Понятие организационной структуры управления, ее элементы, принципы проектирования
Примеры формирования целей
Основные характеристики внешней среды
Анализ внутренней среды по направлениям
Таблица 5.3
Цели обладают рядом характеристик:
kvvad конкретность и измеримость;
kvvad ориентация во времени;
kvvad непревышение возможностей организации;
kvvad действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других.
Задачи – цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода, на который рассчитано управленческое решение. Задача указывает на непосредственные цели организации, поддающиеся количественной характеристике. Задачу часто определяют как предписанную работу, серию работ, которые должны быть выполнены в оговоренные сроки.
Менеджмент как целостная система управления ориентируется на достижение всей совокупности целей и задач, стоящих перед организацией (табл. 5.5).
|
|
Таблица 5.4
Организационная структура – состав, взаимосвязи, соподчиненность совокупности организационных единиц (подразделений) аппарата управления, выполняющих различные функции менеджмента.
Первые организационные структуры появились еще до нашей эры в армии. С момента образования организационную модель имела церковь. И сам управленческий термин «иерархия» пришел к нам из церкви. (Например, в православной церковной иерархии существует три уровня: епископство, священство, диаконство.)
Организационная структура – форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации.
Элементы организационной структуры:
• самостоятельное структурное подразделение – административно обособленная часть, выполняющая одну или несколько функций менеджмента;
Таблица 5.5
• звено управления – одно или несколько подразделений, которые необязательно обособлены административно, но выполняют определенную функцию менеджмента;
• управляющая ячейка – отдельный работник управления или самостоятельное структурное подразделение, выполняющее одну или несколько специальных функций менеджмента.
Построение организационной структуры базируется на функциях менеджмента и определяется принципом первичности функции и вторичности органа управления, имея характер пирамиды, т.е. содержит несколько уровней управления (рис. 5.2).
Рис. 5.2. Уровни управления
Пирамидальная структура функционирует как единое целое на скалярной основе (предполагается, что объем полномочий и ответственности, делегированный каждому должностному лицу в линейной цепи подчиненных, уменьшается пропорционально его удалению от президента, т.е. скалярно).
|
|
Чем выше уровень управления, занимаемый руководителем, тем меньше его работники заняты решением конкретных технических задач и тем больший удельный вес в структуре рабочего дня работников занимает решение вопросов по оценке перспектив развития производства, выработке тактики и стратегии управления.
Иерархичность организационной структуры обеспечивает ей устойчивость, способствуя ликвидации возможных конфликтных ситуаций в аппарате управления.
Структура управления характеризуется наличием связей между ее элементами:
• горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми;
• вертикальные связи – это связи подчинения, которые возникают при наличии нескольких уровней управления, вертикальные связи бывают линейными и функциональными (см. разд. 5.3).
Структуры управления должны отражать цели и задачи организации, функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления с учетом ограничений внутренней и внешней среды. Попытки слепо копировать структуры управления, действующие успешно в других организациях, обречены на провал, если условия работы различны.
Построение структуры в организационном менеджменте осуществляется с учетом требований:
kvvad экономичность;
kvvad адекватность;
kvvad адаптивность;
kvvad гибкость;
kvvad динамизм;
kvvad специализация;
kvvad пропорциональность;
kvvad оптимальность;
kvvad оперативность;
kvvad надежность.
Принципы организационного менеджмента:
kvvad сочетание централизованного руководства с широкой самостоятельностью и инициативой коллектива;
kvvad системный подход;
kvvad управляемость;
kvvad соответствие субъекта и объекта менеджмента;
kvvad адаптация;
kvvad профессиональная регламентация;
kvvad правовая регламентация.