

Элементы организационной структуры:

самостоятельное структурное подразделение – административно обособленная часть, выполняющая одну или несколько функций менеджмента;

Таблица 5.5

звено управления – одно или несколько подразделений, которые необязательно обособлены административно, но выполняют определенную функцию менеджмента;

• управляющая ячейка – отдельный работник управления или самостоятельное структурное подразделение, выполняющее одну или несколько специальных функций менеджмента.

Построение организационной структуры базируется на функциях менеджмента и определяется принципом первичности функции и вторичности органа управления, имея характер пирамиды, т.е. содержит несколько уровней управления (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Уровни управления

Пирамидальная структура функционирует как единое целое на скалярной основе (предполагается, что объем полномочий и ответственности, делегированный каждому должностному лицу в линейной цепи подчиненных, уменьшается пропорционально его удалению от президента, т.е. скалярно).

Чем выше уровень управления, занимаемый руководителем, тем меньше его работники заняты решением конкретных технических задач и тем больший удельный вес в структуре рабочего дня работников занимает решение вопросов по оценке перспектив развития производства, выработке тактики и стратегии управления.

Иерархичность организационной структуры обеспечивает ей устойчивость, способствуя ликвидации возможных конфликтных ситуаций в аппарате управления.

Структура управления характеризуется наличием связей между ее элементами:

горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми;

вертикальные связи – это связи подчинения, которые возникают при наличии нескольких уровней управления, вертикальные связи бывают линейными и функциональными (см. разд. 5.3).

Структуры управления должны отражать цели и задачи организации, функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления с учетом ограничений внутренней и внешней среды. Попытки слепо копировать структуры управления, действующие успешно в других организациях, обречены на провал, если условия работы различны.

Построение структуры в организационном менеджменте осуществляется с учетом требований:

kvvad экономичность;

kvvad адекватность;

kvvad адаптивность;

kvvad гибкость;

kvvad динамизм;

kvvad специализация;

kvvad пропорциональность;

kvvad оптимальность;

kvvad оперативность;

kvvad надежность.

Принципы организационного менеджмента:

kvvad сочетание централизованного руководства с широкой самостоятельностью и инициативой коллектива;

kvvad системный подход;

kvvad управляемость;

kvvad соответствие субъекта и объекта менеджмента;

kvvad адаптация;

kvvad профессиональная регламентация;

kvvad правовая регламентация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: