Схема 108. Основные темы в постмодернистской философии.
Уже в середине XX в. западные исследователи заявляют об «устарелости человека». В лагерях уничтожения индивид аннулируется, человек превращается в экземпляр. В этой связи, подчеркивая возрастающую роль компьютерной техники, один из главных теоретиков постмодерна Жак-Франсуа Лиотар в конце 70-х гг. XX в. в работе «Состояние постмодерна» отмечает: «Банки данных являются энциклопедией завтрашнего дня. Они превышают способности каждого пользователя и по своей «природе» принадлежат человеку постмодерна» (Лиотар Ж.-Ф., 1998. С. 125). Философы постмодерна констатируют: техника вытесняет человека. Экономические отношения производства и сферы услуг овеществляют человека и редуцируют его возможности за счет инструментальных процессов и технических возможностей.
Схема 109. Постмодерн как особый тип мировоззрения.
В свете постмодернистской теории кажется, будто бы человек вынужден постоянно заново открывать самого себя. Если проект модернистского человека состоял в единстве жизни, направленной на развитие самосознания и личности, то биография человека постмодерна характеризуется разломами, новыми начинаниями и изменчивостями. Это неуверенная жизнь, в которой человек не может больше полагаться на проверенные координаты модерна: нет центрального субъекта, нет центра жизни, нет никакой предписанной цели, нет твердого исходного пункта.
|
|
Постмодернисты отрицают возможность рационально обосновать смысл жизни, человеческого общества, морали, поэтому считают, что нужно жить только настоящим, не заботясь ни о прошлом, ни о будущем. Постмодернизм стремится обеспечить возможность жизни в непрестанно меняющейся ситуации. Таким образом, сам человек больше не находится в центре своих поступков. Вместо этого постмодернистские теоретики говорят о «децентрированном субъекте».
«Человек» исчезает в постмодерне. Поэтому постмодернистская теория постулировала «смерть субъекта». В постмодернистском дискурсе человек предстает флексибилизированным, шизофреничным, нормированным, недисциплинированным, децентрированным, подверженным случайностям так же, как вожделениям и желаниям.
В заключение следует отметить, что постмодерн не ставит перед собой целью тотальное отрицание ценностей. Главная цель — переосмысление, деконструкция, переоценка, замена знаков «плюс» на «минус», и наоборот. Личность анализируется в коммуникации, в интерсубъективности, а различные культуры — в системе равноправного диалога. Постмодерн меняет парадигму критического мышления современной науки, он воспринимается как способ нового восприятия мира, как менталитет новой культурной эпохи.