В советский период отечественной истории (1917 — 1991 гг.) философская мысль, к сожалению, не имела возможности для полнокровного самостоятельного существования и развития в формах различных типов, направлений и течений. В условиях отсутствия свободы интеллектуального творчества и находясь под жестким контролем со стороны государства и правящей партии, философия постепенно превратилась в служанку политики. Она использовалась для теоретического обоснования закономерности советского строя и раскрытия его якобы исторических преимуществ и великих перспектив. Крайне негативно на развитии философской мысли в нашей стране сказалась высылка в 1922 году за рубеж большой группы философов (Н.А.Бердяев, С.Л.Франк, Н.О.Лосский и др.), не стоявших на коммунистических позициях. Тем самым уровень философии в советском обществе значительно снизился, что отрицательно сказалось на всей духовной культуре общества.
В СССР в 20-е гг. единственным философским течением постепенно становился марксизм, который со временем обрел статус официального учения. В первые годы Советской власти основную роль в его развитии играл В.И.Ленин. В стране издавались и широко распространялись работы классиков марксизма— К. Маркса и Ф. Энгельса, был образован Институт философии.
|
|
В 20 — 30-е гг. происходило активное подчинение философии политике. Из сферы философских поисков вытеснялись личности яркие и достаточно самостоятельные (Н.И.Бухарин, А.В.Луначарский и др.), а на смену им приходили личности тусклые и малообразованные, но зато стоявшие на позициях "революционного сознания" и " классового подхода". Многообразие мнений и течений подменялось единообразием и даже прямым администрированием. Издававшийся в 20-е годы группой А.М.Деборина (ученик Плеханова) журнал "Под знаменем марксизма" был закрыт, а передовые философы подверглись гонениям и даже репрессиям. На "философском фронте" все более утверждались сторонники И.В.Сталина (М.Б.Мишин, П.Ф.Юдин и др.). В 1938 г. вышел в свет "Краткий курс истории ВКП (б)" с большой статьей Сталина "О диалектическом и историческом материализме". Пропагандой она была объявлена "вершиной" творческого марксизма и положена в основу преподавания философии в учебных заведениях и методологии научного познания. На практике это затормозило на десятилетия вперед разномыслие в философии, отрицательно сказалось на становлении новых отраслей знания (генетика, кибернетика и др.). В предвоенные годы философия в СССР, в основе своей, была сведена к упомянутой выше статье Сталина. Ряд философов, стоявших на иных мировоззренческих позициях, либо погибли в лагерях (П.А.Флоренский, Г.Г.Шпет), либо были надолго репрессированы (А.Ф.Лосев).
|
|
После смерти Сталина и официального осуждения его культа (1956 г. XX съезд КПСС) в обществе наступила краткая "оттепель", и это несколько облегчило существование философии. Кроме "Вопросов философии", стал выходить также журнал "Философские науки", а в 60-е гг. была издана "Философская энциклопедия" в пяти томах. В ряде университетов страны были открыты философские факультеты, а советские философы стали участвовать в международных симпозиумах и конгрессах.
Следует заметить, что в советской философии определенное развитие получило историко-философское знание. Большой вклад в это внесли Г.Ф.Александров, В.Ф.Асмус, Т.И.Ойзерман. Происходили исследования в области логики (М.М.Розенталь, А.Ф.Лосев), философских проблем естествознания (Б.М.Кедров), теории познания (П.В.Копнин ), исторического материализма (В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзон ), теории человека (И. Т. Фролов ), этики и эстетики (М. М. Бахтин, Л. М.Архангельский ). Под влиянием "оттепели" появились яркие и оригинальные философы — Э.В.Ильенков, М.К.Мамардашвили, М.А.Лифшиц, В.С.Библер и др. В целом же, в философии по-прежнему преобладал дух апологетики (защиты, оправдания) существовавшего общественно-политического строя и осмысления практики "коммунистического строительства" в нашей стране. Функция социальной критики в философии советского времени не имела полнокровных условий для своего существования.
В 70 — 80-е гг. наступил завершающий период в развитии советской философии. За редким исключением, она носила официальный и излишне идеологизированный характер. В ней существовал культ теоретиков марксизма и некритическое цитирование официальных материалов КПСС, речей высших руководителей страны. Существовал
жесткий идеологический контроль за всей системой подготовки и деятельности философских кадров в стране. По сути дела, философия существовала в единственном варианте—в виде канонического (нетворческого, застывшего) марксизма, превращенного в разновидность религии и социального мифотворчества.
Советский период в истории отечественной философии можно назвать трагическим, ведь здесь философская мысль лишилась самого важного условия для своего нормального существования — интеллектуальной свободы. Идеологизация и политизация философии негативно сказались на ее развитии. В ней образовался большой вакуум, который предстоит заполнять мыслителям нашего времени.
Итак, в России сформировалась национальная философская культура со специфическими традициями и разнообразным идейным содержанием. Русская философия самобытна, масштабна и многолика, несет в себе огромный потенциал знаний и веры, духовности и гуманизма.