Лекция №11. Крепежные работы

Этот вид работ относится, в основном, к профилактическим работам. Целью крепёжных работ является затяжка резьбовых соединений. В общем объёме работ по техническому обслуживанию занимают около 30%. У грузового автомобиля имеется около 3,5 тыс. резьбовых соединений, однако при техническом обслуживании проверяется лишь около 100. При текущем ремонте с крепёжными работами связано большинство разборочно-сборочных операций. Ответственные резьбовые соединения имеют мелкий шаг и защитное покрытие.

К неисправностям резьбовых соединений следует отнести ослабление предварительной затяжки, самоотвинчивание соединений, срыв резьбы.

Ослабление затяжки происходит из-за вибраций. По некоторым данным, при пробеге автомобиля 180 тыс. км момент затяжки в его резьбовых соединениях становится меньше на 25%. Быстрому ослаблению подвержены стартер, генератор, топливный насос, карданный вал. Однако крепёжные работы необходимо производить с большой осторожностью. В частности, подтягивание резьбового соединения без необходимости снижает натяг на 20…25%, а подвергшиеся 10…15 циклам разборки-сборки детали держат натяг в 4 раза хуже, чем новые.

Срыв резьбы появляется из-за превышения усилий затяжки. Сорванную резьбу можно восстановить плашками, метчиками, высверливанием. Ресурс резьбового соединения можно реализовать за счёт правильной сборки. Сборка резьбовых соединений заключается в создании определённых усилий (натяга). Существуют несколько методов контроля усилий затяжки: по крутящему моменту, по углу поворота гайки или болта, по удлинению болта. Наиболее точным является последний, но он требует применения специальных индикаторов. Самый простой метод контроля усилий затяжки-по моменту затяжки. Момент затяжки при этом контролируется с помощью динамометрических ключей. Требуемый момент выбирается из таблиц, либо расчитывается по формуле:

Мкр=1/30*D**3 Н*м,

где D-диаметр резьбы, мм.

Чрезмерно большой момент может повредить резьбу и вызвать ослабление затяжки. К достоинствам данного метода следует отнести простоту, а к недостаткам-влияние неконтролируемой силы трения в резьбовом соединении на крутящий момент.

При сборке резьбовых соединений необходимо следить за тем, чтобы длина ввёртываемой части болта была равна от одного до двух диаметров резьбы. Из гайки болт должен выступать на 2…3 витка резьбы. Особой осторожности требует сборка деталей из различных материалов, например, головка блока-свеча. Особая забота-болты головки блока. Слабая их затяжка приводит к повреждению прокладки, а сильная-к повреждению головки блока. Некоторые производители, в связи с этим, рекомендуют комбинированную затяжку болтов головки блока-вначале болты закручиваются определённым моментом, а затем доворачиваются на определённый угол. Особое внимание уделяется также сборке болтов и крышек шатунов. Здесь необходимо обеспечить одинаковый зазор во всех крышках, а также исключить проворот вкладышей.

Каждая сборка резьбы должна сопровождаться её защитой. Для этого резьба должна быть очищена и смазана. Наилучший антикоррозионный эффект дает применение средств типа Мовиль или Тектил. Ответственные соединения (суппорты тормозных механизмов, шаровые опоры, наконечники рулевых тяг) снабжают специальными пастами-фиксаторами резьбы, которые выпускаются на различные фиксирующие моменты.

При разборке резьбовых соединений часто встречаются трудности с отвинчиванием гаек и болтов. При этом применяются специальные жидкости типа WD-40. При её отсутствии применяют тормозную жидкость или преобразователь ржавчины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: