Несмотря на внешне кажущуюся однородность развитые страны по отношению друг к другу достаточно разнородны. В наиболее общем виде подобная разнородность проявляется в существовании трех систем (моделей) функционирования экономики: американской, японской и европейской. Каждая из них обладает набором неких единых свойств, характерных для всех развитых стран, а точнее — характерных для стран с развитой рыночной экономикой. Речь идет об отношениях собственности, формах и традициях предпринимательства, формах и методах взаимодействия государства и бизнеса, механизмах регулирования экономических процессов, механизмах согласования интересов различных групп, обеспечении социальной стабильности и т.п. В целом под моделью следует понимать комплекс хозяйственных институтов, определяющих характер хозяйственной и социальной системы, а также реальные механизмы, обеспечивающие дееспособность этих институтов.
Однако конкретно-исторические условия возникновения, развития и функционирования рыночных отношений в каждой из рассматриваемых стран обусловили особенности нынешнего состояния их экономик.
Американская модель. Как принято считать, американская модель характеризуется ярко выраженным индивидуалистическим началом. Это означает, что предприниматели рассчитывают исключительно на собственные силы, знания и умения и от государства ждут только четкого соблюдения установленных им же «правил игры». В свою очередь государство особо не стремилось брать на себя функции социальной защиты. Такой подход длительное время предопределял минимальный по сравнению с другими развитыми странами уровень социальной защиты в США для всех слоев населения.
Идеология широкой либерализации хозяйственной деятельности способствовала поиску новых типов экономического и научно-технического развития, их апробированию, отбору жизнеспособных схем и их внедрению в практику. Такой подход позволяет США с наименьшими издержками преодолевать болезненные периоды приспособления экономики с новым условиям производства, переходить к массовому обновлению основных орудий труда в соответствии с современными техническими и технологическими требованиями. Стимулирование структурной перестройки экономики, модернизация производственного потенциала способствуют развитию новейших отраслей. Вместе с тем в последнее время в американской экономике все отчетливее проявляются признаки усиления государственного регулирования.
Еще в 1990-х годах государственное содействие оказывалось наиболее конкурентоспособным отраслям: производству машин, компьютеров, электроники, биотехнологиям, информационным и финансовым услугам. Кроме того, проводится линия на повышение доли секторов и отраслей, наименее подверженных циклическим спадам. Это сфера личного потребления, нематериальное производство, наукоемкие и некоторые базовые отрасли промышленности.
Однако в начале XXI в. под влиянием рецессии в мировом хозяйстве приоритеты государственного регулирования американской экономики начали изменяться. Среди главных приоритетов можно выделить следующие:
•стабилизация экономического роста, выработка сбалансированной макроэкономической политики с целью достижения устойчивого развития с учетом экологических и социальных требований;
•содействие росту производительности труда через осуществление инновационной политики;
•всемерное содействие развитию образования и повышению квалификации рабочей силы;
•обеспечение социальной функции государства через оптимизацию программ в сфере пенсионного и медицинского страхования, вспомоществования и поддержки семейных ценностей;
• реализация позитивного эффекта от глобализации.
Японская модель. До середины XIX в. Япония была практически наглухо закрыта от внешнего рынка: кораблям европейских государств вход в японские порты был запрещен, а ближайшие соседи могли делать это только несколько раз в год. В этом виделся способ сохранения национальной самобытности. Однако парадокс заключается в том, что последовавшее вскоре открытие Страны восходящего солнца для мировой экономики было вызвано именно опасением потерять свою самобытность. Японцы видели опыт стран Южной и Юго-Восточной Азии, уже находившихся к тому времени под влиянием крупных европейских держав. Поэтому «европеизация» страны была выбрана средством предотвращения ее колонизации.
Последующее внедрение рыночных принципов функционирования экономики вкупе с национальными особенностями привело к довольно интересному «коктейлю». Некоторые западные авторы даже характеризуют его как «некапиталистическая рыночная экономика», обращая внимание на то, что хотя в японской экономике и доминируют частная собственность и частные корпорации, но деловая практика основывается на наборе непонятных для посторонних наблюдателей неписаных правил и обязательств. Отклонениями от «канонической» рыночной модели считают негибкий рынок труда с его пожизненным наймом рабочей силы, установление долгосрочных отношений между фирмами, государственный патернализм, ограниченность механизма свободной конкуренции и т.п.
Тем не менее, несмотря на подобные «изъяны» (которые, впрочем, можно рассматривать и как конкурентные преимущества), японская экономика продолжительное время является безусловным лидером в АТР и занимает ведущее место среди развитых стран. Не обладая ресурсной базой, Япония почти полностью отказалась от размещения энергоемких отраслей. За счет активного внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий, использования электроники и производственных в непроизводственных процессах быстрыми темпами развиваются высокотехнологичные и наукоемкие секторы обрабатывающей промышленности (менее технологичные подотрасли размещаются за пределами страны). Революционные перемены в коммуникационных системах способствовали формированию информационного общества.
Со второй половины XX в. японская экономика испытывает серьезные трудности. В интересах их преодоления проводятся пересмотр нормативной базы государственного регулирования экономики: проводится радикальная реформа финансовых учреждений, пересмотр антимонопольного законодательства, начата приватизация полугосударственных компаний, реформируются пенсионная система и медицинское страхование, пересматриваются ряд положений налогового законодательства и т.д. В последние годы в японской экономике стали появляться некоторые признаки оздоровления.
Европейская модель. Специфика европейской модели обозначилась уже в началу XX в. и приняла выраженные формы после Второй мировой войны. Важнейшим ее принципом выступает так называемый «демократический эволюционизм», т.е. постепенное, пошаговое решение проблем на основе переговоров и консенсуса. При этом основной задачей является синтез целей экономического прогресса и социальной солидарности. Институциональными опорами европейской модели служат социальное правовое государство и социальное рыночное хозяйство.
Европейская модель в отличие от американской или японской имеет гораздо больше разновидностей, вызванных как особенностями их генезиса, так и положением в системе мирохозяйственных связей. Своего рода «элементами» европейской модели можно назвать шведское «государство благосостояния» с широкими перераспределительными функциями, немецкое социальное партнерство, французский дирижизм (интервенционизм), итальянский коопера-тивизм, британское дерегулирование и т.д.
Германская модель социального рыночного хозяйства, сформировавшаяся в основном в результате реформ Л. Эрхарда в 1940— 1950-е годы, определяется как сочетание эффективного конкурентного рыночного хозяйства с сильной социальной политикой, обеспечивающей реализацию принципа социальной справедливости.
Британская модель имеет смешанный характер: наличие общих черт с американской моделью (близость предпринимательской культуры, схожесть институциональной среды, инвестиционного поведения, форм корпоративного управления, характера рынка труда и т.п.) и одновременно эрозия многих традиционных британских ценностей под воздействием требований органов Евросоюза и углубления европейской интеграции.
Французскую модель отличают необычайно сильная роль государства в экономике и социальной сфере, существенная регламентация деятельности бизнеса.
Шведская модель характеризуется прежде всего значительной социальной составляющей, причем сильная социальная политика обеспечивается сильным государством, перераспределяющим большую долю ВВП.
Итальянской модели (как частного случая южноевропейской) присущи преобладание «семейного» типа собственности, активное участие государства в производственном процессе, экспортная специализация на отраслях среднего технологического уровня.
Между этими разновидностями существует эффективное взаимодействие по ряду направлений, прежде всего в валютно-денеж-ной сфере. Происходит конвергенция, заимствование отдельных составляющих моделей других европейских стран. И вероятно, в перспективе все-таки можно будет говорить о появлении действительно единой европейской модели.
Все три вышеназванные модели — американская, японская и европейская — не являются статичными и постоянно развиваются. Пожалуй, наиболее интересным аспектом их эволюции является постепенное усиление роли государственного регулирования экономики развитых стран. Обобщенным показателем, характеризующим степень государственного вмешательства, является величина расходов государственного бюджета на те или иные цели. Динамика этого показателя отражена в табл. 1.
Таблица 1 Рост государственных расходов (% от ВВП)
Страна | Годы | |||||||||
Австралия | 18,3 | 16,5 | 19,3 | 14,8 | 21,2 | 34,1 | 34,0 | 36,6 | 32,9 | |
Великобритания | 9,4 | 12,7 | 26,2 | 30,0 | 32,2 | 43,0 | 39,9 | 41,9 | 40,3 | |
Германия | 10,0 | 14,2 | 25,0 | 34,1 | 32,4 | 47,9 | 45,1 | 49,0 | 45,0 | |
Италия | 11,9 | 11,1 | 22,5 | 24,5 | 30,1 | 42,1 | 53,4 | 52,8 | 46,7 | |
Канада | 16,7 | 25,0 | 28,6 | 38,8 | 46,0 | 44,7 | ||||
США | 7,3 | 7,5 | 12,1 | 19,7 | 27,0 | 31,4 | 32,8 | 33,3 | 36,0 | |
Франция | 12,6 | 17,0 | 27,6 | 29,0 | 34,6 | 46,1 | 49,8 | 54,5 | 51,4 | |
Швеция | 5,7 | 10,4 | 10,9 | 16,5 | 31,0 | 60,1 | 59,1 | 64,7 | 62,8 | |
Япония | 8,8 | 8,3 | 14,8 | 25,4 | 17,5 | 32,0 | 31,3 | .36,2 | 31,2 | |
В среднем по развитым странам | 10,4 | 12,3 | 18,7 | 23,2 | 27,9 | 41,9 | 43,0 | 44,5 | 42,5 |
Источник. Серегина С.Ф. Роль государства в экономике. Синергетиче-ский подход.— М.: Дело и сервис, 2002. — С. 140; Элъянов Л. Государство и
Кроме того, в 2000-е годы стало наблюдаться заметное сближение вышеназванных моделей друг к другу. По крайней мере, американская и японская модели все ощутимее движутся в сторону усиления социального компонента в государственной политике, а страны Евросоюза все больше склоняются к необходимости дерегулирования рынков труда (например, в виде упрощения процедуры найма и увольнения работников, стимулирования безработных к переезду в трудонедоста-точные районы, сокращения продолжительности выплат и размеров пособий по безработице, увеличения пенсионного возраста и т.д.), т.е. к ослаблению воздействия на социальное положение трудящихся.