Социальная технология. Понятие «социальная технология» в России появилось в 70 – 80-е годы XX века в связи с необходимостью разработки качественно новых подходов к решению проблем общественного развития, что было связано с усложнением социально-экономических отношений.
В этот период возрос интерес к зарубежным исследованиям, в которых рассматривались различные аспекты разработки и применения социальных технологий. Так, болгарский исследователь Н.Г. Стефанов подчеркивал «Какими бы сложными ни были социальные процессы, каждый из них поддается технологизации. Реальная проблема не в том, возможно ли в принципе технологизировать социальные процессы, а в том, как это сделать». Далее он писал: «Чем больше усложняются виды человеческой деятельности, тем больше обязательным становится расчленение их на соответствующие этапы и операции. Чтобы деятельность получила право называться технологией, необходимо, чтобы она была сознательно и планомерно расчленена на элементы, реализующиеся в определенной последовательности. Ни этапы и операции, ни порядок и последовательность этих операций не могут быть установлены произвольно, поскольку каждая деятельность имеет свою внутреннюю логику развития и функционирования».
|
|
В это же время появились и первые отечественные исследования по данной проблеме. В частности, большое внимание ей уделяли Н. С. Данакин, Л. Я. Дятченко, А. К. Зайцев, Л. Г. Ионин и др. Уже на начальном этапе подходы специалистов к пониманию сущности социальной технологии и ее места в общественной жизни были различными. Так, В.С. Дудченко, анализируя работы разных авторов, выделяет следующие трактовки данного понятия:
· социальная технология – это определенный способ осуществления человеческой деятельности по достижению общественно значимых целей. Сущность социальной технологии заключается в том, что она состоит в рациональном расчленении деятельности (либо процесса) на процедуры и операции;
· социальная технология заключается в том, что расчленение осуществляется предварительно, сознательно и планомерно;
· социальная технология заключается в том, что расчленение производится на основе и с использованием научных знаний и передового опыта;
· социальная технология заключается в том, что расчленение строится с учетом специфики области, в которой осуществляется деятельность (процесс);
· социальная технология выступает в двух формах: как программа, содержащая процедуры и операции, направленные на преобразование способов и средств деятельности, и как сама деятельность, построенная в соответствии с этой программой, т.е. как «живая» (живущая) технология;
|
|
· социальная технология отражает специфику программы, состоящую в ее существенном влиянии на характер и содержание технологизируемой деятельности;
· социальная технология является элементом (формой трансляции) человеческой культуры. Она «вырастает» в культуре эволюционно или строится по ее законам как искусственное образование.
Кроме того, под социальными технологиями понимаются также развитые алгоритмы действий, оформленный вид методики, опыт успешного решения какого-либо рода задач или некоторая специально построенная («выращенная») и реально действующая социальная система, созданная с определенными целями, например система контроля исполнения принятых управленческих решений. То есть социальная технология – это откристаллизованная человеческая деятельность или ее фрагмент. А по определению Ю.М. Резника, социальная технология – это «специально созданная и эмпирически обоснованная система средств, приемов и способов, направленных на решение стандартных, типовых задач в рамках деятельности по управлению социальными объектами (их диагностике, проектированию и регуляции)».
М.В. Шакурова определяет социальные технологии следующим образом: «Система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов». Специалистами в области социальных технологий определены следующие условия технологизации практической деятельности в социальной сфере:
• объект воздействия должен иметь признаки социальной системы;
• должны быть выделены элементы системы объекта социального воздействия, особенности его строения (структуры) и функционирования;
• должна быть обеспечена возможность формализации реально происходящих процессов и представления их в виде определенных операций, процедур, показателей;
• должна быть обеспечена возможность воспроизводства и повторяемости операций, процедур или показателей в новых условиях.
Р.В. Овчарова под социальной технологией понимает «совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для решения различного рода социальных проблем и обеспечения социальной защиты населения». По е мнению признаками социальной технологии являются:
– наличие стратегической программы, в рамках которой решается конкретная социальная проблема;
– алгоритм последовательности операций для достижения конкретного результата;
– наличие критериев оценки успешной деятельности специалиста;
– непрерывность контакта с клиентом социальной работы;
– динамизм содержания, форм и методов социальной работы.
Систематизация различных подходов к пониманию социальной технологии позволяет выделить среди них наиболее существенные:
– социальная технология – это определенная программа деятельности по решению (управлению решением) социальной проблемы;
– социальная технология – это определенная, специально подготовленная и последовательно реализуемая деятельность, направленная на решение социальной проблемы;
– социальная технология т это специально разработанная программа исследования социальной проблемы.
Социальные технологии разделяются на различные типы в зависимости от оснований, в числе которых могут быть сферы применения, виды деятельности, объекты и т.д. Рассмотрим это с помощью таблицы.
Типы социальных технологий
Основания выделения типов | Типы социальных технологий |
1. Сферы применения 2. Объекты 3. Характер решаемых задач 4. Область заимствования методов 5. Направления социальной работы | 1. Глобальные Универсальные Региональные 2. Групповые Общинные Индивидуальные 3. Организационные Обучающие (информационные) Инновационные (поисковые) Социальное моделирование Социальное прогнозирование 4. Социально-медицинские Социально-психологические Социально-педагогические 5. Собственно социально работы: – социальная диагностика (экспертиза); – социальная профилактика; – социальный контроль (надзор); – социальная реабилитация; – социальная адаптация; – социальный патронаж (опека); – социальное обеспечение; – социальная терапия; – социальное консультирование |
Как видно из таблицы, разновидностью социальных технологий выступают социально-педагогические технологии.
|
|