Классификация методов психологии.
Основной задачей психологии является изучение объективных закономерностей функционирования психических явлений и процессов как отражения объективной действительности.
При этом психология ставит перед собой ряд других задач:
1. Изучать качественные особенности психических явлений и процессов.
2. Исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений.
3. Изучить законы психической деятельности
4. Содействовать планомерному внедрению научных знаний психологии в практику.
Отрасли психологии:
- Общая психология – изучает общие законы и механизмы функционирования психики.
- Дифференциальная психология – раздел научной психологии, изучающий психологические различия между индивидами и группами, а также психологические принципы и следствия этих различий.
- Возрастная психология – изучает возрастные закономерности и механизмы психического развития, психологические особенности каждого возрастного этапа.
- Педагогическая психология – изучает психологические закономерности обучения и воспитания человека.
- Социальная психология – раздел психологической науки, изучающий психологические закономерности и особенности поведения, взаимодействия и общения людей, обусловленные их включенностью в различные социальные группы.
- Психология личности – изучает психические особенности человека как носителя сознания и самосознания, субъекта деятельности и межличностных отношений, а также как индивидуальности, стремящейся к самореализации и саморазвитию.
- Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда и имеет ряд разделов: инженерная психология, авиационная психология, космическая психология
- Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного.
- Юридическая психология рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права.
- Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и т.д.
Различные научные школы психологии вырабатывали разные методы исследования. Вот одна наиболее распространенная классификация методов психодиагностики:
Организационные методы – группа методов психологии, которые определяют способ организации психологического исследования.Организационные методы включают сравнительный метод (сопоставление различных групп испытуемых по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители различных наук, один объект изучается разными средствами)
Эмпирические методы исследования (методы сбора первичной информации) – группа методов психологии, позволяющих получить первичные данные об изучаемом явлении. Эмпирические методы включают: наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы (лабораторный, естественный и формирующий), психодиагностические методы (тестирование, анкетирование, опрос, интервью и беседу).
Методы обработки данных – группа статистических методов, позволяющих произвести количественную обработку первичной информации. Эти методы включают количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ).
Методы интерпретации – различные приемы объяснения выявленных в результате статистической обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами.Интерпретационные методы психологии – это генетический – анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий и т.д.; структурный – установление структурных связей между всеми характеристиками изучаемых явлений.
Методы психологического воздействия – специфические приемы влияния на психические явления с целью их изменения в соответствии с поставленной целью. Методы коррекции: аутотренинг, групповой тренинг, способы психотерапевтического воздействия, обучение.
Наблюдение и экспериментявляются основными методами исследования в психологии. Выступают в различных формах, имеют различные виды.
Метод наблюдения – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Наблюдение по степени организованности бывает житейским и научным. Научное наблюдение по участию исследователя в наблюдаемом процессе, делится на включенное и не включенное (скрытое). При включенном наблюдении наблюдатель становится членом исследуемой группы, т.е. наблюдает за происходящими в ней процессами «изнутри». По отношение к исследуемому материалу наблюдение бывает сплошное (исследуются все психические проявления личности) и выборочное (исследуется только отдельные параметры наблюдаемого). В зависимости от выбранного объекта, различают внешнее (поведенческие акты, действия, физиологические изменения) или внутреннее (переживания, мысли, психические состояния и процессы) наблюдение.
Требования к наблюдению:
– Должно быть избирательно, то есть исходить из четко поставленной цели.
– Плановым (определены этапы).
– Систематическим, проводиться на протяжении определенного периода времени.
– Полнота наблюдения (т.е. как можно более подробно фиксировать изучаемое поведение).
– Использование аудио или видео техники (для достижения эффекта отсутствия испытателя).
Трудностьнаблюдения в однозначности понимания, толкования (т.е. субъективность). Должен учитываться опыт и квалификация наблюдателя.
Метод эксперимента – основной эмпирический метод объяснительной психологии. Статус самостоятельной науки психология приобрела одновременно с экспериментальным методом исследования. Основная задача психологического эксперимента – сделать доступным для объективного внешнего восприятия существенные особенности внутреннего психического процесса.
Преимущества эксперимента:
- Активность – в эксперименте создаются условия, вызывающие психические процессы и свойства, интересующие исследователя;
- Гибкость – в эксперименте возможно изменение его условий и течения психических процессов.
- Четкость – в эксперименте обязателен строгий учет условий его протекания, фиксация раздражителей, ответных реакций.
- Массовость – эксперимент возможен при большом количестве его участников, что позволяет установить общие закономерности психического развития.
Эксперимент бывает лабораторный и естественный, формирующий и констатирующий.
Лабораторныйпротекает в специально созданных и контролируемых условиях с применением специальной аппаратуры и приборов.
При естественном эксперименте создаются привычные условия деятельности. Испытуемые не подозревают о том, что они таковыми являются. Эксперимент в естественных условиях сочетается с наблюдением за ходом и результатами его протекания.
Формирующий эксперимент – иными словами преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий. Способствует формированию новых качеств.
Констатирующий эксперимент устанавливает несомненность наличия чего-либо, сообщение о точно установленном, непреложном факте.
Психологические тесты. Английское слово тест означает «проба» или «испытание». Термин был введен американским психологом Дж. Кэттелом. Тест – это краткое, стандартизированное испытание, не требующее, как правило, сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и математической обработке данных.
С помощью тестов стремятся выявить определенные способности, навыки, умения, наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности, выявить степень пригодности для работы в той или иной области, уровень тревожности у младших школьников, профессиональную ориентацию – у старших школьников и т.д.
Выделяют тесты интеллекта, способностей, личностные тесты, а также тесты достижений, при помощи которых определяется уровень знаний, умений и навыков в конкретных учебных дисциплинах или видах профессиональной деятельности. Разработка тестов предполагает их статистическую проверку по критериям валидности, надежности, однородности, дифференцирующей силы, достоверности и прогностичности.
Преимущества тестирования: доступность, простота и быстрота выполнения, массовость. Исключается субъективность исследователя.
Метод опроса широко распространен в психологических исследованиях. Все разнообразие методов опроса можно свести к двум типам: 1)опрос «лицом к лицу» - интервью, проводимое исследователем по определенному плану; 2)заочный опрос – анкеты, предназначаемые для самостоятельного заполнения.
В стандартизированном интервью формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Исследователю не разрешается переформулировать какие-либо вопросы или вводить новые, а также изменять их порядок. Методика нестандартизированного интервью, наоборот, характеризуется полной гибкостью и варьирует в широких пределах. Клиническое интервью – это метод получения информации посредством устного опроса пациента и проведение терапевтической беседы при оказании психологической, психиатрической или даже медицинской помощи. Причем материалом для психолога-исследователя может быть не только содержание рассказа клиента но и его поведенческие реакции в процессе рассказа.
Анкетирование (заочный опрос) применяется, когда необходимо выяснить отношение людей к острым дискуссионным вопросам или интимным вопросам, либо опросить большое количество людей в сравнительно небольшой срок. Анкетирование более анонимно, чем интервью, поэтому опрашиваемые более откровенны. Вопросы могут быть открытыми, позволяющими опрашиваемому строить свой ответ по форме, содержанию, либо закрытого типа, включая ответы «да» и «нет».
Беседа является вспомогательным методом для дополнительного освещения изучаемой проблемы. Беседа в психологии – это метод получения психологической информации посредством двустороннего вербального общения с испытуемым в различных ситуациях, организованных исследователем. Беседа применяется на разных стадиях исследования, как для первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных с помощью других методов. Беседа должна быть планово организована в соответствии с задачами исследования. Она не должна носить шаблонно-стандартного характера, она всегда должна быть максимально идеализированной и сочетаться с другими объективными методами.
Изучение продуктов деятельности. Этими методами пользуются в исторической психологии для изучения психологии человека в давнопрошедшие исторические времена, недоступные для непосредственного наблюдения и экспериментирования, чтобы понять закономерности психологического развития человека. Методы широко используются в детской психологии. Исследуются поделки детей, рисунки, рассказы, стихи и т.д.
При обработке научного материала, полученного в процессе исследования, используют количественный и качественный анализ. Все методы статистического анализа условно подразделяют на первичные и вторичные. Первичными называют методы, с помощью которых можно получить показатели, непосредственно отражающие результаты производимых в эксперименте измерений. Вторичными называются методы статистической обработки, с помощью которых на базе первичных данных выявляют скрытые в них статистические закономерности.
Психогенетические методы позволяют установить соотносительное влияние наследственности (генотипа) и среды на формирование индивидуальных и типологических особенностей психики. Эти методы тесно переплетаются с методами генетики. Наиболее информативен близнецовый метод, предложенный Ф. Гальтоном в 1875 году. Заключается в сопоставлении психологических качеств монозиготных близнецов, имеющих идентичный генный набор, и дизиготных, генотипы которых различны. Данный метод предназначен для выявления роли генотипа и среды в процессе формирования исследуемого психологического качества.
Среди методов психологического воздействия в последнее время широко применяется на практикеаутотренинг, групповой тренинг и психоанализ.
Слово «аутотренинг» происходит от двух слов: «ауто» - само и «тренинг» - обучение. Аутотренинг означает технику обучения человеком самого себя, приемы саморегуляции физических и психологических состояний. Зарождение и внедрение метода аутогенных тренировок связывают с именем немецкого психотерапевта И.Г. Шульца. Благодаря его работам во всех странах аутогенная тренировка получила широкое распространение как метод лечения и профилактики различного рода неврозов и функциональных нарушений в организме. Популярность этого метода связана с убыстрением темпов жизни, возрастанием нагрузок на нервную систему человека. В настоящее время аутогенные тренировки прочно вошли в систему подготовки спортсменов, шире применяются в производственных коллективах, с целью снижения психо-эмоциональных нагрузок. В аутотренинг входят специальные упражнения, направленные на то, чтобы научиться управлять мышечной системой, дыханием, воображением и через них – физическими и психологическими состояниями.
При групповом тренинге используют групповые дискуссии, игры. Метод групповой дискуссии используется в основном в форме анализа конкретных ситуаций и в форме группового самоанализа. Дискуссия может происходить между всеми членами группами (например, знакомство через написанные особенности характера, наличие «обвиняющего», «умиротворяющего, «рационалиста», «Уходящего в сторону»). Дискуссия может происходить между одним членом группы и психологом. Остальные наблюдают. Среди игровых форм получил распространение метод ролевых игр. В последнее время широко применяется танцевальная психокоррекция.
Психоанализ. Слово было введено австрийским врачом-психиатром З. Фрейдом. В технику психоанализа входят приемы толкования сновидений, анализ случаев забывания и интерпретация ошибочных действий человека. Главную роль в этой технике играет толкование сновидений. В своем очевидном содержании сновидение связано со свежими впечатлениями предыдущего дня. Скрытое содержание сновидения, обнаруживает зависимость от более ранних переживаний.
ЛЕКЦИЯ 2
2.1. Основные этапы развития психологии как науки.
2.2. Психологические теории и их взаимосвязь.
3.3.Основные психологические школы