Принципиальная незамкнутость, открытость балета проявляется в том, что темы, мотивы, образы, сюжеты для создания либретто, музыка заимствуются из разных национальных культур. Безусловно, они рождаются и в отечественной культуре танцоров.
Так, одна из наиболее значительных работ М. Плисецкой – партия Кармен в «Кармен-сюите», где выдающаяся балерина вложила всю силу духовной открытости, свойственную русской национальной культуре, чтобы создать классический образ испанки, ставшей символом женской независимости и своеволия.
Среди лучших созданий Плисецкой – хореографическая миниатюра «Умирающий лебедь» на музыку К. Сен-Санса, «Гибель розы» на музыку Г. Малера. Последняя работа является международным проектом, так как ее постановщиком стал французский балетмейстер Ролан Пети.
Интересны как жанры балеты-монологи Плисецкой. К ним относятся «Болеро» на музыку Равеля и «Айседора». Последний можно рассматривать как интерпретацию творчества выдающейся американской балерины Айседоры Дункан, содержащую реминисценции из ее репертуара.
|
|
Не менее значимы обращения Плисецкой к отечественной культурной традиции. Из партий, отсылающих к русской культуре, можно назвать Хозяйку Медной Горы по сказам Бажова, Анну Каренину по роману Л. Толстого (при создании этого одноименного балета Плисецкая выступила и как балетмейстер), Полозову по мотивам повести И.С. Тургенева «Вешние воды» (на основе этого хореографического образа в 1976 г. снят телефильм «Фантазия»), Чайку и Нину Заречную в балете «Чайка» по одноименной пьесе А.П. Чехова. Два последних балета созданы на музыку выдающегося композитора Родиона Щедрина, мужа М. Плисецкой.
Художественная практика М. Плисецкой подтверждает один из основных законов творчества, в котором не существует деления на «Свое» и «Чужое», а существует лишь значимость мирового культурного наследия.
Характерные особенности творческого почерка М. Плисецкой:
· четкий, тщательно отточенный жест,
· размеренное передвижение по сцене,
· предельный лаконизм костюмов и движений,
· редкое соединение чистоты линии с властной экспрессией и мятежной динамикой танца,
· большой шаг,
· высокий, легкий прыжок,
· стремительные вращения,
· выразительные, необычайно гибкие руки,
· тончайшая музыкальность,
· владение широкой палитрой хореографических красок – от углубленного лиризма до бурных порывов,
· способность к воплощению самых тонких пластических нюансов,
· романтическая приподнятость и драматизм в передаче трагических событий,
· сочетание стихийной непосредственности, яркости контрастов со скульптурностью поз и совершенной гармонией форм [1, с. 1137].
|
|
Эти особенности определили характер творческой индивидуальности балерины и позволили критикам утверждать, что Плисецкая не только стала балериной, но и родилась ею [1, с. 1137].
М. Плисецкая работала в Большом театре с 1943 по 1988 г., т.е. 45 лет! Крупнейший международный проект балерины – руководство балетной труппой в Мадриде с 1988 по 1990 г. Ее вклад в отеч. балет отмечен Ленинской премией, званием Героя Социалистического Труда. В 2000 г., в возрасте 75-ти лет, во время празднования ее юбилея, балерина сумела продемонстрировать «свою особую грацию и пластичность, приверженность русской балетной традиции и одновременно умение почувствовать новое» [1, с. 1138].
Еще более отзывчивой к деятельности своих зарубежных коллег можно считать Екатерину Максимову, которая отличалась особой восприимчивостью ко всему творчески необычному [1, с. 890], что проявилось, в частности, в том, что, она соединила античную пластику и остросовременную технику при исполнении роли Фригии в балете на музыку Арама Хачатуряна «Спартак», создала, по мнению многих специалистов, собственную трактовку классического адажио [1, с. 889] и была совершенно неповторима даже в самых классических партиях (Китри в балете на музыку А. Минкуса «Дон Кихот»).
Балерина охотно работала с зарубежными балетмейстерами, перенимая новый для себя опыт. Она танцевала в балетах Мориса Бежара, Ролана Пети, Р. Кранко, в 1980 г. исполнила партию Натали в балете «Натали, или швейцарская молочница», который впервые в СССР поставил балетмейстер П. Лакот. Заложенная в ней пластическая свобода позволила балерине легко выполнять требования разных режиссеров, но остаться навсегда в чужой стране она не захотела, поскольку творчество Максимовой глубоко национально, в силу чего балерина не смогла оторваться от родной среды, а работа по контрактам в те годы была делом неслыханным.
Неоценимой чертой Максимовой как личности была способность ставить интересы дела выше личных амбиций и болезней. Специфика ее творческого почерка заключалась в том, что, хотя в репертуаре балерины классические роли и преобладали над современными, Максимову все же можно назвать хара'ктерной актрисой.
Максимова – ученица Улановой, перенявшая от нее искусство драматического танца. Сыграла ряд ролей в балетных телеспектаклях. Исполняла как лирические, драматические, так и комедийные роли. Ее искусство знакомит нас с таким явлением, как юмор в балете. Кроме того, М-ой удалось блестяще исполнить не только женские, но и мужские партии, например, в балетном спектакле «Чаплиниана». Ярчайшая черта твор-ой манеры М. – важность в исполнении психологического рисунка. То, что акцентирует М. в своих героинях, – особая хрупкость и незащищенность, рождение, а иногда и умирание чувства. Мы практически не увидим в ее исполнении кипения страстей, как у Плисецкой, пишут критики. Даже прибегая к гротесковым интонациям, Максимова сочетает их с мягким рисунком роли.
Большую роль в расцвете ее таланта сыграл ведущий балетмейстер Большого театра Юрий Григорович. Именно при нем Максимова исполнила ведущие балетные партии – Маши в балете «Щелкунчик» (1966), Фригии в «Спартаке» (1968), Авроры в «Спящей красавице» (1973).
Особая и очень важная страница деятельности Максимовой – ее творческий и супружеский союз с Вл. Васильевым. Танцоры никогда не ограничивались только исполнительской деятельностью. Так, в 1976 г. Васильев поставил для М. балет «Икар», где она сыграла роль Эолы, а затем целый ряд спектаклей – как в театре («Эти чарующие звуки…» 1978 г.), так и на телевидении – («Анюта» 1986 г. по рассказу Чехова «Анна а шее») и «Чаплиниана».
Тв-ву Васильева и Максимовой посвящены телефильмы «Дуэт» 1973 г., «И осталось, как всегда, недосказанное что-то…» 1990 г., а также французский видеофильм «Катя и Володя» 1989 г.
Другие партнеры М-ой – Марис Лиепа, А. Фадеечев, Мих. Лавровский, А. Богатырев.