Понятие, сущность и содержание эффективности управления.
Показатели эффективности управления и подходы к их определению.
Понятие, сущность и содержание эффективности управления.
3.Поиск резервов роста эффективности управления.
Эффект – абсолютное свойство любого взаимодействия или процесса, характеризующее их результат.
Эффективность характерна не для всякого взаимодействия, а лишь для целенаправленного; это всегда определённое соотношение (результата с целями или результата с затратами на его получение).
Сущностью эффективности управления является эффективность труда сотрудников аппарата управления; процесса управления: функций, методов, решений, коммуникаций и др.; иерархии управления; механизма управления: кадрового, маркетингового, производственного, социального, финансового, информационного и др.
В англоязычной литературе:
- efficiency – соотношение между объёмом выпуска и необходимыми для его производства ресурсами (внутренний параметр функционирования);
|
|
- effectiveness – характеризует степень достижения организацией её целей.
Сама эффективность в этих трех ключевых сферах в свою очередь зависит от действия следующих факторов:
- качества кадров, уровня их профессионализма, т.е. от объема полученных теоретических знаний, накопленного опыта, практических знаний, умения творческого применения знаний и опыта в повседневной жизни, общей культуры, коллективной и индивидуальной системы ценностей и жизненных установок, вытекающей из них отношений к себе, окружающим людям, делу, деньгам, природе и т.д.;
- масштаба и прочности соединения достижений науки и творческой мысли (научных открытий, изобретений, патентов, лицензий, других форм новых идей и концепций) с производством, строительством, управлением и образованием;
- создания во многом нового, более действенного хозяйственного и управленческого механизма;
- формирования и воспитания рассчитанной на условия XXI в. новой системы национальных идей, целей и ценностей, а также мотивации жизни и трудовой деятельности.
Социальная эффективность отличается от экономической прежде всего спецификой числителя: здесь используются показатели, с разных сторон характеризующие изменения качества жизни людей: показатели смертности, рождаемости, реальных доходов населения, количества студентов и т.д. Для оценки экономической эффективности в числителе используются показатели ВВП, т.е. добавленной стоимости во всех отраслях народного хозяйства, включая стоимость амортизации основных фондов, прибыли (чистого дохода) на уровне предприятия, фирмы, региона. Прибыль как обобщающий показатель качественных и количественных изменений в производственной и коммерческой деятельности имеет многие преимущества: в ней отражается динамика объемов производства, повышение качества, лучшее использование производственных фондов, экономия сырья и энергоносителей, соотношение роста производительности труда и средней зарплаты и др. Вместе с тем прибыль включает в себя и доход, полученный за счет искусственного повышения цен. Поэтому ее анализ должен быть факторным, с четким выделением источников роста и снижения доходов.
|
|
Повысить эффективность можно двумя способами: увеличивая полезные результаты опережающими темпами по сравнению с ростом затрат и экономя ресурсы (снижая издержки). В прошлом главный упор делался на снижение издержек. Магистральный путь на будущее - улучшение качественных параметров выпускаемых товаров и услуг (повышение их потребительской ценности и тем самым верхнего предела рыночной цены) за счет материализации успехов науки и других достижений человеческой мысли.
Оценка эффективности аппарата управления и её система показателей может быть классифицирована следующим образом:
- группа показателей, характеризующих эффективность системы управления, выражающихся через конечные результаты деятельности организации, и затраты на управление (прибыль, фактический чистый доход);
- группа показателей, характеризующих содержание и организацию процесса управления, в том числе непосредственные результаты и затраты управленческого труда (производительность труда, экономичность);
- группа показателей, характеризующих рациональность организационной структуры и её организационно-технический уровень.
Суть критериев и показателей оценки эффективности выражается в соотношении полученных полезных результатов к объему используемых ресурсов, в том числе финансовых (как частный, но широко распространенный случай: к текущим издержкам).
Критерии результативности организации:
Наимено- вание критерия | Краткое содержание критерия | Пояснения |
Действенность | Степень достижения системой поставленных перед ней целей, степень завершения «нужной» работы | Для оценки степени действенности необходимы по меньшей мере три критерия: а) Качество: делает ли организация «нужные» вещи в соответствии с заранее определенными требованиями? б) Количество: делает ли организация все «нужные» вещи? в) Своевременность: делает ли организация «нужные» вещи вовремя? |
Экономичность | Степень использования системой «нужных» вещей. | Ее можно выразить следующим образом: Ресурсы, подлежащие потреблению Ресурсы, фактически потребленные Это измеритель, характеризующий результативность организационной системы в отношении затрат. |
Качество | Степень соответствия системы требованиям и ожиданиям. | Качественный признак – конкретное свойство, которое закладывают при создании продукта (услуги). |
Прибыльность | Соотношение между валовыми доходами и суммарными издержками. | Прибыльность измеряют традиционно - финансовыми коэффициентами (ликвидности, прибыльности, роста, хозяйственной деятельности и т.п.). |
Производи-тельность | Соотношение количества продукции системы и количества затрат на выпуск соответствующей продукции | В числителе содержится элемент действенности: количество продукции = надлежащая продукция = качество, количество; в знаменателе – элемент экономичности: затраты = фактически потребленные ресурсы |
Качество трудовой жизни | Степень реакции лиц, причастных к системе, на социально-технические аспекты данной системы | Важен для анализа способности организации эффективно функционировать |
Внедрение новшеств | Инновационная активность организации | Решающий фактор производительности. Организации, не вводящие новые продукты, услуги и технологические процессы, не могут выдержать конкуренцию в течение длительного времени |
Критерии и показатели эффективности менеджмента
|
|
Классификационный признак | Критерии и показатели эффективности менеджмента |
Содержание эффективности Объект оценки Сфера проявления Уровень управления Динамичность Метод расчета Целевое назначение Метод оценки Комплексность оценки | Экономическая, социальная Полная, локальная Внутренняя, внешняя Эффективность управления предприятием, регионом, государством Статическая, динамическая Абсолютная, сравнительная (относительная) Плановая, фактическая, нормативная (потенциальная), проектная, условная Ресурсный, затратный Частный, интегральный |
При разработке долгосрочной стратегии следует учитывать, что главным фактором будущего экономического и социального подъема может быть только рост эффективности управления, инвестиций и производства.
Общая формула эффективности: вход/ выход.
Конкретные оценки экономической эффективности могут иметь различный вид, в частности, следующий:
ВВП - внутренний валовой продукт региона или страны, т.е. сумма добавленной стоимости, включая амортизацию, во всех отраслях народного хозяйства;
Пр - прибыль;
ЧД - чистый доход;
С - себестоимость продукции за год;
Ен - норматив эффективности основных фондов (капитала) увязанный со ставкой банковского кредита в твердой валюте;
ОФ - основные фонды.
Среди ключевых показателей хозяйственного анализа одно из важных мест занимает показатель эффективности инвестиций. При этом в народном хозяйстве, регионах, фирмах и на предприятиях в качестве экономического результата используются данные о приросте ВВП, чистого дохода и прибыли в расчете на год:
где Эк1, Эк2, Эк3 - эффективность капитальных вложений на уровне, соответственно народного хозяйства региона или предприятия.
|
|
? ВВП, ЧД, Пр - прирост соответственно ВВП, чистого дохода или прибыли;
К - объем капитальных вложений, вызвавших такой прирост.
В хозяйственной практике применяется обратный показатель - срок окупаемости, характеризующий отношение объема затраченных капитальных вложений к сумме полученного экономического результата. Любая задача имеет, как правило, несколько путей решения с разными результатами и затратами. Какой вариант выбрать? Чтобы получить ответ на этот вопрос, рассчитывают сроки окупаемости каждого варианта и выбирают тот, где срок окупаемости самый короткий.
Иногда определяют самые низкие "приведенные затраты" на достижение одинакового конечного результата:
С + ЕпК = min,
где С - себестоимость годового производства при разных вариантах;
Ен - норматив эффективности капитальных вложений;
К - объем капитальных вложений при том или другом варианте.
Приведенные формулы несколько упрощены, поскольку они абстрагируются от сложных процентов на капитал. Применение таких процентов в условиях, когда деньги "работают", т.е. приносят дополнительный доход, становится правилом. Это несколько усложняет расчеты, но позволяет дать более точные оценки.
Одним из объектов анализа в настоящее время выступает оценка эффективности (привлекательности) инвестиционных проектов. При этом чаще всего дело сводится к определению коммерческой эффективности, т.е. к выявлению проекта с наименьшим сроком окупаемости (возврата) капитала.
В системе государственной службы, когда федеральным и региональным органам власти приходится оказывать финансовую поддержку инвестиционным программам и крупным проектам, обязательно нужно давать и социальную оценку проектов, в том числе с позиций охраны окружающей среды. В рыночной экономике критерием целесообразности инвестирования выступает коммерческий эффект (норма и объем прибыли), а защитные социальные параметры и нормативы служат рамочными ограничениями.
На практике разработка, анализ и оценка целесообразности инвестиционных проектов происходят методом итераций. Речь идет о многоразовых и все более конкретных расчетах и оценках выгодности на каждом этапе их подготовки. Так, уже к моменту, когда инициативная группа собирает вероятных участников проекта, им предлагается одна из первых его концепций. В ней содержится прогноз изменения конъюнктуры рынка данной товарной группы, в том числе оценка динамики изменения спроса и возможный объем предложения со стороны главных конкурентов. Сложнее предвидеть появление на рынке качественно новых товаров. Поэтому, чтобы снизить риск, конструкторам, разработчикам и технологам задают жесткие нормативы потребительских параметров проектируемых изделий, предельный уровень их цен, а значит, и себестоимости. Приоритет чаще всего имеют параметры качества - полезность нового товара для будущего покупателя или клиента.
Чтобы обеспечить высокое качество и низкие цены, нужны дополнительные инвестиции и время. Поэтому разработка и анализ нового проекта сводятся, по существу, к тому, чтобы найти и обосновать оптимальные параметры четырехугольника, вершины которого образуют показатели качества, цены, инвестиций и сроков.
Процесс поиска наиболее оптимального варианта воспроизводится и оптимизируется на специальных экономико-математических моделях.
Степень оптимальности такого проекта определяет уровень его эффективности и привлекательности