Определение философии, её предмет, характерные черты и структура философского знания

Философия способствовала (и продолжает способствовать) раз­витию у человека абстрактного мышления (см.).

Абстрактное мышление — это обобщенное, отвлеченное мышление, которое выражается в формах понятий, суждений и умозаключений.

Понятие — форма мыс­ли, в которой происходит обобщение и отделение предметов данного клас­са по их специфическим признакам, т.е. это логи­ческая схема (конструк­ция), созданная разумом человека с целью отделе­ния одной группы объек­тов от другой.

         
 
   
Суждение — фор­ма мысли, в которой происходит утверж­дение или отрица­ние чего-либо о свойствах явлений и процессов. Суж­дения представля­ют собой связи двух или нескольких по­нятий.
 
 
   
Умозаключение — форма мысли, в ко­торой из несколь­ких исходных суж­дений (посылок) выводится новое суждение по прави­лам логического вы­вода (логическое следствие или заключение).
 
 


Схема 7. Абстрактное мышление

Отсюда характерными чертами философии являются:

· Понятийность - это способность к осознанию смысловых соответствий между идеей и действием.

· Логичность - закономерное, разумное, последовательное и правильное понимание предмета.

· Дискурсивность – рассудочность, понятийность и логичность в рассуждениях и доводах.

Поэтому можно вывести понятие, что такое философия?

ФИЛОСОФИЯ – это совокупность знаний и духовных поисков человека, позволяющих составить общее воззрение на мир и объясняющих происходящие в нём процессы и события в их взаимосвязи и целостности.

Главная задача философии: изучение человека и мира.

Философию всегда интересовал не мир сам по себе, а в связи с человеком. Поэтому в определённом смысле философию можно назвать наукой о человеке и его месте в мире, о том, как он познаёт этот мир, как относится к обществу и другим людям.

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ – это наиболее общие законы бытия и развивающаяся на их основе практическая и познавательная деятельность людей.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя научное знание, не стоит над ним.

Понимание предмета философского познания исторически менялось. Не существует единого определения философии и сегодня. Но наиболее точно выражает специфику философии трактовка ее предмета как всеобщего в системе отношений «мирчеловек». Данная сис­тема включает различные типы отношений человека к миру: познавательный, практический, ценностно-ориентирующий.

Данные типы отношений весьма точно выявлены немецким философом Иммануилом Кантом (1724—1804) в сформулиро­ванных им трех вопросах, аккумулирующих проблемное ядро философии:

ü «Что я могу знать?», - то есть, каковы познавательные возможности рода человеческого (познавательный тип отношения человека к миру).

ü «Что я должен знать?», - то есть, что я должен делать, чтобы быть человеком и жить достойно (практический тип отношения человека к миру).

ü «На что я смею надеяться?», - вопрос о ценностях и идеалах (ценностной тип отношения человека к миру)

Ответив на эти три вопроса, мы получаем ответ на интегративный вопрос: «Что есть человек?»

Философия в своём развитии прошла три основные стадии эволюции:

КОСМОЦЕНТРИЗМ – философское мировоззрение, объясняющее все явления природы черезмогущественное влияние Космоса и его циклов.

ТЕОЦЕНТРИЗМ - в основе мировоззрения объяснение всего сущего через господство сверхъестественной силы – Бога.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – в центре философского мировоззрения стоит проблема человека.

Сложное структурирование самого предмета философии определяет разветвленное внутреннее строение философского знания, которое состоит из нескольких основных областей.


Схема 8. Структура философского знания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: