Рассмотрение и удовлетворение претензий.
В контрактах устанавливаются сроки как заявления, так и рассмотрения претензий. Продавец заинтересован сократить сроки предъявления претензий по качеству/количеству товара и удлинить сроки их рассмотрения. Покупателю, наоборот, выгодно предусмотреть более длительные сроки заявления подобных претензий, чтобы не опоздать с оформлением необходимых претензионных документов, а также более сжатые сроки для рассмотрения и удовлетворения претензий, чтобы быстрее получить возмещение своих убытков.
Продавец обязан рассмотреть претензию по качеству ли количеству товара и ответить Покупателю по существу претензии без промедления, но не позднее установленного срока (обычно от 15 до 60 дней), а в отношении комплектных заводов и установок – в течение 90 дней с даты получения претензии.
Если Продавец не даст ответа по существу претензии в срок, тр Покупатель вправе обратиться в арбитраж. Обоснованная претензия подлежит удовлетворению в установленный срок. Отклонение претензии должно быть мотивировано.
|
|
Удовлетворение претензий покупателя по количеству и качеству может осуществляться разными способами.
Претензии по количеству (недостача) удовлетворяются допоставкой недостающего количества, возвратом переплаченной суммы или путем последующих взаимозачетов.
Урегулирование претензий по качеству (дефектность товара и/или упаковки, нарушение комплектности, ассортимента и т.д.) возможно следующим образом:
- замена забракованного товара или дефектных частей доброкачественными в установленный срок (это не исключает применения санкций за просрочку поставки);
- предоставление уценки, согласованной с Покупателем, при условии, что принятый с дефектом Товар не причинит вреда потребителям;
- устранение дефектов на месте представителями Продавца;
- устранение дефектов силами Покупателя за счет Продавца.
В интересах Покупателя оговорить в контракте свое право выбрать наиболее выгодный из перечисленных вариантов действий.
В случае чрезмерного нарушения контрактных требований по качеству товара Покупатель может настаивать на аннулировании контракта с возвратом забракованного товара Продавцу и возмещением им транспортных расходов и убытков, понесенных покупателем.
Каждая сторона контракта несет материальную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом. Конкретные условия реализации этой ответственности излагаются в статье «Ответственность сторон» или «Санкции».
Общепризнанны 2 формы материальной ответственности:
|
|
- уплата виновной стороной фиксированного штрафа (пени или неустойки);
- возмещение фактических убытков, причиненных ею другой стороне.
Штрафы могут взыскиваться за:
- просрочку товара,
-некомплектную поставку, -
несвоевременное предоставление необходимых документов,
- несвоевременное устранение выявленных дефектов или замену дефектного товара,
-опоздание с подачей транспортных средств под погрузку товара или их простой и т.д.
Штраф за просрочку поставки (конвенциональный штраф) и ряд иных нарушений начисляется за определенный период времени (день, неделя). Такой штраф может прогрессивно возрастать в зависимости от продолжительности нарушения, но быть ограничен предельным размером.
В контрактах с контрагентами стран ЦВЕ обычно устанавливается штраф за просрочку в следующих размерах:
- первые 30 дней – 0,05% за каждый день;
- в течение следующих 30 дней – 0,08% за каждый день;
- в дальнейшем – 0,12% за каждый день, причем предельная сумма штрафа составляет 8% стоимости товара, в отношении которого имелась просрочка.
Но стороны могут предусмотреть и не прогрессирующий штраф, например, 0, 1% за каждый день или 0,5% за каждую неделю просрочки с максимальной суммой 10% стоимости несвоевременно поставленного товара.
Уплата штрафа за просрочку поставки не освобождает Продавца от обязанности произвести поставку товара. Вместе с тем в случае просрочки поставки сверх установленного в контракте срока (например, 4 или 6 месяцев) может быть оговорено право Покупателя аннулировать контракт в невыполненной части. По договоренности сторон вместо повременного штрафа за просрочку товара может быть взыскана фиксированная неустойка.
Стороны контракта определяют, за какие нарушения взыскивается штраф и в каких случаях возмещаются фактические убытки. В эти убытки включаются понесенные расходы, стоимость утраченного или поврежденного имущества потерпевшей стороны, а также упущенная ею выгода в связи с нарушением виновной стороной контрактных обязательств. Убытки потерпевшей стороны должны быть подтверждены документально.