Основные типы экономики развитых стран

Несмотря на внешне кажущуюся однородность развитые страны по отношению друг к другу достаточно разнородны. В наиболее общем виде подобная разнородность проявляется в существовании трех систем (моделей) функционирования экономики: американ­ской, японской и европейской. Каждая из них обладает набором неких единых свойств, характерных для всех развитых стран, а точ­нее — характерных для стран с развитой рыночной экономикой. Речь идет об отношениях собственности, формах и традициях предпринимательства, формах и методах взаимодействия государст­ва и бизнеса, механизмах регулирования экономических процессов, механизмах согласования интересов различных групп, обеспечении социальной стабильности и т.п. В целом под моделью следует по­нимать комплекс хозяйственных институтов, определяющих характер хозяйственной и социальной системы, а также реальные механизмы, обеспечивающие дееспособность этих институтов.

Однако конкретно-исторические условия возникновения, раз­вития и функционирования рыночных отношений в каждой из рас­сматриваемых стран обусловили особенности нынешнего состояния их экономик.

Американская модель. Как принято считать, американская мо­дель характеризуется ярко выраженным индивидуалистическим на­чалом. Это означает, что предприниматели рассчитывают исключи­тельно на собственные силы, знания и умения и от государства ждут только четкого соблюдения установленных им же «правил иг­ры». В свою очередь государство особо не стремилось брать на себя функции социальной защиты. Такой подход длительное время пре­допределял минимальный по сравнению с другими развитыми стра­нами уровень социальной защиты в США для всех слоев населения.

Идеология широкой либерализации хозяйственной деятельности способствовала поиску новых типов экономического и научно-технического развития, их апробированию, отбору жизнеспособных схем и их внедрению в практику. Такой подход позволяет США с наименьшими издержками преодолевать болезненные периоды приспособления экономики с новым условиям производства, пере­ходить к массовому обновлению основных орудий труда в соответ­ствии с современными техническими и технологическими требова­ниями. Стимулирование структурной перестройки экономики, мо­дернизация производственного потенциала способствуют развитию новейших отраслей. Вместе с тем в последнее время в американ­ской экономике все отчетливее проявляются признаки усиления государственного регулирования.

Еще в 1990-х годах государственное содействие оказывалось наиболее конкурентоспособным отраслям: производству машин, компьютеров, электроники, биотехнологиям, информационным и финансовым услугам. Кроме того, проводится линия на повышение доли секторов и отраслей, наименее подверженных циклическим спадам. Это сфера личного потребления, нематериальное производ­ство, наукоемкие и некоторые базовые отрасли промышленности.

Однако в начале XXI в. под влиянием рецессии в мировом хо­зяйстве приоритеты государственного регулирования американской экономики начали изменяться. Среди главных приоритетов можно выделить следующие:

•стабилизация экономического роста, выработка сбалансиро­ванной макроэкономической политики с целью достижения устойчивого развития с учетом экологических и социальных требований;

•содействие росту производительности труда через осуществле­ние инновационной политики;

•всемерное содействие развитию образования и повышению квалификации рабочей силы;

•обеспечение социальной функции государства через оптими­зацию программ в сфере пенсионного и медицинского страхо­вания, вспомоществования и поддержки семейных ценностей;

• реализация позитивного эффекта от глобализации.

Японская модель. До середины XIX в. Япония была практически наглухо закрыта от внешнего рынка: кораблям европейских госу­дарств вход в японские порты был запрещен, а ближайшие соседи могли делать это только несколько раз в год. В этом виделся способ сохранения национальной самобытности. Однако парадокс заклю­чается в том, что последовавшее вскоре открытие Страны восходя­щего солнца для мировой экономики было вызвано именно опасе­нием потерять свою самобытность. Японцы видели опыт стран Южной и Юго-Восточной Азии, уже находившихся к тому времени под влиянием крупных европейских держав. Поэтому «европеизация» страны была выбрана средством предотвращения ее колонизации.

Последующее внедрение рыночных принципов функциониро­вания экономики вкупе с национальными особенностями привело к довольно интересному «коктейлю». Некоторые западные авторы даже характеризуют его как «некапиталистическая рыночная эко­номика», обращая внимание на то, что хотя в японской экономике и доминируют частная собственность и частные корпорации, но деловая практика основывается на наборе непонятных для посто­ронних наблюдателей неписаных правил и обязательств. Отклоне­ниями от «канонической» рыночной модели считают негибкий ры­нок труда с его пожизненным наймом рабочей силы, установление долгосрочных отношений между фирмами, государственный патер­нализм, ограниченность механизма свободной конкуренции и т.п.

Тем не менее, несмотря на подобные «изъяны» (которые, впро­чем, можно рассматривать и как конкурентные преимущества), японская экономика продолжительное время является безусловным лидером в АТР и занимает ведущее место среди развитых стран. Не обладая ресурсной базой, Япония почти полностью отказалась от размещения энергоемких отраслей. За счет активного внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий, использования электро­ники и производственных в непроизводственных процессах быст­рыми темпами развиваются высокотехнологичные и наукоемкие секторы обрабатывающей промышленности (менее технологичные подотрасли размещаются за пределами страны). Революционные перемены в коммуникационных системах способствовали формиро­ванию информационного общества.

Со второй половины XX в. японская экономика испытывает серьезные трудности. В интересах их преодоления проводятся пере­смотр нормативной базы государственного регулирования экономи­ки: проводится радикальная реформа финансовых учреждений, пе­ресмотр антимонопольного законодательства, начата приватизация полугосударственных компаний, реформируются пенсионная система и медицинское страхование, пересматриваются ряд положений налогового законодательства и т.д. В последние годы в японской экономике стали появляться некоторые признаки оздоровления.

Европейская модель. Специфика европейской модели обозначи­лась уже в началу XX в. и приняла выраженные формы после Вто­рой мировой войны. Важнейшим ее принципом выступает так на­зываемый «демократический эволюционизм», т.е. постепенное, по­шаговое решение проблем на основе переговоров и консенсуса. При этом основной задачей является синтез целей экономического прогресса и социальной солидарности. Институциональными опо­рами европейской модели служат социальное правовое государство и социальное рыночное хозяйство.

Европейская модель в отличие от американской или японской имеет гораздо больше разновидностей, вызванных как особенно­стями их генезиса, так и положением в системе мирохозяйственных связей. Своего рода «элементами» европейской модели можно на­звать шведское «государство благосостояния» с широкими перерас­пределительными функциями, немецкое социальное партнерство, французский дирижизм (интервенционизм), итальянский коопера-тивизм, британское дерегулирование и т.д.

Германская модель социального рыночного хозяйства, сформи­ровавшаяся в основном в результате реформ Л. Эрхарда в 1940— 1950-е годы, определяется как сочетание эффективного конкурент­ного рыночного хозяйства с сильной социальной политикой, обес­печивающей реализацию принципа социальной справедливости.

Британская модель имеет смешанный характер: наличие общих черт с американской моделью (близость предпринимательской культуры, схожесть институциональной среды, инвестиционного поведения, форм корпоративного управления, характера рынка тру­да и т.п.) и одновременно эрозия многих традиционных британских ценностей под воздействием требований органов Евросоюза и уг­лубления европейской интеграции.

Французскую модель отличают необычайно сильная роль госу­дарства в экономике и социальной сфере, существенная регламен­тация деятельности бизнеса.

Шведская модель характеризуется прежде всего значительной со­циальной составляющей, причем сильная социальная политика обеспечивается сильным государством, перераспределяющим боль­шую долю ВВП.

Итальянской модели (как частного случая южноевропейской) присущи преобладание «семейного» типа собственности, активное участие государства в производственном процессе, экспортная спе­циализация на отраслях среднего технологического уровня.

Между этими разновидностями существует эффективное взаи­модействие по ряду направлений, прежде всего в валютно-денеж-ной сфере. Происходит конвергенция, заимствование отдельных составляющих моделей других европейских стран. И вероятно, в перспективе все-таки можно будет говорить о появлении действи­тельно единой европейской модели.

Все три вышеназванные модели — американская, японская и европейская — не являются статичными и постоянно развиваются. Пожалуй, наиболее интересным аспектом их эволюции является постепенное усиление роли государственного регулирования эко­номики развитых стран. Обобщенным показателем, характеризую­щим степень государственного вмешательства, является величина расходов государственного бюджета на те или иные цели. Динамика этого показателя отражена в табл. 1.

Таблица 1 Рост государственных расходов (% от ВВП)

Страна Годы
                   
Австралия 18,3 16,5 19,3 14,8 21,2 34,1 34,0 36,6 32,9
Великобрита­ния 9,4 12,7 26,2 30,0 32,2 43,0 39,9 41,9 40,3
Германия 10,0 14,2 25,0 34,1 32,4 47,9 45,1 49,0 45,0
Италия 11,9 11,1 22,5 24,5 30,1 42,1 53,4 52,8 46,7
Канада     16,7 25,0 28,6 38,8 46,0 44,7  
США 7,3 7,5 12,1 19,7 27,0 31,4 32,8 33,3 36,0
Франция 12,6 17,0 27,6 29,0 34,6 46,1 49,8 54,5 51,4
Швеция 5,7 10,4 10,9 16,5 31,0 60,1 59,1 64,7 62,8
Япония 8,8 8,3 14,8 25,4 17,5 32,0 31,3 .36,2 31,2
В среднем по развитым странам 10,4 12,3 18,7 23,2 27,9 41,9 43,0 44,5 42,5  

Источник. Серегина С.Ф. Роль государства в экономике. Синергетиче-ский подход.— М.: Дело и сервис, 2002. — С. 140; Элъянов Л. Государство и

Кроме того, в 2000-е годы стало наблюдаться заметное сближение вышеназванных моделей друг к другу. По крайней мере, американская и японская модели все ощутимее движутся в сторону усиления соци­ального компонента в государственной политике, а страны Евросоюза все больше склоняются к необходимости дерегулирования рынков труда (например, в виде упрощения процедуры найма и увольнения работников, стимулирования безработных к переезду в трудонедоста-точные районы, сокращения продолжительности выплат и размеров пособий по безработице, увеличения пенсионного возраста и т.д.), т.е. к ослаблению воздействия на социальное положение трудящихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: