Международные экономические отношения (МЭО), являясь по своей сути механизмом функционирования мировой экономики, посредством которых взаимодействуют ее субъекты, проявляются как экономические отношения между резидентами и нерезидентами.
Международные экономические отношения по сравнению с внутринациональными отношениями имеют ряд особенностей, среди которых:
- существенно большие объемы обмена;
- несравнимо большее число субъектов;
- более масштабная и острая конкуренция;
- специфическая инфраструктура функционирования международных экономических отношений в виде международной стандартизации и сертификации производства и продукции, развития международных перевозок, связи, информационной среды, мирового валютного рынка и т.п.;
- особая система регулирования международных экономических отношений на национальном уровне (в форме внешнеэкономической политики государств), двухстороннем (в рамках двухсторонних соглашений), многостороннем (в рамках многосторонних соглашений и интеграционных объединений), международном (под эгидой международных организаций);
- гораздо большая взаимосвязь и взаимозависимость отдельных форм международных экономических отношений в рамках их системы по сравнению с аналогичной связью на внутреннем рынке.
Международные экономические отношения можно рассматривать на макроуровне (уровне мировой экономики) и микроуровне (уровне национальных участников внешнеэкономических связей).
Международные экономические отношения на макроуровне - это формы и способы связей национальных экономик в мировой экономике. Для характеристики участия конкретной страны в МЭО, развитости и масштабности ее международного взаимодействия используют термин внешнеэкономические связи (ВЭС).
Субъектами международных экономических отношений на макроуровне являются национальные правительства и другие государственные органы (например, Центральный банк), а также международные экономические организации. Главная цель первых - регулирование международных экономических отношений страны посредством соответствующей валютной, внешнеторговой, инвестиционной, научно-технической, миграционной и налоговой политики. Цель международных организаций состоит в выработке общей для всех участников нормативно-правовой базы осуществления международных экономических отношений в той или иной сфере.
Международные экономические отношения на микроуровне - это особая сфера деятельности национальных экономических единиц, ориентированная на внешнеэкономические связи. Когда речь идет об участии отдельного субъекта во внешнеэкономических связях, используется понятие внешнеэкономическая деятельность (ВЭД).
Реальными субъектами (контрагентами) международных экономических отношений на микроуровне являются:
· фирмы;
· союзы предпринимателей;
· государственные органы и организации, имеющие право выхода на внешний рынок;
· международные экономические организации.
Объектами международных экономических отношений являются:
1. товары (сельскохозяйственное и минеральное сырье, продовольствие, топливо, металлы, химические продукты, машины и оборудование, промышленные товары народного потребления),
2. услуги (инжиниринг, консалтинг, аудит, лизинг, туризм, перевозки, расчеты и т.п.),
3. капитал (прямые и портфельные зарубежные инвестиции, международный кредит)
4. знания и технологии (патентные и беспатентные лицензии, товарные знаки),
5. рабочая сила.
Обычно выделяют следующие формы международных экономических отношений:
· международная торговля товарами и услугами,
· международная миграция капитала,
· международная миграция рабочей силы,
· международное промышленное и научно-техническое сотрудничество, включая обмен технологиями,
· международные валютно-кредитные отношения.
Кратко, эти формы международных экономических отношений можно определить следующим образом.
Международная торговля товарами и услугами - это потоки товаров и услуг, обмениваемых резидентами различных стран на коммерческих условиях.
Международная миграция капитала – это перемещение относительно избыточного капитала (в товарной или денежной форме) за границу с целью получения большей прибыли.
Международная миграция рабочей силы - это разнонаправленные потоки (эмиграция, иммиграция и реэмиграция) трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы в поисках работы.
Международное производственное и научно-техническое сотрудничество - это совокупность отношений между фирмами различных стран в области кооперации производства, обмена технологиями, совместных НИОКР и подготовки кадров.
Международные валютно-кредитные отношения - это совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировой экономике.
Несмотря на то, что каждая форма международных экономических отношений имеет свою специфическую сферу и способы реализации, они тесно взаимосвязаны между собой и все вместе образуют систему. Международные экономические отношения как система представляют собой совокупность форм международных экономических отношений в их тесной взаимообусловленности и взаимодействии.
Международная торговля товарами предопределяет развитие международной торговли услугами (банковские, страховые услуги, гарантийное и послегарантийное обслуживание, международные перевозки и т.п.). Тенденции развития мирового рынка товаров и услуг воздействуют на динамику и географические направления международной миграции предпринимательского капитала, его транснационализацию, международную специализацию и кооперирование производства, которые, в свою очередь, влекут за собой международные перемещения рабочей силы. Все формы международной торговли, производственного и научно-технического сотрудничества связаны с необходимостью проведения международных расчетов и возможностью получения или предоставления международных кредитов.
Одновременно ситуация на мировых рынках инвестиционного и ссудного капитала сказывается на международной торговле товарами и услугами, технологиями, а также на процессах трудовой миграции рабочей силы в мировом хозяйстве.
Практическое осуществление международных экономических отношений предполагает наличие механизма их реализации, состоящего из трех элементов:
· совокупности правовых норм,
· совокупности инструментов по реализации правовых норм (международные соглашения, договоры, конвенции, хартии, кодексы, правила, руководства и т.п.), принятых на национальном и межгосударственном уровнях,
· деятельности региональных и международных экономических организаций.
По масштабности участия стран в МЭО можно выделить два «крайних» типа национальных хозяйств.
1. Полностью замкнутая (автаркическая) экономика изолирована от мировой экономики, не участвует в МЭО; развитие такой страны обусловлено лишь внутренними закономерностями и факторами.
2. Полностью открытая экономика, в которойотсутствуют барьеры для участия в МЭО. Она вовлечена в МРТ, активно развивает международную специализацию и кооперирование производства, обеспечивая свободное перемещение продукции и факторов производства. Национальная валюта такой страны находится под воздействием зарубежных валют, и наблюдается активизация ее участия в международных интеграционных группировках.
Однако фактически в мировой экономике отсутствуют как полностью закрытые, так и открытые экономики.
Процессы глобализации мировой экономики обусловили развитие большинства стран по пути открытости. Замкнутые экономики в целом характеризуются более низкой эффективностью хозяйствования, и, в конечном счете, вынуждены, хотя и в весьма ограниченных размерах, интегрироваться в мировую экономику, участвуя в МЭО. Это касается и одного из самых закрытых государств мира – Корейской Народно-Демократической Республики, проводящей политику чучхе - опоры на собственные силы.
Строя свои отношения с мировой экономикой, государства всегда руководствуются национальными интересами, для которых чрезмерная открытость их хозяйств таит в себе угрозу экономической безопасности. В этой связи даже США, позиционирующая себя как центр свободного мира, активно использует широкий набор инструментов и механизмов, призванных направить ее участие в МЭО в русло национальных интересов и оградить внутренний рынок от опасной внешнеэкономической зависимости.
Внешнеэкономическая политика (ВЭП) является составной частью государственной социально-экономической политики и представляет собой целостную программу действий по регулированию ВЭС страны; ВЭП призвана поставить механизм МЭО на службу экономического развития страны, т.е. способствовать эффективной интеграции страны в мировую экономику.
К числу основных факторов, определяющих открытость экономики и уровень развития ВЭС, можно отнести следующие.
1. Обеспеченность природными ресурсами оказывает влияние по двум направлениям. С одной стороны, богатые запасы полезных ископаемых стимулируют их добычу и вывоз за рубеж, а, следовательно, содействуют развитию ВЭС. С другой стороны, страны, бедные полезными ископаемыми, ищут пути их ввоза в обмен на готовую продукцию, что также интенсифицирует участие страны в МЭО.
2. Отраслевая структура национальной экономики влияет на ВЭС следующим образом: развитие обрабатывающих отраслей промышленности и сферы услуг интенсифицируют участие стран в МЭО.
3. Чем меньше объем внутреннего рынка,тем страна активнее участвует в МЭО, так как национальные предприятия пытаются изыскать необходимые факторы производства и каналы сбыта продукции за рубежом.
4. Политический, социальный и прочие внеэкономические факторы связывают МЭО с другими формами международных отношений и, например, определяют развитость ВЭС в случае желания поддержать политического союзника и наличия военно-технического сотрудничества.