Таблица — Расчет количественных критериев для идентификации отчетных географических сегментов по рынкам сбыта
1 1 1 | | Предыдущий год | i I I | Отчетный год | Предыдущий год | I | Отчетный год | |
i I I |Центрально-Черноземный район | 51,2 | 1 1 1 | 54,1 | I + | | + | |
Географический сегмент |
Выручка сегмента от продажи, |
[Центральный район | 1 1 | 11,5 | | 10 I | | + | + | I I 1 | |
1 1 |Волго-Вятский район | 1 1 | 5,1 | | 2 I I | 1 1 1 I I 1 | |
1 1 |Северо-Западный район | 1 1 | 12,0 | | 11 I I | 1 I 1 | + | + | I I 1 | |
1 1 |Страны Европы | 1 1 | 4,2 | | 3 I I | I I 1 I I 1 | |
1 1 |Страны СНГ | 1 1 | 16,0 | | 18 I I | I I 1 | + | + | I 1 1 | |
1 1 |Итого по выделенным сегментам| | | | | | 100,0 | | 100 | | | | Набранный итог соответствует | | 75%-му порогу | i i |
Ранее отмечалось, что информация по географическим сегментам чаще всего признается вторичным форматом сегментарной отчетности, где отражается:
• величина выручки от внешних покупателей каждого сегмента, выделенного по местам расположения рынков сбыта;
• балансовая величина активов и величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы отчетного сегмента, выделенного по местам расположения активов.
|
|
В каждом случае анализ сводится к оценке следующих показателей:
• динамика названных показателей;
• структура выручки или активов (удельных весов показателей сегмента в общей величине выручки от продаж или активов организации в целом, соответственно).
Такой анализ позволяет оценить тенде нци и изменения в объемах продаж на различных рынках сбыта, вклад каждого сегмента в общие результаты деятельности организации.
В случае, когда информация по географическим сегментам признана в качестве первичного формата сегментарной отчетности, анализ проводится по схеме, описанной ранее по операционным сегментам. На исследуемом предприятии информация по географическим сегментам деятельности признана вторичным форматом сегментарной отчетности.
Таблица — Анализ выручки от продаж по географическим сегментам деятельности ОАО "Молочный комбинат"
I----------------------------------------------- г----------------------------------------------- г-------------------------------------------------- 1----------------------------------------- 1
| Географический сегмент |Выручка от продажи, тыс.| Доля сегмента в общей | Изменения |
| руб | | сумме | выручки, % | | | |||
1 1 |Предыдущий | | год | I I | Отчетный год | | Предыдущий | год | | Отчетный | год I | I 1 | Тыс. руб.| | | I I | % | | |
|Центрально-Черноземный |район | I I | 445 656 | | | I I | 706 730 | | 51,2 | I | 54,1 | I | I I |+ 261 074 | | | I I | + 2,9 | |
|Центральный район | I I | 100 098 | I I | 134 553 | | 11,5 | I | 10,3 I | I I | + 34 455 | I I | - 1,2 | |
|Северо-Западный район | I I | 104 451 | I I | 145 004 | 2, | | 11,1 I | I I | + 40 553 | I I | - 0,9 | |
|страны СНГ | I I | 139 267 | I I | 235 141 | | 16,0 | I | 18,0 I | I I | + 95 874 | I I | + 2,0 | |
Прочие регионы | I I | 80 949 | I I | 84 913 | | 9,3 | I | 6,5 I | I I | + 3 964 | I I | - 2,8 | |
|итого | | I I | 870 421 | i i | 1 306 | | 100,0 | I | 100,0 | I I | + 435 920 | i i | I |
Вопрос 3: Факторный анализ как инструмент выявления резервов роста
|
|
эффективности сегмента
Последовательность комплексного управленческого анализа деятельности торговой компании приведена на рисунке 1.
Этап 1. Финансовый анализ
- конечные финансовые результаты (товарооборот, валовая маржа, доход от основной деятельности, маржинальный доход, валовая и чистая прибыль, показатели рентабельности)
- ресур сный потенциал (величина и структура совокупных активов)
- источники финансирования (величина и структура совокупных пассивов)
- финансовая устойчивость (чистый оборотный капитал, ликвидность, финансовая маневренность)
Этап 2. Факторный анализ по отдельным сегментам бизнеса
Эффективность торговой деятельности (оборот капитала):
- факторный анализ дохода от основной деятельности
- скорость обращения капитала (оборачиваемость активов)
- анализ «затрат» - генераторы затрат
- анализ «издержки-объём-прибыль» и операционный рычаг
Финансы:
- финансовые нормативы движение денежных средств
- финансовый рычаг
Анализ «сильных» и «слабых» мест (SWOT - анализ)
Этап 3. Синтез. Корректировка управленческой политики нормативный анализ (оценка результатов АХД)
«увязка» конфликтных целей эффективности и финансового состояния выработка управленческой политики на ближайшую и долгосрочную перспективу
Рис. Блок-схема проведения комплексного управленческого анализа деятельности
торговой компании
Тема 8. Анализ консолидированной финансовой отчетности
План
1. Информационно - аналитические возможности консолидированной финансовой отчетности
2. Принципы и виды консолидации
3. Особенности методики анализа данных консолидированной отчетности
Вопрос 1. Информационно - аналитические возможности консолидированной финансовой отчетности
Рис. Схема взаимосвязи компаний при создании корпоративной группы |
|
|
Материнская
компания РС
-Активы
-Капитал
-Обязательства
-Прибыль
Рис. Информативность о группе в отсутствие консолидированной
отчетности
Рис. Информативность о группе в условиях консолидированной отчетности |
Процесс формирования консолидированной отчетности представляет собой нетривиальную задачу. Во-первых, структура группы компаний может быть достаточно сложной и в общем случае состоять, например, из управляющей (материнской), а также нескольких дочерних и зависимых компаний. Кроме того, дочерние компании могут быть совладельцами самой материнской компании и друг друга. Во-вторых, между компаниями группы может происходить множество хозяйственных операций (внутригрупповых операций), результаты которых нужно исключать при подготовке консолидированной отчетности.
Существует три стандартных для МСФО метода консолидации отчетности - "Полная консолидация", "Метод долевого участия" и "Пропорциональная консолидация". Выбор того или иного метода зависит от степени реального контроля группы над конкретным предприятием и может выполняться автоматически или директивно.
Автоматический способ основан на механизме определения полной доли владения предприятием со стороны основных собственников группы. Этот алгоритм обслуживает сложные схемы владения компаниями группы, включающие опосредованное и встречное владение. Компания PriceWaterhouse Coopers провела независимый аудит этого алгоритма и на основании его результата выдала положительное заключение.
|
|
Директивный способ позволяет при определении степени контроля над предприятием учитывать неформальные признаки.
Для консолидации отчетности дочерних предприятий обычно используется метод "Полная консолидация". Показатели консолидированной отчетности в этом случае рассчитываются путем суммирования показателей отчетности всех дочерних предприятий с учетом консолидационных корректировок. Одна из
корректировок подразумевает исключение (элиминацию) результатов внутригрупповых операций - взаимных инвестиций, задолженностей, реализации и т.д. С помощью второй корректировки исключается "доля меньшинства", т.е. "доля миноритариев", под которой понимается часть прибыли (убытка), а также часть чистых активов дочерней компании, приходящаяся на долю в капитале, которой материнская компания не владеет ни напрямую, ни опосредованно.
"Метод долевого участия" используется по отношению к зависимым предприятиям. По отношению к данным предприятиям группа является инвестором. В основе метода - отражение в консолидированной отчетности инвест ици й в зависимое предприятие, а также прибыли (убытка), начисленной инвестору за отчетный период. Показатели отчетности зависимого предприятия (активы и пассивы, прибыли и убытки) в консолидированную отчетность не включаются.
Для консолидации отчетности предприятий, занимающихся совместной деятельностью с группой в рамках простого товарищества, применяется метод "пропорциональная консолидация". Он предусматривает включение в консолидированную отчетность активов, обязательств, доходов и расходов пропорционально доле контроля группы над предприятиями, которые контролируются совместно.
Совокупность бизнес-единиц, включенных в группу для составления консолидированной отчетности, представляет собой "периметр" консолидации. Количество периметров консолидации в решении неограниченно. Периметр может представлять собой холдинг, субхолдинг, отраслевые или географические сегменты, сеть филиалов, группу центров финансового учета или ответственности и т. д.
|
|
Должен быть организован регулярный рабочий процесс подготовки консолидированной отчетности из полученных комплектов отчетов бизнес- единиц по заранее составленному плану (шаблону). Шаблон состоит из нескольких этапов. Для каждого этапа определяются его содержание, область действия, исполнители и ответственные, а также плановая длительность. Под содержанием этапа понимается набор операций по обработке определенной совокупности отчетов. Область действия этапа определяет бизнес-единицы группы, к которым он применяется. Созданные шаблоны процессов могут быть наглядно представлены в виде сетевых диаграмм - специальных отчетов, в которых видны связи между этапами.
Вопрос 3. Особенности методики анализа данных консолидированной
отчетности
Помимо консолидированной отчетности руководителям также необходимы разнообразные аналитические отчеты, которые построены на ее основе и которые позволяют рассматривать и сопоставлять финансовые и операционные показатели в различных ракурсах, что позволяют реализовать многослойный анализ накопленной информации - от общей картины к ее детальному предоставлению.
Анализ финансовой отчетности консолидированной группы направлен на изучение финансового состояния консолидированной группы в целом. Аналитические расчеты выполняются в табл.
Таблица — Анализ финансового состояния предприятий консолидированной группы
показатель | По отчетности предприятий, составляющих консолидированную группу | По консолидированно й отчетности | ||||||||||
Компания 1 | Компания 2 | Компания 3 | преды дущий период | отчет | откло нение | |||||||
преды дущий период | отчет ный период | откло нение | преды дущий период | отчет ный период | откло нение | преды дущий период | отчет ный период | откло нение | ||||
В состав показателей целесообразно включить: |
1) финансовые коэффициенты;
2) рейтинговое число;
3) степень устойчивости финансового состояния.
В качестве таких финансовых коэффициентов могут входить: -доля оборотных активов в имуществе;
-доля денежных средств;
-коэффициенты финансовой независимости;
-коэффициенты структуры заемного капитала;
- и т. д.
Тема 9. Анализ налоговой отчетности План
1. Виды, содержание и порядок расчета показателей налоговой отчетности организации
2. Налоговая политика организации как вид налогового планирования
3. Взаимосвязь отдельных показателей финансовой и налоговой отчетности
Вопрос 1. Виды, содержание и порядок расчета показателей налоговой
отчетности организации
Таблица — Порядок отражения доходов и расходов в учетных регистрах и налоговой
отчетности (на примере торгового предприятия) по налогу на прибыль
|
2. | Внереализ ационные доходы | По строке 100 показывается общая сумма внереализационных доходов, строки 101,102 конкретизуют строку 100 | Ведомость, журнал ордер по счету 91, субсчет прочие доходы с раскрытием аналитики. | В бухгалтерском учете существует счет 91, к нему открывается субсчет прочие доходы. | Принимается сумма по К-ту бухгалтерског о счета 91 «Прочие доходы» в части внереализацио нных доходов |
3. | Расходы по обычным видам деятельно сти | Строки с 010-110 | Ведомость по счету 44 «расходы на продажу» | Данные расходы делятся на прямые и косвенные. В организациях торговли к прямым относятся транспортные расходы в части реализованных товаров, все остальные являются косвенными. | Берется общая сумма по кредиту сч. 44, из нее вычитается сумма рассчитанных прямых расходов, а остальные косвенные |
4. | Внереализ ационные расходы | Строка 200 показывает общую сумму внереализационных расходов, строки 201-203 конкретизируют строку 200 | Ведомость, журнал ордер по сч 91 субсчет прочие расходы с раскрытием аналитики | В бухгалтерском учете существует счет 91, к нему открывается субсчет прочие расходы. | Принимается сумма по К-ту бухгалтерског о счета 91 «Прочие расходы» в части внереализацио нных расходов |
Использование требований ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» для оценки показателей налоговой отчетности организации по налогу на прибыль (табл.).
Таблица — Формирование показателей для расчета налога на прибыль при заполнении отчетной формы № 2 «О прибылях и убытках» ООО «ПРОММАШ» за 2006 г.
|
Выручка (нетто) от продажи товаров (за минусом НДС) | Суммарный оборот по кредиту счета 90 «Продажи» субсчет 1 «Выручка» за минусом оборотов по дебету счета 90.3 «НДС» | 1 586 | |
Себестоимость проданных товаров | Вычитается суммарный оборот по дебету счета 90.2 «Себестоимость продаж» в корреспонденции с кредитом счета 41 | 1 175 | |
Валовая прибыль | Строка 010 - строка 020 | ||
Коммерческие расходы | Суммарный оборот по дебету счета 90.2 в корреспонденции с кредитом счета 44 «Расходы на продажу» | ||
Прибыль от продаж | Суммарный оборот по дебету счета 90.9 «Прибыль от продаж» в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки» (строка 010 - строка 020 - строка 030) | ||
Прочие операционные доходы | Суммарный оборот по кредиту счета 91.1 | ||
Прочие операционные расходы | Вычитается оборот по дебету счета 91 | ||
Прибыль до налогообложения | Строка 050 + строка 090 - строка 100 | ||
Отложенные налоговые активы | Разница за год суммарных бухгалтерских проводок: Д 09 К 68 - признание отложенных налоговых активов Д 68 К 09 - погашение отложенных налоговых активов Положительная разница | 1,34 * 1,0 | |
Отложенные налоговые обязательства | Разница за год суммарных бухгалтерских проводок: Д 68 К 77 - признание отложенных налоговых обязательств Д 77 К 68 - погашение отложенных налоговых обязательств Положительная разница | 2,4 * 2,0 | |
Текущий налог на прибыль | Сальдо проводок по счету 68 в части формирования текущего налога на прибыль в корреспонденции со счетами 99, 09, 77 (данные | ||
равны отраженным в строке 180 листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль) | 72,4 * 72 | ||
Постоянные налоговые активы | Разница за год оборотов Д 99 К 68 - в части постоянных налоговых обязательств | 7,97 8 * 8,0 | |
Чистая прибыль | Итоговая проводка |
отчетного | Д 99 К 84 | ||
периода |
Условный расход - это бухгалтерская прибыль из строки 140 «Отчета о прибылях и убытках», умноженная на ставку налога на прибыль [26]:
270 х 24 %: 100 % = 64, 8 тыс. руб. или Налоговая база по расчету исходя из корректировки балансовой прибыли на сумму постоянных и временных разниц (+, -)
________ = 269, 551 + 33, 245 + 1, 393 - 0, 05 - 4, 8 + 2, 4 = 301, 739 тыс. руб.
Прибыль по данным бухгалтерского учета до налогообложения
___________________________ 269, 551 тыс. руб. _______________________
______________________________________________ +___________________________________
Постоянная положительная разница ______________ 33,245 тыс. руб. ________________________
Постоянная отрицательная разница
+
Возникшие в отчетном периоде вычитаемые временные разницы __ 1, 393 тыс. руб.
Погашенные в отчетном периоде вычитаемые временные разницы __ 0, 05 тыс. руб.
Возникшие в отчетном периоде налогооблагаемые временные
разницы
______________________________ 4, 8 тыс. руб. ________________________
+
Погашенные в отчетном периоде налогооблагаемые временные _____ разницы 2, 4 тыс. руб. ____________________
£ налога на прибыль = 301, 739 х 24 %: 100 % = 72, 417 тыс. руб.
72, 417 «72 тыс. руб.
Учет текущего налога на прибыль за 2006 г. в ООО «ПРОММАШ»
В 2006 г. сумма налога, причитающаяся к уплате в бюджет собирается из
семи проводок:
1. По сумме условного расхода Д 99 К 68 - 64 572, 24 руб. (269 051 х 24 %: 100 %)
2. По сумме постоянного налогового обязательства Д 99 К 68 - 7 978, 8 руб. (33, 245 х 24 %: 100 %)
3. По сумме постоянного налогового актива Д 68 К 99 - не имело место в 2006 г.
4. По сумме начисленного отложенного налогового актива Д 09 К 68 - 334 руб. (1, 393 х 24 %: 100 %)
5. По сумме погашения начисленного ранее отложенного налогового актива Д 68 К 09 - 12 руб. (0, 05 х 24 %: 100 %)
6. По сумме отложенного налогового обязательства Д 68 К 77 - 1 152 руб. (4, 8 х 24 %: 100 %)
7. По сумме погашения начисленного ранее отложенного налогового обязательства Д 77 К 68 - 576 руб. (2, 4 х 24 %: 100 %)
64 572,24 | |
1 152 | 7 978, 8 |
1 164 | 73 795, 04 |
72 631, 04 |
Д 68____________ К |
Сальдо в сумме сумме, указанной по |
72 631, 04 руб. соответствует строке 150 формы № 2
«Отчета о прибылях и убытках».
Декларация по налогу на прибыль является налоговой отчетностью.
С 2006 г. приказом Минфина России от 07.02.2006 г. введена новая форма декларации по налогу на прибыль организаций, и новый порядок её заполнения.
Информация об итоговых суммах по налогу на прибыль, подлежащих уплате в бюджет обобщается в Разделе 1 Декларации по налогу на прибыль.
В Приложениях № 1 и № 2 к листу 02 содержится информация о доходах и расходах, связанных с реализацией, а также о внереализационных доходах и расходах (Приложения № 6 и № 7 к листу 02 старой формы Декларации) [8].
Сумма текущего налога на прибыль, соответствующая сальдо по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет 4.2 «Расчеты с бюджетом по налогу
на прибыль» должна совпадать с показателем строки 180 листа 02 «Декларации по налогу на прибыль».
Использование ПБУ 18/02 не влияет на порядок заполнения декларации по налогу на прибыль.
Вопрос 2. Налоговая политика организации как вид налогового планирования
Законодательство Российской Федерации признает права налогоплательщика и предоставляет ему возможность для реализации мер защиты его собственности, в том числе направленных на уменьшение налоговых обязательств, но только при условии, что эти действия не приводят к нарушению законодательства.
Налоговое планирование - это совокупность законных целенаправленных действий налогоплательщика, связанных с использованием им определенных приемов и способов, а также всех предоставляемых законом льгот и освобождений с целью максимальной минимизации налоговых обязательств.
Как правило, налоговое планирование представляет собой именно комплекс мер, направленных на уменьшение налогового бремени (табл.).
Таблица— Виды налогового планирования
|
Таблица— Виды налоговой оптимизации
|
Под учетной политикой для целей налогообложения, как правило, понимается совокупность выбранных предприятием способов и методов ведения налогового учета и порядка исчисления налогов и сборов.
Это означает следующее:
1) предприятие осуществляет выбор одного способа или метода из нескольких, допускаемых законодательными актами, регулирующими порядок определения налоговой базы и исчисления тех или иных налогов и сборов в Российской Федерации.