Лекция 2. Классификация и кодирование товаров

Классификация и кодирование товаров

Классификация – разделение множества объектов на подмножество по наиболее общим признакам.

Признак классификации – это свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация.

Классификация товаров необходима в целях автоматизированной обработки информации в различных сферах деятельности для изучения потребительских свойств и показателей качества продукции, учета и планирования товарооборота, составление прейскурантов и каталогов, совершенствование системы стандартизации.

Методы классификации:

- иерархический – предусматривает последовательное разделение множества объектов на зависимые классификационные группировки.

- фацетный – параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки.

Правила классификации при иерархическом методе:

1) деление множества следует начинать с наиболее общих признаков;

2) на каждой ступени можно использовать только один признак, имеющий решающее значение для этого этапа;

3) разделение объектов должно осуществляться последовательно от большего к меньшему, от общего к частному;

4) необходимо установить оптимальное число признаков, ступеней и глубину.

Низшие классификационные группировки: виды и разновидности – могут иметь наименования – номинальные и марочные.

Номинальные наименования – именное обобщенное название товара, выпускаемого разными изготовителями.

Марочные наименования – индивидуальное название товара, выпускаемого определенным изготовителем.

Разработка системы классификации сопровождается присвоением каждому наименованию товара номенклатурного номера (кода).

Код – это знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки или объекта классификации.

Система знаков, принятых для образования кода – алфавит кода: цифровой, буквенный, буквенно-цифровой, штриховой.

Методы кодирования:

- последовательный – используется при иерархическом методе классификации;

- параллельный – при фацетном методе;

- порядковый – состоит из чисел натурального ряда (список);

- серийно-порядковый – определяется серия из кода (закрепляется).

Методы классификации и кодирования совместное применение находят в классификаторах.

Классификатор – это официальный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок или объектов классификации.

ОКП – общероссийский классификатор продукции.

Представляет собой пятиступенчатую цифровую иерархическую классификацию с десятичной системой кодирования.

Ассортимент товаров

Ассортимент товаров – это определение совокупности или перечень различных видов, сортов, объединенных по какому-либо признаку (по назначению, цвету и т.д.).

С экономической точки зрения, ассортимент – это один из важнейших факторов, определяющих степень сбалансированности спроса и предложения конкретных изделий.

Виды ассортимента:

  • в зависимости от широты охвата видов товаров: простой, сложный, групповой, развернутый, сопутствующий, смешанный;
  • в зависимости от местонахождения товаров: промышленный – перечень товаров, выпускаемых отдельным предприятием или отдельной отраслью; торговый ассортимент – номенклатура товаров, находящихся в сфере обращения (значительно шире, чем промышленный);
  • по степени удовлетворенности потребностей: рациональный – набор товаров, наиболее полно удовлетворяющих реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии; оптимальный – набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителей при минимальных затратах на их проектирование, разработку, производство и доведение до потребителя; товар отличается повышенной конкурентоспособностью.

Успешная коммерческая деятельность субъектов рынка требует оптимизации товарного ассортимента. В связи с этим большое внимание уделяется его формированию.

Формирование ассортимента – набор различных групп, видов, фасонов и других разновидностей товаров в соответствии со спросом субъектов рынка, направленный на более полное его удовлетворение.

Показатели ассортимента товаров:

- широта – количество видов, разновидностей, наименований товаров однородных или разнородных групп;

- полнота – способность набора товаров однородной группы удовлетворить одинаковые потребности; определяется как отношение фактического ассортимента товаров к его количеству, предусмотренному прейскурантом;

- степень обновления – удельный вес новых товаров в общем объеме, поступающем в реализацию;

- глубина – количество разновидностей конкретного вида изделий (или количество позиций в каждой группе товаров);

- устойчивость и т.д.

Структура ассортимента – характеризуется удельным весом товарных групп, подгрупп, видов, разновидностей в общей сумме товарооборота.

Рационально сформированный ассортимент ускоряет реализацию товаров, сокращает затраты труда и времени на поиск и приобретение товаров, в конечном итоге, способствует удовлетворению спроса потенциальных клиентов.

Добиться рационального ассортимента сложно, поэтому первоначально стараются иметь обязательный ассортимент.

Так как наличие в продаже обязательного ассортимента в определенной степени служит гарантией обеспечения потребителей соответствующей продукцией.

Необходимо систематически проверять наличие товаров к реализации, определяя коэффициент устойчивости, который выражается отношением фактического ассортимента к обязательному; может применяться по конкретному предприятию и для отрасли в целом.

Управление ассортиментом – разработка и применение мер, направленных на формирование оптимальной структуры ассортимента товаров, наиболее полно соответствующей потребностям населения, потребительскому спросу.

Управление осуществляется систематическим анализом сложившейся структуры ассортимента, формированием предпочтительного ассортимента, его оптимизации.

Результаты анализа служат обоснованием для составления заявок и заказов представителям промышленности.

Формирование ассортимента не может быть абстрагировано от конкретной организации и должно базироваться на заранее выработанных целях и задачах. Это определяет ассортиментную политику предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: