Философские воззрения Фридриха Ницше

Творчество Ницше принято условно делить на три периода:

Период Его характеристика
     
  Раннее творчество (1869-1876) Ницше находится под сильным влиянием фи­лософии Шопенгауэра и увлечен проблемами эс­тетики. Он создает произведение под названием «Рождение трагедии из духа музыки», а также «Не­своевременные размышления». В «Рождении трагедии из духа музыки» Ницше вводит разграниче­ние дионисийского и аполлоновского начал в куль­туре: аполлоновское начало Ницше отождествля­ет с рациональностью (Аполлон привносит в жизнь иллюзию жизни, т.е. упорядочивает хаос), а дионисийское начало — с иррациональным, с хаосом, буйством, экстазом. По мнению Ницше, в греческой трагедии эти два начала гармонично соединились. С возникновением же рационалистической фило­софии, которое Ницше связывает с деятельностью Сократа, греческая трагедия погибла.

Продолжение таблицы 30

     
    Ницше пола­гал, что возрождение подлинно трагической культу­ры возможно; свои надежды он связывал с немец­ким композитором Рихардом Вагнером. Однако до­статочно быстро (уже к 1871 г.) он изменил свое мнение. Именно в этот момент Ницше становится критиком современной ему культуры.
  Средний период (1876-1882) Ницше в основном занимается проблемами мора­ли и познания. Он пишет работы «Человеческое, слишком человеческое», «Утренняя заря» и «Весе­лая наука». Ницше критикует современное обще­ство, которое он характеризует как общество де­каданса (упадка), причем в основном эта критика направлена на христианство. В христианстве Ниц­ше видит проявление идеологии слабых, которые по воле истории заняли место сильных. Именно христианство стало причиной того, что европей­ская культура — это культура изнеженных людей. Христианство умерло, оно не способно (и, по боль­шому счету, никогда не было способно) быть ориен­тиром для людей. Идеи и представления, лежащие в его основе, уже действительно не воспринимаются никем серьезно. Именно так следует понимать вы­сказывание Ницше о том, что Бог умер, которое можно обнаружить на страницах «Веселой науки». Христианство вступило в заговор против всего здо­рового — силы, красоты, смелости, удачливости, в конечном счете — против самой жизни. Оно превратило в силу то, что естественно считать сла­бостью, а слабостью стало то, что в действительно­сти является силой. Покорность христианина, на­деющегося на то, что сделавшие ему зло люди бу­дут наказаны во время Страшного суда кем-то более сильным, — разве это не проявление слабости? Почему это должно считаться добродетелью? От­веты на эти вопросы неизбежно приводят к выво­ду, что христианство — это не только заблужде­ние, но и вредное явление, отдаляющее людей от подлинной жизни
  Поздний период (1882-1889) Ницше формирует понятие «воли к власти». Он создает наиболее значительные свои работы, та­кие как «Так говорил Заратустра», «Поту сторо­ну добра и зла», «Воля к власти», «Антихрист» и другие. В 1889 г. Ницше фактически сходит с ума: после очередного апоплексического удара он спо­собен только импровизировать на фортепиано. В этот период Ницше окончательно ставит диагноз своему времени — нигилизм, который он опреде­ляет как отказ от ценности жизни и от всего, что достойно желаний. Это состояние Ницше оце­нивает как знак того, что приходит новая эпоха — эпоха переоценки всех ценностей. Прежняя куль­тура слишком высоко ценила потустороннее, те­перь же пришло время новых — сильных — людей, сверхчеловека, который нацелен на всё земное и стремится к силе и власти. Ницше убежден, что в основе как жизни, так и мира лежит воля. Он вы­деляет несколько видов воли человека: «волю к жизни», волю внутри самого человека («внутрен­ний стержень»), неуправляемую, бессознательную волю (страсти, влечения, аффекты) и «волю к вла­сти». Последней разновидности воли — «воле к власти» — философ уделяет особое внимание. «Воля к власти» присуща каждому человеку. Она близка к инстинкту самосохранения и является внешним выражением спрятанного внутри чело­века стремления к безопасности и движущей си­лой многих поступков человека. Также, согласно Ницше, каждый человек (как и государство) осо­знанно или неосознанно стремится к расширению своего «Я» во внешнем мире, экспансии «Я»

Философия жизни Ницше стала предшественницей ряда со­временных западных философских концепций, в основе кото­рых лежат проблемы человека и его жизни (феноменологии, экзистенциализма, постмодерна и др.). Еще одним ярким пред­ставителем философии жизни является Анри Бергсон.

 
 


Схема 89. Основные философские идеи А. Бергсона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: