Экономическая «перестройка» в СССР

Параллельно с политической «перестройкой» проходила и «перестройка» экономической системы. Суть экономической «перестройки» состояла в сохранении редистрибутивной (распределительной) плановой экономики, но ее адаптации к новым условиям; требовалось «реформирование социализма», но не отход от него.

Предпосылки «перестройки» экономики. Общая направленность экономической «перестройки» заключалась в некоторой либерализации экономики. «Перестройка» являла собой пример модернизации общества «сверху», характерной для России во все времена.

Необходимость экономических реформ диктовалась, в первую очередь, нарастанием кризисных явлений. Темпы прироста национального дохода упали с 6,5% в 1961-1965 гг. до 3,5% в 1981-1985 гг., темпы роста производительности труда – соответственно с 6% до 3%. На единицу национального дохода расходовалось в полтора-два раза больше ресурсов, чем в странах Европы и США. Лишь около 15% промышленных предприятий было автоматизировано или комплексно механизировано, на остальных преобладал низкоквалифицированный ручной труд. Страна значительно отставала от ведущих мировых держав по уровню развития научно-технического прогресса (за исключением оборонных отраслей). Приоритет в промышленности отдавался экстенсивным формам развития – строительству новых предприятий-гигантов, увеличению числа рабочих и т.д. Очень тяжелым оставалось положение сельского хозяйства. Несмотря на мощные финансовые вливания в аграрный сектор, сделанные в 1970-х – начале 1980-х гг., страна продолжала все больше и больше зависеть от поставок продовольствия (в том числе – зерна) из-за рубежа. Принятая ЦК КПСС в 1982 г Продовольственная программа, предполагавшая создание крупных аграрнопромышленных комплексов (АПК) не улучшила ситуации. Некоторый рост качества жизни населения достигался за счет экспорта энергоресурсов – нефти и газа, но с падением цен на них и, одновременно, увеличением затрат на добычу в начале 1980-х гг. и этот источник благосостояния перестал оправдывать себя. Сокращались темпы строительства жилья, постоянный рост заработной платы не обеспечивался увеличением товаров и услуг, увеличивался дефицит некоторых продуктов питания и промышленных товаров. К середине 1980-х гг. внутренний валовой продукт на душу населения составлял 37% от уровня США.

Экономическая перестройка делиться на три этапа:

1985-1987 гг.: «ускорение». В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС был взят курс на «ускорение» социально-экономического развития страны. Этого предполагалось добиться широким внедрением новейших достижений науки и техники (разработка комплексных программ НТП) и активизацией «человеческого фактора» (учет интересов людей и трудовых коллективов, расширение их рабочей инициативы, укрепление трудовой дисциплины (в том числе – методом борьбы с пьянством)). Для контроля за качеством продукции была введена «госприемка». «Ускорение» не затрагивало основ советской экономики – государственной собственности и внеэкономических методов управления. Более того, программа «ускорения» предусматривала и обратное – дальнейшую экстенсификацию производства: поддержку тяжелой промышленности (только в машиностроение было направлено 10 млрд. рублей), увеличение добычи нефти и газа, привлечение дополнительных трудовых ресурсов (до двух млн. человек). «Ускорение» не привело к ожидаемым результатам – общие тенденции снижения темпов роста производства и производительности труда сохранялись. Популистская Жилищная программа (каждой семье – отдельную квартиру к 2000 г.) вызывала недоверие у населения, а антиалкогольная кампания – прямой протест. В связи с интенсивной эксплуатацией устаревшего оборудования участились случаи аварий. Большой общественный резонанс имела Чернобыльская катастрофа (1986 г.), о масштабах и последствиях которой долго было мало что известно. В июне 1987 г. пленум ЦК КПСС определил новые направления реформирования экономики страны.

1988-1989 гг.: «перестройка». С января 1988 г. началась реализация программы «перестройки» социалистической экономики (отсюда – название всего периода с 1985 по 1991 гг.). Она в себя включала: перевод государственных предприятий на хозрасчет, замена планов госзаказом и сокращение плановых показателей; разрешение создания частных предприятий в сфере производства потребительских товаров и услуг; разрешение создания кооперативных предприятий; разрешение частным лицам аренды сельскохозяйственных угодий на 50 лет.

«Перестройка» не помогла справиться с кризисными явлениями в экономике. Государство по-прежнему дотировало убыточные предприятия, сдерживало развитие инициативы успешных предприятий, забирая их продукцию в качестве обеспечения госзаказов. Частный бизнес и кооперативы не пользовались моральной поддержкой населения, их прибыль нивелировалась высокими налогами. В этих условиях предприниматели предпочитали скрывать большую часть доходов, что порождало рост преступности и «теневого сектора» экономики. На селе колхозники негативно относились к арендаторам-фермерам, колхозы препятствовали в выделении им удобных земель. Рост производства не успевал за ростом доходов, что приводило к усугублению дефицита ряда товаров. На некоторые из них уже в 1989 г. были введены карточки (талоны). В этом же году в ряде отраслей промышленности впервые был зафиксирован спад не темпов роста, а уже самих объемов производства (в сельском хозяйстве спад начался еще в 1988 г.). В промышленных районах начались забастовки.

Начало экономической «перестройки». В мае 1985 г. было издано Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Данное решение ставило своей целью разрешение как социальных, так и экономических задач, в первую очередь дисциплины труда, и должно было способствовать росту производительности труда, его качества. Предусматривалось сокращение производства водки и других ликеро-водочных продуктов на 10 % в год. К 1988 г. должно было быть прекращено производство плодово-ягодных вин. Эти меры привели к снижению смертности в стране, но их экономический эффект был отрицательным и выразился в более чем 20-миллиардных потерях поступлений в бюджет.

В начале 1986 г. состоялся XXVII съезд КПСС, на котором был принят целый ряд экономических и социальных программ, предусматривающих новую инвестиционную и структурную политику. Программа «Интенсификация-90» предусматривала опережающее развитие сектора товаров народного потребления в 1,7 раза по сравнению с другими отраслями машиностроения и в определённой степени была продолжением прежних реформ. При этом диспропорции инвестиционной политики приводили к подрыву неприоритетных отраслей промышленности. Помимо «Интенсификации-90» предусматривалось выполнение таких долгосрочных программ, как «Жильё-2000» и др.

19 ноября 1986 г. был принят Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности». 5 февраля 1987 г. Совет Министров СССР издал постановление «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления». 26 мая 1988 г. был принят Закон СССР «О кооперации в СССР», разрешивший кооперативам заниматься любыми не запрещёнными законом видами деятельности, в том числе торговлей. 13 января 1987 г. Совет Министров СССР принял Постановление № 48, разрешившее создание совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран. 11 июня 1987 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 665 «О переводе предприятий и организаций отраслей народного хозяйства на полный хозрасчёт и самофинансирование». 30 июня 1987 г. был принят Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)», перераспределивший полномочия между министерствами и предприятиями в пользу последних. Продукция, произведённая после выполнения госзаказа, могла реализовываться производителем по свободным ценам. Сокращалось количество министерств и ведомств, хозрасчёт внедрялся во все отрасли народного хозяйства. Однако предоставление трудовым коллективам государственных предприятий права выбора директоров и предоставление предприятиям полномочий регулировать заработную плату привело к зависимости директоров предприятий от решений трудовых коллективов и повышению зарплаты, не обеспеченной наличием на потребительском рынке соответствующего объёма товаров.

Объёмы производства товаров народного потребления были гораздо ниже огромной денежной массы, поскольку исходили из достаточно условных расчетных сроков и объемов потребления. Покупатели мгновенно расхватывали товар на прилавках магазинов. Создалась ситуация «пустых полок и полных холодильников и забитых квартир». Значительная масса непродовольственных товаров фактически перестала попадать в официальную торговлю и реализовывалась работниками торговли по знакомым или через «фарцовщиков». Эта проблема усугубилась с разрешением частной торговли, которой фактически занимались кооперативы. Началась неразбериха с союзными поставками, некоторые республики, в частности Украина, прекратили отгрузку мяса, молока Москве, Ленинграду, военному ведомству.

1990-1991 гг.: «регулируемый рынок». На этом этапе «перестройка» переросла в неконтролируемый процесс разложения социалистической системы. В июне 1990 г. Верховный Совет СССР принял программу Расширения рыночных отношений. Предполагались разрешение аренды промышленных предприятий, образования акционерных обществ и поддержка частного предпринимательства. Но реализация этой программы откладывалась до 1991 г., а ситуация ухудшалась. К концу 1990 г. правительство СССР, возглавляемое Н. Рыжковым, признало провал экономической политики «перестройки». Было подготовлено две основных программы выхода страны из нарастающего, как снежный ком, кризиса (в 1990 г. спад промышленного производства был всеобщим и достиг уже 10%). Обе программы сводились к расширению рыночных преобразований. Н. Рыжков и Л. Абалкин предлагали перейти к рынку поэтапно в течение шести лет, сочетания административные и экономические методы. Программа С. Шаталина и Г. Явлинского («500 дней») предполагала быстрый переход к рынку путем приватизации госсобственности с последующей либерализацией цен. Осенью 1990 г. обе программы были обсуждены Верховным Советом СССР и отвергнуты, первая – как рассчитанная на слишком большой промежуток времени, вторая – как противоречащая социализму. Н. Рыжков на посту председателя правительства в декабре 1990 г. был заменен В. Павловым. Павлов также предложил свою программу, однако ее реализация этой программы так и не началась – СССР перестал существовать.

Крах экономической «перестройки». В 1989 г. было сформировано новое Правительство СССР во главе с Н.И. Рыжковым. В его составе было 8 академиков и членов-корреспондентов АН СССР, около 20 докторов и кандидатов наук. Новое Правительство изначально ориентировалось на осуществление экономических реформ и принципиально другие методы управления. В связи с этим существенно изменилась структура Правительства и значительно сократилось число отраслевых министерств: с 52 до 32, то есть почти на 40 %.

В мае 1990 г. Н.И. Рыжков выступил на заседании Верховного Совета СССР с докладом об экономической программе Правительства. Рыжков излагал разработанную «комиссией Абалкина» концепцию перехода к регулируемой рыночной экономике. Она предусматривала реформу цен. Это выступление привело к чрезвычайной ситуации в московской торговле: пока Рыжков выступал в Кремле, в городе было всё распродано: месячный запас растительного и сливочного масла, трёхмесячный запас блинной муки, продано крупы в 7-8 раз больше обычного, вместо 100 тонн соли – 200.

По стране прокатилась волна митингов с требованием не повышать цены. Михаил Горбачёв, неоднократно обещавший, что цены в СССР останутся на прежнем уровне, дистанцировался от правительственной программы. Верховный Совет СССР отложил осуществление реформы, предложив Правительству доработать её концепцию.

В июне 1990 г. Верховный Совет СССР принял Постановление «О концепции перехода к рыночной экономике», а в октябре 1990 г. «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике». Документы предусматривали постепенную демонополизацию, децентрализацию и разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства.

В декабре 1990 г. правительство Н.И. Рыжкова было отправлено в отставку. Совет Министров СССР был преобразован в Кабинет Министров СССР во главе с Премьер-Министром В.С. Павловым. Но деятельность Кабинета Министров в 1991 г. свелась к двукратному повышению цен со 2 апреля 1991 г. (они, однако, остались регулируемыми), а также к обмену 50- и 100-рублёвых банкнот на купюры нового образца (денежная реформа Павлова). Обмен проводился в течение всего 3 дней – 23-25 января 1991 – и с серьёзными ограничениями. Объяснялось это тем, что теневые дельцы якобы накопили огромные суммы в крупных банкнотах.

Итак, так же, как и политические преобразования Горбачева, экономическая «перестройка» закончилась полным провалом и стала одной из основных причин распада СССР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: