Общественный прогресс и регресс. Противоречивость прогресса

В истории обществознания сложились два подхода к решению вопроса о направленности человеческой исто­рии: пессимистический и оптимистический.

Пессимистический подход. Представители пессимистического подхода утверждают, что вистории господствует регресс, то есть такой тип развития, для которого характерен переход от выс­шего к низшему, процесс деградации, понижение уров­ня организации, возврат к изжившим себя формам и структурам.

Идея регрессивного развития общества зародилась еще в древности. Древнегреческий поэт Гесиод разделил историю на пять веков: золотой, серебряный, мед­ный, бронзовый и железный. По Гесиоду, золотой век отличался высокой моралью, но от века к веку люди раз­вращаются, в силу чего каждый последующий век ока­зывается хуже предыдущего. Самый плохой, самый страшный — железный — век, современный Гесиоду, де­монстрирует полный развал нравственности.

В XX в. появилось много пессимистических теорий человеческой истории, в которых разрабатываются идеи «конца истории», глобальных экологических, энергети­ческих и ядерных катастроф. Как правило, идеи общест­венного рефесса разрабатываются в период глубоких со­циальных кризисов и потрясений.

Оптимистический подход. Представители оптимистического подхода исходят из того,что в истории господствует прогресс, то есть такой тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более со­вершенному состоянию.

Представление о профессии — направленном измене­нии к лучшему — также возникло в древности. Так, Древне - греческий философ Демокрит делил историю об­щества на качественно различные периоды (прошедшее, настоящее, будущее), переход от которых характеризует­ся ростом культуры и улучшением жизни людей.

Но особое внимание проблемам общественного про­гресса стали уделять в Новое время. Одним из первых идею общественного прогресса отчетливо сформулировал и обосновал французский философ XVIII в. М. Кондорсе. Он разделил историю на десять эпох, которые сме­няют друг друга на основе совершенствования разума. Кондорсе считал, что исходным моментом прогресса яв­ляется возможность развития познавательной способно­сти человека.

Гегель всемирную историю характеризовал как про­гресс в сознании свободы. Он выделял восточную, гре­ко-римскую и германскую фазы исторического развития. Восточная фаза выражает свободу одного (деспотизм), греко-римская — свободу некоторых (аристократия и де­мократия), германская — абсолютную свободу, всеобщую волю. Гегель не считал, что прогресс безграничен. Для него история заканчивается в Прусской монархии, кото­рая является вершиной развития мировой истории.

Поступательное развитие общества. С точки зрения марксистской кон­цепции развития общества, прогресс связан с развитием производитель­ных сил общества, ростом производительности труда, освобождением людей от гнета стихийных общественных сил и эксплуатации человека человеком. Общественно-экономические формации рассматривались как законо­мерные стадии поступательного прогрессивного развития человечества.

Следует отметить, что большинство мыслителей при­знают динамический характер функционирования обще­ства и поступательное развитие общества от низших его состояний к высшим. Это видно из развития материаль­ного производства, науки, культуры, социальной струк­туры общества и его политической системы.

Поступательное развитие общества представляет со­бой сложный, многогранный и противоречивый процесс. Общество, как мы отмечали, — это сложная система, включающая ряд подсистем (экономическую, социаль­ную, политическую и духовную) и элементов. Развитие общества как системы не означает, что все подсистемы развиваются одинаково. Напротив, развитие различных сторон общественной жизни совершается неравномерно. Часто прогресс в одних областях общественной жизни осуществляется на фоне регресса других областей. Слу­чаи кризисов в тех или иных сферах общественной жиз­ни, отдельные попятные движения не меняют общей на­правленности поступательного развития общества, т. е. общественный прогресс является доминирующей тен­денцией развития общества.

Общественный прогресс по своей природе противо­речив. Так, например, прогресс в развитии науки и тех­ники наряду с положительными результатами имеет и негативные последствия: загрязнение природной среды радиоактивными и другими веществами, многочислен­ные нарушения экологического равновесия. Некоторые противоречия современного общественного прогресса связаны с несоответствием между технологической и ду­ховно-нравственной сторонами деятельности человека. Имеют место углубление социального неравенства, многочисленные нарушения прав человека, проявления национализма, межнациональные конфликты.

Таким образом, общественный прогресс никогда не выступает в чистом виде. Его нельзя представить в виде относительно прямой линии. Он всегда сопряжен с по­пятным движением в определенном направлении, с утра­той некоторой части возможного развития.

Критерии общественного прогресса. Противоречивый характер общественного прогресса ставит вопрос о его критериях. В истории философии существуют различные подходы к проблеме критериев общественного прогресса. Французские просветители критерием прогресса считали развитие разума и науки. Для социалистов-утопистов (К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн) критерием прогресса выступала мораль, нравст­венный принцип. Гегель считал, что критерием прогресса является степень раскрытия идеи человеческой свободы. Для Маркса критерием поступательного развития общест­ва является уровень развития производительных сил.

Все эти критерии важны, но они применимы для изме­рения прогресса в отдельных сферах общественной жизни и недостаточны для характеристики всего прогрессивного

развития общества. Так, критерий разума — это частный критерий в сфере духовной жизни, критерий производи­тельных сил — это критерий в экономической сфере.

Общий критерий должен свидетельствовать о степени совершенства всего общества как целостного организма и самого человека как субъекта истории. Общим крите­рием общественного прогресса является положение чело­века в окружающей природной и социальной действитель­ности. Этот критерий указывает, что важнейшей ценно­стью и целью всего общественного развития является человек. В соответствии с этим выдвигаются такие интегративные показатели прогрессивного развития общест­ва, как степень политической и экономической свободы, уровень удовлетворения материальных и духовных по­требностей, средняя продолжительность жизни, состоя­ние здоровья и т.д.

Таким образом, общественный прогресс направлен к гуманистическим ценностям и приоритетам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: