Когда мы говорим о форме государства, мы подразумеваем 2 стороны:
· форма правления
· связанным с ним политический режим
Форма правления:
· монархия
· республика
Говоря о политическом режиме, имеется в виду:
· демократический
· недемократический
Форма государственного устройства (территориальное деление):
· унитарное государство
· федерация
· конфедерация
Монархия (произв. от греч. слова – «единовластие»). Сущность монархии – верховная власть в стране сосредоточена полностью или частично в руках единоличного главы государства, передаётся по наследству от отца к старшему сыну, иногда к дочери или родственнику по боковой линии, ни один другой орган не в праве повлиять на этот процесс. Разделяют монархию:
· абсолютную
· ограниченную
· теократическую
В абсолютной монархии вся полнота государственной власти сосредоточена в руках монарха (Россия в 18 веке, Франция до революции); это исторический переходный вид государства.
В ограниченной монархии власть монарха ограничена выборным органом-парламентом; или особым правовым актом-конституцией. Пример: Великобритания.
|
|
Парламентская монархия-Бельгия, Дания, Нидерланды. В этих странах монархия сохранилась как традиция, что способствует укреплению государства.
Дуалистическая монархия - в странах Азии и Африки; власть сосредоточена в руках монарха больших полномочий или государственной власти. Вся исполнительная власть и право налагать «вето» на законы, издаваемые парламентом.
Республика. Государство, в котором верховная власть принадлежит избранным на определённый срок органам государственной власти.
Современные республики делятся на:
· парламентские
· президентские
· смешанные
В парламентской республике население страны избирает высший представительный органам власти. Парламент формирует органы исполнительной власти, т.е. избирает президента или формирует правительство. Положение исполнительной власти зависит от решения парламента. Концентрация власти в руках парламента преодолевается наличием многопартийности, которая обеспечивает участие в деятельности различных представителей партий. Положение президента напоминает положение монарха в ограниченной монархии. Он имеет представительную функцию, но реальной властью не обладает. Пример: Италия, Франция, Индии, Германия.
Президентская республика. В этой республике всенародно избранные президент и парламент. Президент является высшим органом исполнительной власти, он формирует правительство, структуру исполнительной власти, назначает и освобождает от должности руководство. Однако для недопущения усиления авторитарности власти в президентской республике введена процедура импичмента – досрочное отрешение от должности. Также вводится судебный контроль за деятельностью президента.
|
|
Смешанная республика – сочетание двух республик; для неё характерно:
отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. Всенародно избранный президент оказывается отдалён от руководства исполнительной властью. По конституции такое руководство возлагается на правительство. но пари этом правительство формируется частично по представлению президента, частично с согласия парламента. По окончание истечения сроков действия полномочий парламента истекает срок действия правительства. в республике смешанного типа предусматривается досрочный роспуск парламента по решению президента.
Формы государственного устройства - территориальное устройство, характер взаимоотношение между составными частями и центральной властью.
Унитарное – государство, построенное по системе вертикального подчинения, имеет простую структуру, административное образование в таком государстве не самостоятельно и подчинено центральным органам власти; в случае создания государства в многонациональной стране предусмотрена автономия, то есть право какой-либо части государства решать свои внутренние вопросы (Италия, Россия).
Федеративное – сложное образование, имеющее в своём составе административно-территориальные или национальные образование – члены федерации, обладающие в значительной степени самостоятельностью или даже суверенитетом (штаты США, земли в ФРГ). Для защиты и представления интересов субъектов федерации предусматривает создание 2-х палатной системы представительно-законодательной власти, а также создание представительной и исполнительной власти в субъектах федеоации.
В федерации осуществляется двойная система законодательство:
· федеративная
· субъектов федерации
Правовая основа большинства федераций является Конституция.
Конфедеративное государство. Отличительные черты:
· не имеет общезаконодательных, исполнительных и судебных органов.
· не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета.
· сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе, хотя режим перемещения граждан одного государства на территории другого значительно сокращен.
· государственные органы могут договариваются о единой денежной системе, единых таможенных правилах, единой межгосударственной кредитной политике, возможности создания иных органов, которые занимаются координированием общих интересов объединённых государств в межгосударственных отношениях в международном сообщении.
· конфедеративные государства не долговечны, ини или распадаются по достижении общих целей или превращаются в федерации(Германский союз(18151867), Австровенгрия(1867-1918)).
Своеобразной формой конфедерации является СНГ. Наблюдается 2 тенденции:
· объединительная
· разъединительная
которые делают данные союз непрочным, а его субъектов – незавершенными государствами.
Империя – сложное многонациональное государство, создаваемое с целью захвата и насильственного удержания в своём составе суверенных, в том числе и соседних государств, одним мощным, деспотическим государством (Остманская империя).
Содружество – весьма редкое, аморфное, неопределённое, но организационное объединения государств, характеризуемое наличием общих признаков, касающихся:
· экономики
· права
· языка
· культуры
· религии.
Политический режим – совокупность приемов и методов, с помощью которых государственные органы (государство) осуществляет принадлежащую им власть. Политический режим отражает степень авторитарности, тоталитарности, демократичности в стране.
|
|
История знает демократичные и недемократичные режимы.
Демократии:
· античная (власть всех граждан)
· олигархическая (власть немногих)
· аристократическая (власть лучших, власть знати)
· парламентская (характеризуется передачей власти парламенту, избираемого всем народом на основе всеобщего равного избирательного права)
Разновидность парламентской демократии является либерально-демократический режим, отстаивающий ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективизму в организации экономической и политической жизни. Либерально-демократический режим считает, что коллективные начала тяготеет к тоталитарным формам правления, в отличие от либерально-демократического, тяготеют к рыночным, свободным равноправным отношениям. Однако преувеличивать либеральный режим не стоит, так как у него есть свои проблемы:
· социальное неравенство
· расслоение общества
· недобросовестная конкуренция
· стремление к монополии как власти, так и капитала
На сегодняшний день либеральные идеи уступают место идеям справедливого социального устройства общества, рассматривая главной ценностью личность, а не индивидуализм.
Недемократический режим основан на сосредоточение всей государственной власти в руках одного человека или группы лиц, связанных между собой общим корыстным или властным интересом. Такие режимы принято называть
· автократичными
· авторитарные
для которых идеология идеология не является системообразующим фактором.
Недемократичные режимы с господствующей идеологией называются авторитарными:
коммунистический режим (диктатура пролетариата)
· фашистский
· рассистский
· военно-диктаторский