1 Функции и виды визитных карточек, применяемых в деловой практике. Этика составления и вручения визитной карточки
Визитная карточка - важный атрибут делового общения, важный, но не обязательный. Тем не менее это больше, чем белый кусочек бумаги с буквами.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Прототип визитной карточки изобрели в XVII веке французы. У каждого вельможи при французском дворе была собственная этикетка, на которой указывалось, кто он и что должен делать на том или ином дворцовом мероприятии.
Среди просвещенных кругов царской России визитная карточка была в ходу вплоть до 17-го года и использовалась весьма своеобразно - по сути, вместо телефона.
На визитной карточке того времени стояли фамилия, имя, отчество человека, его ранг или основное занятие. По углам были разбросаны четыре буквы: П, О, Ж, В. «П» означало - поздравления, «О» - ответ, «В» - возвращение, «Ж» - желание осведомиться о здоровье. Приехав навестить приятеля и не застав его дома, человек оставлял свою визитную карточку, загнув предварительно уголок с той буквой, которая соответствовала цели его визита.
|
|
Сегодня визитная карточка - вновь незаменимый атрибут общения, но уже делового. И хотя как массовое явление она имеет хождение на необъятных российских просторах чуть больше десятка лет, у дипломатов визитная карточка была известна всегда.
Функции современных визитных карточек:
1) представление деловых партнеров;
2) подтверждение заинтересованности в последующих деловых контактах;
3) информирование о фирме, направлениях ее деятельности;
4) осуществление деловых контактов между партнерами (например, при сопровождении подарка, цветов и т.п.).
Протокольным отделом МИДа было установлено целых шесть видов визитных карточек:
1. Фирменная (корпоративная) визитная карточка используется в основном в рекламных целях компаниями или торговыми организациями. На ней указываются только название фирмы, ее адрес и телефоны.
2. Деловая визитная карточка предназначена для деловых встреч. На ней следует указать имя, отчество, фамилию владельца, занимаемую должность, логотип и название фирмы, которую он представляет, служебные адрес, телефон, факс, e-mail и путь к web-странице, если она есть. Представители творческих профессий (и только они) могут поместить на деловой визитной карточке и домашний телефон, если они работают дома.
3. Визитная карточка для коротких (по времени) встреч или «представительская» используется преимущественно на переговорах. На ней стоят только фамилия, имя и отчество владельца. За столом переговоров мы располагаем эти визитные карточки перед собой в том же порядке, в каком рассаживаются партнеры. Далее следуют личные или светские визитные карточки.
|
|
4. Личная мужская визитная карточка (также как и личная женская, используется при более близком знакомстве. В ней наряду с фамилией, именем, отчеством и занимаемой должностью можно указать все свои регалии и научные степени, а также домашние координаты.
5. Личная женская визитная карточка от личной мужской отличается только тем, что в ней допускается использование курсива (в других - нет).
6. Семейная визитная карточка (или гостевая) рекомендуется для знакомства на отдыхе. На ней пишут фамилию, имена и отчества супругов, их адрес, телефон, а на обратной стороне - как к ним добраться. Такую же визитную карточку, но с логотипом и названием фирмы советуют иметь бизнесменам, если они учатся, проходят стажировку либо отдыхают за счет фирмы за границей.
Примечание.Следует отметить, что служебные визитные карточки женщин не отличаются от визитных карточек мужчин. Однако, если визитная карточка женщины содержит только ее имя, фамилию и телефон (иногда в карточке может быть и фотография), следует отнестись к ее владелице с особой осторожностью, так как это представительница первой древнейшей профессии. Хотя в последнее время фирмы, пользующиеся услугами "леди-эс корт", иногда позволяют им указывать на своей визитной карточке название фирмы либо сама фирма "Эскорт" печатает на карточке все полагающиеся атрибуты, с той лишь разницей, что название отдела, в котором работает предполагаемая сотрудница, обычно в карточке не указывается, что и служит мягкой подсказкой о роде занятий владелицы карточки.
Задача любой визитной карточки - информировать о существовании ее хозяина, но чаще - о наличии той или иной фирмы, которую этот человек представляет. Поэтому она должна производить благоприятное впечатление.
Считается, что чем сдержаннее по виду визитная карточка, тем достойнее она выглядит. При условии, что... Бумага должна быть дорогая!
Стандартный размер - 90x50 миллиметров, и не стоит его увеличивать, иначе она не войдет в стандартную «визитницу». Исключение можно сделать лишь для фирменной визитной карточки, увеличив ее размер до 105x75 мм, но опять-таки не более. При изготовлении визитной карточки лучше не экспериментировать с цветом. Хотя и не обязательно придерживаться классической черно-белой гаммы (ни в коем случае не золотого, не красного или еще какого-либо экзотического оттенка, без цветных или золотых напылений, объемных изображений и тому подобных "украшательских" элементов). Вполне допустимы темно-синий и темно-серый цвета для шрифта - они приняты в деловом мире. Для основного фона подойдут белый или очень легкие оттенки с налетом серого или кремового). Также при оформлении деловой визитной карточки избегайте помещать цветной фон за логотипом.
По центру деловой визитки принято указывать фамилию, имя и отчество ее владельца. По дипломатическому протоколу сначала пишется имя и отчество, затем - фамилия. Ниже - занимаемую должность и место работы. Это классический вариант. В деловом мире принято писать сначала фамилию, потом имя и отчество, а также помещать название организации сверху. По деловому протоколу логотип фирмы размещают в левом верхнем углу, служебный адрес - в левом нижнем, служебные телефоны и факсы - в правом нижнем углу, сюда же помещаются e-mail и путь к web-странице.
Обмениваться визитными карточками рекомендуется при первом знакомстве. При встрече деловые люди устанавливают зрительный контакт, потом здороваются, представляются, обмениваются рукопожатиями и только после этого - визитными карточками. Обмен визитными карточками принято сопровождать легким поклоном. Причем если руку первым протягивает старший по рангу либо по возрасту, то визитную карточку первым подает младший, но особой строгости тут нет. Кто больше заинтересован в продолжении знакомства, тот и инициатор. Однако в любом случае в ответ на протянутую визитную карточку Вы должны поделиться своей: будет очень не по-деловому, если у Вас вдруг ее не окажется. Получив визитную карточку, не забудьте поблагодарить партнера, прочтите вслух его имя, отчество и фамилию, чтобы быть уверенным в их произношении. К тому же это поможет сразу наладить контакт - люди любят, когда их называют по имени. Если Вы не кладете визитную карточку перед собой, а хотите убрать (в присутствии владельца), то положите ее в достойное место. Ни в коем случае не засовывайте ее в задний карман брюк. Не сгибайте ее на глазах владельца, ничего на ней не записывайте. Относитесь к ней как к частичке пространства человека, который с Вами ею поделился.
|
|
Первым вручает свою визитную карточку младший по должности, если должности равны - младший по возрасту.
Если деловая встреча проходит за рубежом, то первыми вручают свои визитные карточки представители принимающей фирмы, т.е. "хозяева".
Во время деловых переговоров можно положить визитные карточки перед собой в том порядке, в котором сидят деловые партнеры.
Нельзя использовать чужие визитные карточки для записи во время переговоров, мять, складывать их, просто вертеть в руках. Это будет воспринято как знак неуважения к хозяину карточки и, следовательно, ко всем остальным.
Зато со своей собственной визитной карточкой можно делать почти все вышеперечисленное: сгибать, делать приписки и пометки. Более того, такой условный язык еще 5-10 лет назад в официальных случаях широко использовался в международном деловом мире. Для этого существуют общепринятые сокращения на французском языке. Вот наиболее распространенные:
Эти пометки делают в левом нижнем углу либо ближе к левому нижнему углу - по дипломатическому протоколу. Представители бизнеса если и пользовались такой возможностью, то весьма редко и располагали данные сокращения внизу (под фамилией) и по центру, то есть на свободном пространстве между адресом и телефонами. Эксперты российских деловых кругов отмечают, что эта практика в последние годы практически полностью вытеснена благодаря полной «мейлизации» нашей страны.
|
|
Тем не менее и в «наше время» такие сокращения стоит отправлять с визитной карточкой тем людям, которые их поймут.
Если же Вы в этом сомневаетесь, можно делать приписки и по-русски. Но уже не в углу, а ниже своей фамилии, имени и отчества слева направо в 3-м лице единственного числа. Например: «Иванов Иван Иванович (напечатано) поздравляет с тем-то (подписано)». Если к Вам пришла визитная карточка с поздравлением или приглашением, принято поблагодарить своей визитной карточкой - в течение двух дней максимум. Получив визитную карточку с пометкой R. S. V. Р. -«прошу подтвердить» (как правило, это приглашение на деловую встречу или прием), ответьте тут же по получении.
Есть еще определенные символы, которые делают визитную карточку «разговорчивой». Например, если у визитной карточки загнут правый верхний угол, знайте: ее владелец был у Вас лично, но Вас не застал и таким образом свидетельствует Вам свое уважение.
Загнутый правый нижний угол визитки также говорит о том, что Ваш партнер восхищен встречей, о чем Вам и сообщает. Визитная карточка, сложенная пополам, символизирует, что человек, приславший ее, готов сделать все для успешного делового контакта, буквально «сложиться пополам». В любом случае, посылая курьера с визитной карточкой вместо обычного звонка, Вы демонстрируете особое уважение к партнеру. И это ценится в деловом мире.
Если Вы хотите показать действительно высокий класс в деловом общении, то используйте свою визитную карточку для поздравлений, рекомендаций, приглашений, благодарности, и не забудьте, что приписки делаются в третьем лице и единственном числе под фамилией по центру - русскими словами и в левом нижнем углу - французскими сокращениями. Визитную карточку можно прикалывать к подаркам и к документам, которые Вы отправляете. Главное, помните, что обмен визитными карточками происходит как личный обмен между двумя лицами. Это не общественное действие, поэтому в случае личного обмена приложите к визитной карточке свою теплоту и дружественность!
Отвечать на посланные с какой-либо целью визитные карточки по телефону не принято, ответ дается также визитной карточкой. Посылаемые карточки запечатываются в обычный конверт.
Уместно вручить свою визитную карточку секретарю в приемной (при посещении фирмы), если с лицом, которому Вы наносите деловой визит, ранее знакомы не были. В этом случае, секретарь, представляя Вас, наверняка не перепутает имя и правильно произнесет фамилию.
И еще одна рекомендация: деловым людям, часто имеющим контакты с иностранными партнерами, целесообразно иметь визитные карточки, написанные на разных языках.
В заключение уместно будет напомнить, что визитная карточка в деловой сфере служит для передачи информации, является подтверждением солидности и хорошей репутации фирмы и ее сотрудника.
Тема 5 Этические нормы в одежде и манерах деловых мужчин и женщин – 2 часа
1. Одежда и манеры делового мужчины.
2. Одежда и манеры деловой женщины.
Успех в бизнесе зависит от компетентности делового человека, его профессионализма, активности и многих-многих других факторов. Некоторые из них влияют на достижение желаемого результата прямо и непосредственно - знание дела, опыт, но речь сейчас не о них.
Косвенные факторы также влияют на успех, и внешний облик делового человека - именно тот фактор, который тоже определяет эффективность деловых связей, успех в деловых контактах и способствует созданию необходимой рабочей атмосферы.
Внешний вид и манеры - это то, что окружающие его партнеры по бизнесу видят и оценивают сразу, пока еще не состоялось обсуждение предполагаемых сделок, пока еще не лежит на столе проект договора.
Каждая профессиональная группа людей имеет свой неписаный кодекс поведения, манер, внешнего вида - государственные служащие, актеры, студенты и т.п. Бизнесмены имеют также определенный стиль в одежде и манерах.
Наблюдая заседание совета директоров, сотрудников, обслуживающих экспозицию своих фирм на ярмарке, деловые совещания и т.п., можно отметить, что подавляющее большинство присутствующих одеты в "одном ключе": приблизительно одинаковый цвет костюма, схожий рисунок на ткани галстука, похожие манеры.
Общая характеристика стиля делового мужчины:
o консерватизм (так как деловая сфера почти не подвержена случайным влияниям);
o умеренность, т.е. не должно быть слишком резких цветовых контрастов, излишне вычурных фасонов одежды или обуви и т.п.;
o безупречная аккуратность и опрятность, поскольку небрежно или криво завязанный галстук, грязная обувь, мятая сорочка создают впечатление, что носитель такой одежды нетребователен к себе или не уважает окружающих. Возникает предположение, что он также нетребователен к себе и при исполнении договоров, и также неуважителен будет к интересам партнеров в деловой сфере.
Западный деловой мир отличается от российского (кроме прочего) еще и тем, что при обсуждении договоров, сделок и т.п. учитывается то, как одет партнер, каковы его манеры. Одна деталь, на взгляд некоторых, может быть, и незначительная, например несвежий носовой платок, оторванная пуговица пиджака, может негативным образом повлиять на результат переговоров.
Деловой мужчина должен выглядеть:
• уверенным в себе;
• солидным;
• деловым;
• элегантным;
• внушающим доверие;
• не лишенным вкуса;
• надежным;
• порядочным;
• аккуратным.
Основной вид мужской деловой одежды - костюм-тройка.
От качества ткани костюма зависит то, как долго он сохраняет форму, как долго держатся "стрелки" на брюках. Желательно, чтобы ткань была выполнена из "сухой" нити, т.е. сильно крученой. (Такая ткань долго остается сухой при попадании под дождь.) Выбирая костюм в магазине, достаточно сжать в руке край изделия на 1-2 секунды; разжав руку, Вы видите, насколько помята ткань: если она мгновенно приняла прежний вид, т.е. не помялась, значит, нить хорошо крученая, если же на ткани осталась помятость (следы заломов), - нить обработана плохо, такой костюм к концу рабочего дня будет выглядеть мятым, а это производит впечатление неопрятности.
Длина полы пиджака в современном костюме мира бизнеса - до первой фаланги большого пальца опущенной вниз руки.
Длина рукава пиджака - до запястья.
Темно-синий цвет - более строгий, и поэтому более официальный, чем серый. Психологи утверждают, что он не запоминается, потому что он нейтральный. Следовательно, темно-синий костюм можно надевать не один раз в неделю, в "сопровождении" разных сорочек и галстуков. Еще один нюанс темно-синего цвета: он делает цвет лица своего "носителя" более здоровым, цветущим, поскольку бросает на лицо отблеск того цвета, который является составляющим в синем, - розового. Это не значит, что мужчина становится розовощеким и похожим на бодрого бойскаута, нет, просто он выглядит более здоровым, а это немаловажно, особенно если позади уже ббльшая часть напряженного трудового дня, имеющая своим следствием усталость; кроме того, возможно, не лучшим образом влияет состояние простуженное™ или психологическое напряжение от только что произошедшей неприятной беседы с коллегой или руководством.
Серый цвет психологически мягче, "теплее"; деловой мужчина в сером костюме выглядит приятным, дружелюбным, располагающим к беседе и общению.
Есть одно "светское" правило: чем темнее цвет (цвет чего угодно - одежды, мебели и пр.), тем он аристократичнее. Это в сильной степени относится к серому цвету: темно-серый костюм будет выглядеть более дорогим - независимо от истинной цены, а светло-серый - более дешевым.
Отдельно следует сказать о чёрном цвете для мужского костюма. Это цвет, обязательный для вечерних деловых приемов и траурных церемоний. Против этого авторы современных западных справочных изданий по деловому этикету не возражают. Но мнения о том, допустим ли черный цвет костюма для повседневной деловой обстановки, в тех же источниках весьма противоречивые. Однако тем не менее весы склоняются более в сторону той точки зрения, которая состоит в рекомендации использования черного цвета мужского костюма как знака, символа торжественности делового мероприятия, - независимо от того, сопровождается ли оно позитивными настроениями (деловой прием) или негативными (траурная церемония).
Для делового костюма такие цвета, как бордо, коричневый, болотно-зеленый и т.п., - исключены, их следует оставить для одежды, предназначенной для отдыха (клуб, загородная прогулка).
Интенсивность окраски ткани костюма зимой - более глубокая, летом - менее.
Костюм из ткани в полоску допускается, но полоска не должна быть слишком широкой или резкой, контрастной.
Можно ли носить пиджак из одной ткани, а брюки - из другой? Да, можно, но нужно обязательно проверить, как сочетаются между собой пиджак и брюки по цвету, по рисунку и по фактуре ткани.
Костюм в полоску делает фигуру более стройной, поэтому его предпочитают те, у кого размер одежды больше 54-го.
Ткань в клетку тоже может быть использована для мужского костюма, требования те же - клетка должна быть еще менее заметной, чем полоска.
На деловых мужчинах 90-х годов костюмы в клетку встречаются гораздо реже, чем, например, на деловых мужчинах 20-х годов.
Костюмы из ткани букле и твид допускаются, однако такой костюм не носится целиком, используется обязательно пиджак из букле или твида с брюками из гладкокрашеной ткани и гладкой фактуры.
Здесь уместно заметить, что вообще умение сочетать в одежде не только цвет, рисунок, но и фактуру ткани можно считать талантом.
Пиджак, как элемент костюма, может быть однобортным и двубортным - по желанию. Двубортный пиджак обычно предпочитают более полные мужчины, так как он делает фигуру стройнее.
Не допускаются в мужском деловом костюме элементы спортивного стиля, например накладные карманы; военного стиля, например погончики; охотничьего и клубного стиля.
Недопустимы современные деловые костюмы и даже пиджаки из вельвета (это ткань для отдыха, спорта, охоты), бархата, кожи. Отметим, что требования к деловой одежде меняются не только век от века, но иногда чаще; шутки ради можно указать на деловой костюм маркиза - государственного служащего, занимающего пост министра финансов при дворе Людовика XIV: бархатный камзол, бархатные "culottes" ("штанишки") до колена, белые чулки и т.п.
Отдельно стоит затронуть вопрос о технологии пошива мужского костюма. В мировой практике считается весьма престижным носить костюмы, изготовленные с большой долей ручного труда. Дело в том, что шов, сделанный на руках (особенно это касается шва, соединяющего воротник пиджака со спинкой и полочками, а также шва по окату рукава), - мягче, лучше повторяет форму человеческого тела, которое, как известно, не имеет прямых углов и абсолютно прямых линий. Костюм, большое количество швов в котором сделано вручную (на манекене, конечно), сидит хорошо, "как влитой", и человек чувствует себя в нем свободно.
как в джинсах и джемпере. Однако костюм ручной работы стоит дорого. Кроме высокой цены такие костюмы отличает и высокое качество - и ткани, и пошива. Западные имиджмейкеры утверждают, что подобный костюм можно носить в течение десяти и даже двадцати лет - при условии своевременных чисток, периодических перерывов в носке и ремонта износившихся деталей (речь идет о подкладке и о других внутренних элементах костюма).
Мы рассматриваем требования делового этикета к современной одежде, не вдаваясь в историю и не пытаясь прогнозировать будущее в этой сфере.
Уместны ли шлицы на пиджаке делового костюма?
Да. На это в разных культурах существуют различные правила: так называемый английский пиджак - с двумя шлицами, американский - с одной шлицей, европейский - вообще без шлиц.
Пиджак обычно носят застегнутым, но нижняя пуговица однобортного пиджака не застегивается, чтобы дать некоторую свободу шага и удобство в случае, когда человек садится.
Впрочем, в последнем случае пиджак можно вообще расстегнуть.
Двубортный пиджак всегда застегнут на все пуговицы.
Деловой костюм, как и вся одежда делового человека, соответствует моде, но умеренно; экстравагантность в деловой одежде, особенно мужской, недопустима.
Брюки делового костюма могут иметь обшлаг, но он может и отсутствовать - по желанию "владельца".
Длина брюк в современной деловой одежде: спереди брюки небольшой складкой надвинуты на обувь, сзади доходят до начала или середины каблука.
Складка на брюках должна быть хорошо отутюжена.
Брючный ремень - только из натуральной кожи, темного цвета; со скромной-пряжкой - никаких "львиных" и "волчьих голов".
Сорочка (а не рубашка! - поскольку, строго говоря, термин "рубашка" - неофициальный, нормы культуры речи требуют термина "сорочка") - из тонкого хлопка, иногда с добавлением, практически незаметным, синтетики - для меньшей сминаемости, всегда светлых тонов - белая, светло-серая, светло-голубая, светло-песочного оттенка.
Цвет сорочки, естественно, должен гармонировать с цветом костюма.
Воротник - классический, традиционный.
На сорочке, как и на пиджаке, также не допускаются элементы спортивного или военного стиля - погончики, накладные карманы со складочками и кокетками; допустим, однако, один скромный накладной карман, - обычно такие сорочки имеют на кармане логотип (т.е. словесный товарный знак) фирмы-изготовителя.
Рукаву сорочки полагается на 1-1,5 см "выглядывать" из-под рукава пиджака.
Важным элементом одежды является носовой платок. Он должен быть, как и сорочка, светлых тонов - белый, нежно-серый и т.п., но ни в коем случае не "фермерских" расцветок - густо-синий или красный, в яркую клетку.
Второй носовой платок (кроме того, который предназначен для непосредственного использования), безупречно чистый, хранится как резервный, "на всякий случай". Его можно при необходимости предложить женщине, им удобно вынуть соринку из глаза и т.д. Однако его тоже следует периодически менять, так как, даже будучи неиспользованным, платок через некоторое время приобретает несвежий вид.
Галстук - тот элемент одежды, который практически не решает никаких функциональных задач.
Цвет (или цвета) галстука должен гармонировать с цветом сорочки и костюма.
Рисунок на галстуке желателен рисунок геометрического характера - полоска разной ширины, горошек, мелкие квадраты и т.п.
Поскольку галстук - наиболее яркая и поэтому заметная деталь туалета, поговорим о рисунках более подробно.
Самое надежное решение в выборе рисунка на галстуке - выбрать однотонный галстук. Дело в том, что такой галстук подходит к любой сорочке и любому костюму. Поэтому целесообразно в своем гардеробе иметь побольше однотонных галстуков - синий, темно-красный, темно-серый, светло-серый и т.п.
В последнее время весьма популярен галстук в горошек. Однако есть одна тонкость: этот рисунок выглядит более элегантным, если горошинки размещены на ткани не строго "по линии", т.е. каждая горошинка расположена приблизительно (а не точно) на одном и том же расстоянии от других. И вторая тонкость -горошинки должны быть мелкими: чем мельче, тем больше изысканности и утонченности в рисунке галстучной ткани.
Очень хорош для делового костюма галстук с диагональными полосками цвета, гармонирующего с основным полем галстука.
Уместны также классические рисунки на галстуке, такие, как ромбы, квадраты, окружности.
Примерная ширина галстука (в среднем) - такая же, как ширина борта пиджака, т.е. если борта пиджака широкие, галстук не должен быть узким, и наоборот.
Длина галстука определяется тем, что он должен закрывать пряжку пояса брючного ремня.
Нежелательны и вообще недопустимы галстуки с цветочным орнаментом, газетным текстом, фигурками людей и животных -такие галстуки уместны на отдыхе.
Для галстука не рекомендуются цвета фиолетовые, сиреневые, розовые, ярко-красные.